Украина, возможно, не Россия, но Армения не Украина точно
«Теория революции так же нова, как и революция, ее породившая», — вождь якобинцев, которому принадлежат эти слова, сказанные 200 лет назад, вынужден был действовать методом проб и ошибок и кончил на гильотине. В ХХ веке Россия приняла от Франции эстафету революций и сильно преуспела и в их теории, и в практике. На какое-то время революции даже стали предметом нашего экспорта — вместо хлеба, который, наоборот, начали ввозить.
С распадом Советского Союза пальма, плодоносящая революциями, оказалась пересажена на американскую почву. Соединенные Штаты, которые и прежде не брезговали заниматься государственными переворотами в чужих странах, усаживая в кресло и свергая, когда приходило время, «своих сукиных сынов», присвоили свободу революционного творчества и обновили его инструментарий. Теперь, как известно, проводником революций стали социальные сети, Интернет — американское изобретение. Леваки, анархисты и защитники окружающей среды во всем мире зачастую и не подозревают, что их вполне искренний протест — результат целенаправленных манипуляций для сохранения доминанты бастиона буржуазного конформизма, таким образом переключающего внимание с себя и создающего проблемы другим. Че Гевара, чей растиражированный облик давно приватизирован наследниками тех, кто его убил, точно перевернулся бы в гробу. Если бы у него он был.
Необходимо, правда, одно уточнение. Россия, объединявшая пролетариев всех стран, честно провела испытание пролетарской революцией на собственной шкуре.
США, похоронившие свой революционный энтузиазм в XVIII веке, в годы первого присоединения Крыма к Российской империи, плодят спустя 200 лет цветные революции за рубежом, не пропуская этот опыт обратно через таможню. Следует признать: в России, по идее, должны быть более объективны к революциям и их последствиям.
Это правило, как и всякое, допускает исключения — подводит нас порой, когда мы так торопимся, в угоду теории, со своими оценками событий в соседних странах.
Нет необходимости будить лихо, с первого дня усматривая в молодежном протесте на ереванском проспекте Баграмяна признаки «цветной революции». Бесконечные поиски на эту тему в прошедшие дни в российских СМИ ставят их авторов, а за ними и Россию, в неловкое положение в глазах армян и Армении — наших союзников на Кавказе и, как правило, во всем мире. Кассандры, не выходя из московских студий и кабинетов пророчествующие, что «все пропало, гипс снимают, клиент уезжает», как-то не заметили, что облегчают проклятому Западу его работу: в две руки утверждают взгляд на происходящее, как «антироссийскую акцию», «начало Майдана». В чемпионах пока мой любимый Егор Холмогоров: в лозунге протестующих «Наша власть продала страну русским и европейцам» (кто это сказал? кто поддержал?) он усмотрел, что «планировщики революции на сей раз хотят поставить революционизированную страну под непосредственную опеку США, минуя ЕС». Ну чем не молодец?
Армяне, конечно, разные люди. Кто-то живет в Армении, кто-то ищет счастья в России, кто-то — в Европе, кто-то — в Америке. В Порт-Дугласе, штат Квинсленд, я купил дочери опал у армянского ювелира: он не вчера приехал в Австралию. Но судьба, разбросавшая армянский народ по континентам, воспитала в нем жгучее отвращение к несправедливости (между прочим, это нас, русских, с армянами объединяет). Если вы до сих пор не обнаружили «планировщиков революции», а их антирусские намерения живут только в вашем горячечном воображении, какое право вы имеете обвинять? А тем более звать гром и молнии на головы протестующих? Как там у вас с презумпцией невиновности, с уважением к народу страны-союзника?
Давайте разберемся. Армения — страна, живущая в условиях конфликта с Азербайджаном и блокады со стороны Турции. Треть населения официально считается бедной (менее 100 долларов дохода в месяц), 18% — безработные (среди молодежи — 50%). При этом тариф на электричество, из-за попытки повышения которого на 7 драм для населения 19 июня начались протесты, выше чем в Москве или в соседней Грузии, куда Армения электроэнергию продает (в армянских драмах, для сравнения: Тбилиси — 21 за кВт.ч; Москва — 37; Ереван — 41). Молодые люди, ставшие зачинщиками выступлений, были, безусловно, в курсе того, что компания «Электросети Армении» (дочка российской «Интер РАО ЕЭС») просила поднять тариф не на 7, а на все 17 драм, и что с 2009 года это уже четвертое повышение. Как, впрочем, и того, что руководитель компании, задолжавшей около 300 миллионов долларов, официально получает 60, а его заместители — по 30 тысяч долларов в месяц. Вот почему молодежная группа «Нет грабежу», сколь мало людей в центре Еревана она бы ни собирала, пользуется сочувствием значительной массы населения города и страны. Оговоримся: до тех пор, пока в ее действиях не выявлено никаких политических, а тем более геополитических мотивов.
Есть ли во всей истории «западный след»? Вполне возможно — ведь фонды, организации и грантовые программы США и стран Запада соотносятся с числом филиалов российских НКО в Армении, как 350 к 10 (одним в этой «великолепной десятке» является филиал нашего Института стран СНГ в Ереване). От ружья, висящего на стене, требуют выстрелить: трудно предположить, что сотрудники самого большого, после Ирака, посольства США за рубежом заняты исключительно изучением армянской истории и культуры. Мы видим, как подаются события в Армении в западных СМИ, как пытаются обратить на себя внимание западные дипломаты, с какими заявлениями выступают «лучшие друзья» армянского народа на Украине, не сподобившиеся еще недавно, в апреле, выразить этому народу соболезнования в связи со 100-летием геноцида. Но, положа руку на сердце, разве должны мы в сегодняшней международной ситуации ожидать чего-то иного? Что любым недовольством в стране, вступившей в Евразийский союз вместо «Восточного партнерства», попробуют воспользоваться во вред ей самой и России?
Делайте постоянную поправку на «ветер с Запада». Но ключевой вопрос в том, в чем наши собственные просчеты или ошибки, какие выводы следует сделать властям Армении и России. Всем в Армении известно, что коммунальное хозяйство коррумпировано снизу доверху, что сборщики «Электросетей Армении» развращают потребителей, понуждая их, за откаты, уходить от оплаты части услуг — именно так вырос долг компании. Нужно ли было бросать тень на Россию, демонстрируя беспомощность и бездарный менеджмент в принадлежащем российскому собственнику предприятии? А самое главное — такую атрофию сочувствия к социально незащищенному населению, которая не дает руководству компании понять, почему нельзя, даже если очень хочется, чтобы было можно?
Я не имею чести знать господина Евгения Бибина, генерального директора ЗАО «Электрические сети Армении» с 18 января 2011 года. Но не удивился его нынешним действиям, когда узнал, что 11 февраля того же года Волгоградский областной суд подтвердил решение суда низшей инстанции о признании Е.Бибина, замдиректора «Волгоградэнерго», виновным в отключении (ограничении) от потребления объектов коммунального хозяйства города Волгограда. Его, уже отправленного от греха подальше в Армению, тогда оштрафовали на целых 20 тыс. рублей. Возможно, господин Бибин незаменимый специалист в электроэнергетике. Но он, кажется, совершенно лишен представления о социальных издержках монополии на электроснабжение. И тем более о том, что нельзя за рубежом, даже в союзной Армении, позволять вести себя как слон в посудной лавке. На моей памяти есть один такой — Вадим Бровцев, уже бывший премьер Республики Южная Осетия, заявлявший, что ему как строителю все едино, где строить — в Челябинске, откуда он родом, или в Цхинвале. Хозяйничанье Бровцева в республике стало одной из причин ее глубокого внутреннего кризиса в 2011 году, чуть не поставившего победителей в борьбе с Грузией на грань гражданской войны.
Видит бог, я не мстительный. Но был бы страшно рад, если бы на миг вернулись петровские ли, сталинские ли времена и наши «эффективные менеджеры» с рваными ноздрями отправились в Сибирь за казенный счет. Лицом России для Армении должен быть Путин, возлагающий цветы на Цицернакаберде, а не Бибин, которому не хватает драм.
Я не верю, что в Армении дело дойдет до революции. Украина, возможно, не Россия, а Армения не Украина точно. Армения слишком уязвима в случае раскола или дестабилизации. И на всех этапах своей истории армяне демонстрировали это понимание, позволявшее им выжить. Мы должны помочь, а не помешать их внутринациональному диалогу. В этом, а не в призывах «разгонять Майдан», состоит роль России как союзника и гаранта.
Будем великой державой, а не сплетницей. «Цават танем», будем готовы взять эту нечужую боль на себя.
Константин Затулин