Поделиться


    Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

    Защита от спама reCAPTCHA Конфиденциальность и Условия использования

    Оставить наказ кандидату

      Выберите округ:


      Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

      Написать письмо депутату

        Выберите приемную:


        Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

        На страницу депутата
        от Сочинского округа

        19 июня – годовщина Бендерской трагедии 1992 года


        Константин Затулин о «чёрном» дне в истории для Приднестровья 

        В истории Приднестровья 19 июня 1992 года считается «черным» днем. С этой датой связано внезапное нападение вооруженных подразделений Молдовы и румынских волонтеров на приднестровский город Бендеры, главный порт на Днестре и крупный железнодорожный узел. В последующие несколько недель в конфликте погибли сотни людей. Кровь, пролитая в те дни, до сих пор не дает успокоиться памяти.

        К моменту Бендерской трагедии, конфликт на берегу Днестра, порожденный распадом СССР, взрывом языкового шовинизма и русофобии в бывшей Молдавской ССР, уже прошел несколько этапов, сопровождался столкновениями и многочисленными вооруженными провокациями. Фактически «горячая фаза» конфликта началась еще в марте 1992 года с захвата силами молдавских добровольцев и полиции особого назначения российской воинской части в Дубоссарском районе. Затем вспыхнули бои в пригородах Дубоссар и окрестных селах, втягивая в воронку войны всё большее количество ни в чем не повинных, мирных жителей.

        Молдавской полиции удалось закрепиться на так называемом «Кошницком плацдарме» (южнее Бендер). Как следствие, по линии реки Днестр на протяжении всей весны шли ожесточенные перестрелки между противостоявшими силами. По приказу Кишинёва, под Дубоссарами были сосредоточены тяжелые вооружения: бронетранспортеры, артиллерийские системы и танки. Подобным путем молдавские политики пытались устрашить, принудить приднестровское население к капитуляции.

        Свои посреднические услуги в урегулировании конфликта предложили СБСЕ (Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе), но, прежде всего, Россия, чья позиция оказала решающее влияние на дальнейшие события. Против силового пути решения проблемы, в тот момент, выступила и значительная часть молдавской общественности. В создавшихся условиях, парламент Молдовы, стремясь сохранить лицо, принял постановление о мирном урегулировании конфликта. В начале июня стороны договорились о постепенном выводе из Бендер военных формирований и тяжелых вооружений. В городе, для поддержания порядка, должны были остаться только молдавская полиция и приднестровская милиция. Именно в этот день, 19 июня, Согласительная комиссия обсуждала детали плана по разведению вооруженных группировок.

        Однако 19 июня ситуация внезапно развернулась на 180 градусов. Вряд ли является совпадением, что именно в этот день была развязана молдавская агрессия – президенту Молдовы М. Снегуру и людям в Бухаресте, стоявшим за ним, было необходимо, во что бы то ни стало, сорвать переговорный процесс и решить силовым путем национальный конфликт в свою пользу. Они сочли, что Днестр – это тот Рубикон, который необходимо перейти.

        Эксперты, до сих пор, продолжают спорить: была ли вооруженная акция 19 июня заранее спланированной, или Бендерская трагедия стала следствием случайного инцидента между молдавскими полицейскими и приднестровскими гвардейцами

        То, что Кишинёв готовился к подобному сценарию заранее, подтверждают свидетельства участников событий, в частности, бывшего замминистра внутренних дел Молдовы Бориса Муравского, опубликованные 8 августа 2012 г. в «Московском Комсомольце». Уже 20 июня в нападении участвовало свыше 2. 5 тыс. молдавских военнослужащих, действия которых поддерживали около 70 единиц бронетехники. Поскольку именно в Бендерах заседала Согласительная комиссия, подобный поворот событий в городе не ожидали. В распоряжении у бендеровчан было несколько вооруженных отрядов численностью не более 1 тыс человек. Рабочие отряды, насчитывавшие 3–4 тыс. человек, были практически безоружны. Из бронетехники в наличии у приднестровцев было всего лишь 10 единиц, включая самодельный бронированный трактор. Во многих случаях бендеровчанам пришлось добывать оружие в бою. Но они не оказались одиноки. Волна возмущения, связанная со столь наглым нападением молдавских волонтеров, побудила многих неравнодушных людей прийти на помощь Бендерам. Одним из первых, в частности, прибыл отряд черноморских казаков во главе с походным атаманом С.М. Дригловым.

        Благодаря самоотверженности защитников Бендер ситуация постепенно стала склоняться в их пользу. Огромную роль в деэскалации конфликта сыграла 14-я общевойсковая российская армии во главе с генералом Александром Лебедем, памятник которому установлен в Бендерах. После того, как российская воинская часть, размещенная в крепости г. Бендер, оказалась под обстрелом молдавских формирований, Лебедь отдал приказ о нанесении упреждающих артиллерийских ударов по позициям молдавских формирований. Это подействовало на них как отрезвляющий душ.

        Убедившись в бесперспективности дальнейшей вооруженной борьбы, Кишинёв был вынужден пойти на переговоры. 21 июля 1992 г. в Москве Б. Ельциным и М. Снегуром, в присутствии президента ПМР И. Смирнова, было подписано Соглашение «О принципах урегулирования военного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова».

        29 июля 1992 г. Тульская воздушно-десантная дивизия вошла в Бендеры. Жители города встречали их как в 1944 году при освобождении от фашистов. Российским солдатам несли цветы, хлеб, у многих на глазах были слезы радости, поскольку в город они принесли мир.

        С 1 августа в зону конфликта был введен трехсторонний миротворческий контингент (3 100 российских, 1 200 молдавских и 1 200 приднестровских военнослужащих). Были созданы, и по сей день действующие, Объединенная Контрольная Комиссия и совместные миротворческие силы.

        Бои за Бендеры продолжались свыше месяца: с 19 июня по 22 июля 1992 года. По официальным оценкам, к середине июля 1992 года с обеих сторон погибло свыше 950 человек, около 4,5 тысячи ранено. Приднестровская сторона потеряла около 600 человек погибшими, 899 были ранены, около 50 пропали без вести. Однако реальные потери, по различным оценкам, значительно выше.

        Самому городу был нанесен огромный материальный ущерб: серьезно поврежденными оказались 1280 жилых домов, из которых 60 полностью разрушены, в том числе школы, объекты здравоохранения, предприятия промышленности, транспорта и строительства.

        С этого момента прошло уже около трех десятилетий, но молдавская сторона по-прежнему отказывается признать свою ответственность за эти трагические события. Политический класс Молдовы до сих пор не смирился с тем, что, вопреки многочисленным ухищрениям, блокаде, искусственным препятствиям, в Приднестровье удалось построить самодостаточное государство с развитой промышленностью и сельским хозяйством, проводящим собственную внешнюю политику. Многонациональное население Приднестровья являет собой пример культурной полифоничности и при этом сплоченности, где русские, молдаване, украинцы ощущают себя единым целым. Разительный контраст с тем, что происходит в настоящее время в общественной жизни Молдовы.

        Это не устраивает прорумынские силы Молдовы, благодаря которым блокируются попытки мирного урегулирования проблемы, стагнируется переговорный процесс в формате «5 + 2». Непосредственным выражением этого является то, что молдавские политики саботируют взятые на себя обязательства по итогам переговорных раундов, в частности Берлинского протокола 2016 г., предполагавшего решение первоочередных проблем двусторонних отношений (вопросов взаимодействия в банковской сфере, реализации права Приднестровья на свободу внешнеэкономической деятельности, передвижения, образования, закрытия политически мотивированных уголовных дел и др.).

        Даже общая беда – коронавирусная эпидемия, уносящая сотни жизней – не заставила Кишинёв пойти на конструктивное взаимодействие с Приднестровьем, показавшим, кстати, значительно большую эффективность в борьбе с этой угрозой. Однако это не мешает вице-премьеру по реинтеграции (обратите внимание на название должности) К. Лесник фонтанировать надуманными голословными обвинениями в адрес Приднестровья: в частности, в том, что приднестровское руководство якобы не справляется с ситуацией и при этом нарушает права человека. Кишинёв, тем временем, блокирует поставку в Приднестровье жизненно необходимых грузов, в том числе медикаментов. Еще один эпизод долговременной политики Кишинёва в попытке принуждения Приднестровья к реинтеграции.

        Очевидно, что ни под каким нажимом приднестровский народ не капитулирует. Начало этой традиции положила, в том числе, героическая оборона Бендер. Светлая память погибшим в боях за независимость Приднестровья, всем жертвам Бендерской трагедии!

        Константин Затулин
        Первый зампред комитета по делам СНГ Государственной Думы РФ,
        руководитель Института стран СНГ

        /