Айдын Мехтиев
Cтрана.ru
«То, что толстокожие люди в Латвии не чувствуют проблемы русского языка, сами не будучи русскими, это не означает, что такой проблемы нет», — так в интервью Стране.Ru в среду директор Института стран СНГ, член комитета Госдумы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин прокомментировал сделанное накануне вечером заявление президента Латвии Валдиса Затлерса о том, что в стране якобы решены проблемы русскоязычного населения и русского языка.
Во вторник латвийский президент заявил, что «русскоязычное население Латвии не ущемляется в праве на использование родного языка». По его словам, «необходимо различать две вещи — право на использование языка и государственный язык». «У нас есть свобода использования языка, но государственный язык будет один», — подчеркнул Валдис Затлерс, дав понять, что выступает против придания русскому языку статуса государственного.
Касаясь вопроса о «негражданах», глава латвийского государства подчеркнул: «Процесс натурализации в стране проходит успешно. В Латвии только 17% неграждан, и треть из них — это люди старшего возраста.
Эти люди не спешат, им это не надо. Они и так хорошо себя чувствуют».
При этом Затлерс выразил убеждение, что государство не должно допускать «неграждан» на избирательные участки. «В этом случае мы получим каких-то полуграждан. Права будут, но недовольство останется», — подчеркнул президент Латвии.
Страна.Ru попросила директора Института стран СНГ, члена комитета Госдумы РФ по делам СНГ и связям с соотечественникам Константина Затулина прокомментировать это заявление Валдиса Затлерса. Российский депутат напомнил, что сегодня латыши составляют лишь 60% населения Латвии (всего 1,3 млн. из 2,3 млн.), а остальные жители страны относят себя к русскоязычным. По словам Затулина, сегодня 18% населения страны не имеют гражданства и лишены избирательных прав.
«Новый президент Латвии воспроизвел известную позицию латышских властей, которые с момента обретения этой страной независимости всячески противились приданию русскому языку статуса государственного и даже статуса языка межнационального общения, — заявил Константин Затулин. — Кстати именно прибалтийские страны изобрели странное понятие «неграждане». И сегодня немалая часть русскоязычного населения лишена права на получение латвийского гражданства».
По словам Затулина, «в основу латвийской государственности сразу был положен обман, ибо до распада СССР «Национальный фронт» обещал всем жителям республики равные права». «Когда последние проголосовали на референдумах за независимость Латвии, их обманули, и эта проблема не изжита в полной мере до сих пор, — считает российский депутат. — И когда господин Затлерс говорит о ветеранах и пенсионерах, я не понимаю, почему ветеранов и пенсионеров не следует уважать. Непонятно его утверждение, что раз пенсионеры, то, мол, нет необходимости давать им гражданство».
Директор Института стран СНГ уверен, что ущемление прав русскоязычного населения Латвии приводит к вымыванию интеллектуального слоя в обществе: «Латвия, уходя из русскоязычного мира, очень сильно теряет в весе. Не будем забывать, что многие латвийские артисты стали известными именно благодаря тому, что они разговаривали на русском языке и их творчество стало достоянием всех народов бывшего СССР.
Конкретные примеры: певица Лайма Вайкуле, и актер Ивар Калныньш, который продолжает сниматься в кино.
И с этой точки зрения высказывания президента не выдерживают критики».
Страна.Ru попросила также Константина Затулина прокомментировать заявление президента Латвии Валдиса Затлерса о том, что «отказ Латвии от части своей территории демонстрирует серьезность отношения Риги к вопросу о государственной границе».
Напомним, что Договор о государственной границе между Россией и Латвией был подписан 27 марта 2007 года. Таким образом, утратила силу принятая правительством Латвии в апреле 2005 года декларация, в которой делалась ссылка на мирный договор от 1920 года, в соответствии с которым в состав Латвии входила Абренская волость (сейчас Пыталовский район Псковской области).
Парламент Латвии уже ратифицировал Договор о государственной границе, а 27 мая с.г. он был утвержден президентом Латвии. «То, что с нашей стороны есть желание посмотреть на историю жестко и трезво и подумать, что нам нужно сделать для будущего — это очень большой шаг, как в мышлении, так и в политике Латвии», — заявил президент Латвии.
Константин Затулин считает неуместным заявление президента Латвии о том, что якобы Латвия «отказывается от части своей территории». «Этот закон нужен, он подтверждает статус-кво, незыблемость нынешних границ, по-другому просто быть не может, — уверен депутат Госдумы РФ. — Мнение о том, что договор является якобы фантастической уступкой со стороны Латвии, которая якобы нам отдает свои километры, является полным блефом».
Константин Затулин напомнил в этой связи, что «на протяжении своего существования Латвия была независимой очень короткое время». «В этой стране очень любят говорить о так называемой «советской оккупации», но при этом почему-то они не вспоминают о периоде с момента Северной войны до 1917 гг., в течение которого Латвия прочно входила в состав Российской империи. Это несколько сот лет. Поэтому на месте президента Латвии я не стал бы говорить о каких-то уступках», — уверен российский депутат.
Директор Института Стран СНГ считает, что на самом деле на уступку пошла российская сторона. «Россия не стала увязывать подписание договора о границах с положением русскоязычного населения Латвии, хотя вполне могла это сделать», — уверен Константин Затулин.
Он напомнил, что 8 июля с.г. президент России внес в Госдуму договор о госгранице между Россией и Латвией. Госдума РФ может ратифицировать договор о российско-латвийской государственной границе в ходе осенней сессии. «Мы собираемся рассматривать этот договор, — говорит Затулин. — Однако следует помнить, что хотя парламент Латвии ратифицировал договор, тем не менее, группа латвийских депутатов направила иск в Конституционный суд страны, который должен вынести решение на предмет соответствия этого документа конституции страны. То есть вопрос в самой Латвии остается не вполне закрытым. И нам надо понять, следует ли Госдуме России торопиться или стоит дождаться, чтобы в Латвии этот вопрос был окончательно снят».