«Носители русского языка», выделены российскими законодателями в 2014 году в приоритетную группу, которой дано право на упрощенную процедуру получения российского гражданства. Но при этом заявление на гражданство от «носителя русского языка» принимается только после предъявления документально подтвержденного решения иностранного государства о выходе нашего соотечественника из гражданства страны, в котором он состоит.
То, что на пути к российскому паспорту «носителей русского языка» появляются непреодолимые препятствия, писали неоднократно. Например, как нам сообщают, в Узбекистане решение о выходе из узбекского гражданства нужно ждать не менее трех лет, а «носителю русского языка» наш закон дает только два года, за которые нужно успеть подать заявление на гражданство после получения вида на жительство в России. Об этом письмо Елены, полученное 15 февраля 2016 года:
«Добрый день, Константин Федорович. Спасибо Вам, за понимание проблем русских в СНГ. Я гражданка Узбекистана. Являюсь носителем русского языка. Очень озадачена решением вопроса, связанного с выходом из гражданства Узбекистана. Т.к. документ, подтверждающий выход из гражданства иностранного государства необходимо предоставить в УФМС, для подачи документов на гражданство РФ. Но дело в том, что это самый не выполнимый пункт Федерального закона от 20.04.2014 № 71. Т.к. правительством Узбекистана. не соблюдаются установленные в их же законе сроки исполнения. Я и другие носители Русского языка из Узбекистана в тупике….И он реальный. Я не смогу изменить эту ситуацию. И понимаю, что по большому счету, этот вопрос мало кому интересен. Но это же не только моя дальнейшая жизнь, судьба. Это судьбы миллионов людей, столкнувшихся с такой ситуацией. Ищу помощь и защиту у Вас. Елена»
О необходимости исправить положение, недопустимое, на наш взгляд, для российских соотечественников писалось на сайте «Материк» неоднократно О том, что предложенная в действующем законе процедура получения российского паспорта для этой категории соотечественников, трудно выполнима, а для некоторых – недоступна – в своих выступлениях не раз говорил К.Ф.Затулин. Об этом шла речь и в мае прошлого года в Общественной палате Российской Федерации на Общественных слушаниях на тему «Деятельность Россотрудничества и других российских государственных и общественных структур по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом». Эта проблема отражена в проекте Рекомендаций:
«Участники слушаний выделили следующие проблемы:
1) В соответствии со ст. 11.1 Федерального закона от 24 мая 1999г. № 99-ФЗ «О государственной политике в отношении соотечественников за рубежом»: «Соотечественники имеют право на приобретение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательными правовыми актами Российской Федерации в сфере гражданства». Однако согласно ч. 7 ст. 14 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» право на получение гражданства в упрощенном порядке имеют лишь участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, т.е. те из соотечественников, которые уже переехали в Российскую Федерацию, и уже не являются соотечественниками, проживающими за рубежом. В законе о гражданстве нет упоминания о возможности получения гражданства в упрощенном порядке теми соотечественниками, которые остались за рубежом.
2) Поручение Президента Российской Федерации от 12 декабря 2012 года (Пр-3410, п. 3.15) об упрощенном порядке предоставления гражданства соотечественникам — «носителям русского языка» исполнено так, что процесс получения гражданства для них оказался, говоря словами Президента России, «затруднён и до безобразия забюрократизирован».
Вместо того, чтобы распространить эту норму на всех русских и русскоязычных – выходцев из Российской империи и Советского Союза, в новой редакции Закона о гражданстве сказано, что только те из них имеют право считаться «носителями русского языка», чьи предки происходят с территории, соответствующей нынешним границам Российской Федерации. Это означает, что потомки тех русских, которые жили на Украине, в Казахстане, Латвии и других бывших союзных республиках, никоим образом не могут надеяться на получение гражданства по упрощенной схеме.
3) Установлена сложнейшая процедура отказа от гражданства иностранного государства. Требуется не личное заявление соотечественника о желании выйти из чужого гражданства, а справка иностранного государства, удостоверяющая этот факт. Опыт, особенно на Украине, показывает, что такую справку для получения российского гражданства, иностранные власти, как правило, не предоставляют.
За год с момента принятия изменений 2014 г. в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», заявление о его получении на основании новой нормы подали 9 тысяч человек. И только 250 из них получили гражданство Российской Федерации – только те, кто никакого иного гражданства не имел».
По результатам общественных слушаний было предложено принять рекомендации Общественной палаты Российской Федерации, в частности, к Федеральному Собранию Российской Федерации:
«1. Рассмотреть возможность внесения поправок в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» для введения упрощенного порядка приобретения российского гражданства соотечественниками, проживающими за рубежом, в том числе:
— предоставить лицам, относящимся к соотечественникам в соответствии с Федеральным законом «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», право на упрощенное приобретение гражданства без требований переезда на территорию России и отказа от иного гражданства;
— предоставить участникам Государственной программы содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей право на приобретение российского гражданства при наличии регистрации по месту пребыванияна территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для поселения;
— предоставить детям, родители которых имеют разное гражданство, одно из которых — российское, право на оформление российского гражданства по заявлению одного родителя — гражданина России, вне зависимости от места нахождения ребенка (на территории России или за ее пределами).
2. Рассмотреть возможность внесения поправок в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» для обеспечения права «носителей русского языка» на получение вида на жительство в России наравне с высококвалифицированными специалистами».
Рекомендации также адресованы Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации:
«Подготовить предложение для внесения изменений в п. 14 г.1 «Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», утверждаемого указом Президента России, в отношении процедуры отказа «носителя русского языка» от имеющегося у него иного гражданства, заменив ее общими требованиями, которые предъявляются другим соискателям российского гражданства, указанными в п. 10 названного Положения».
К сожалению, оказывается, документы в Общественной Палате утверждаются труднее и дольше, чем дети появляются на свет. Прошло 9 месяцев со дня Слушаний, но Рекомендации все еще не вышли из ее стен.
В 2015 году в Институте стран СНГ прошло несколько семинаров и круглых столов по вопросам гражданства России для соотечественников, проживающих за рубежом. Обсуждались на них и проблемы «носителей русского языка». В декабре был принят документ «Выводы и рекомендации по итогам семинаров, круглых столов, проведенных в 2015 году в Институте стран СНГ, по вопросам гражданства России для соотечественников, проживающих за рубежом, и положении в России беженцев и политэмигрантов из Украины», выдержку из которого приводим ниже. Полный текст документа можно найти на сайте «Материк». «Выводы и рекомендации…» разосланы в ФМС России, Администрацию Президента, депутатам Государственной Думы, сенаторам Совета Федерации. Пока отклика мы не получили.
«ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
по итогам семинаров, круглых столов, проведенных в 2015 году в Институте стран СНГ, по вопросам гражданства России для соотечественников, проживающих за рубежом, и положении в России беженцев и политэмигрантов из Украины
В ходе проведенных в 2015 году в Институте стран СНГ семинаров, круглых столов выявлены проблемы, препятствующие приобретению гражданства Российской Федерации соотечественниками, проживающими за рубежом, делающие путь к гражданству соотечественников более сложным, чем в общем случае, а также препятствующих легализации в России беженцев, вынужденных переселенцев и политических эмигрантов с Украины. В то же время положение в России беженцев и политэмигрантов с Украины является стратегически важным вопросом на украинском направлении российской внешней политики.
Ниже сформулированы наиболее острые проблемы и высказаны рекомендации к законодателям (депутатам Государственной Думы, членам Совета Федерации), к исполнительной власти (Правительству Российской Федерации, Федеральной миграционной службе) по разрешению названных проблем, просьба к Президенту Российской Федерации.
1. Поправки в ряд законодательных актов по предоставлению российского гражданства для «носителей русского языка» фактически не упрощают и не ускоряют путь к гражданству России для этой категории соотечественников:
— очереди на подачу заявления для прохождения собеседования для получения сертификата «носителя русского языка» в отдельных случаях превышают год;
— «носители русского языка», имеющие иное гражданство (а таких — преобладающее большинство) обязаны отказаться от него перед обращением за получением вида на жительство (любые другие иностранцы получают ВЖ, не разрывая связь со страной своего гражданства). Более того, к заявлению на получение ВЖ нужно приложить документ «уполномоченного органа иностранного государства», подтверждающего принятие им заявления;
— вид на жительство для «носителей русского языка» выдается только на три года (в общем случае на 5 лет), его получение жестко увязано с намерением получения гражданства России, заявление на которое нужно подать не позднее двух лет с момента получения вида на жительство (что может быть невозможно сделать в связи с затяжкой решения о выходе из иного гражданства).
Таким образом, приобретение гражданства России «носителями русского языка» поставлено в зависимость от доброй (или не доброй) воли и расторопности служб иностранного государства.
РЕКОМЕНДАЦИЯ:
Принять поправки в ФЗ «О правовом положении в России иностранных граждан» и в «Положение о рассмотрении вопросов гражданства» снимающие требование подачи заявления о выходе из иного гражданства перед получением вида на жительство и установление общего порядка отказа от иного гражданства при подаче заявления на получение гражданства России для «носителей русского языка».…»