По данным миграционных служб, в России с 2009 года в 51 раз выросло число лиц, получивших российское гражданство благодаря браку с россиянами. В геометрической прогрессии увеличивается и количество новых граждан, участвовавших в программе переселения соотечественников. При этом в целом мигрантов, ставших россиянами, стало меньше на треть (в 2016 году по сравнению с 2009 годом). В общем порядке в год получают гражданство не более ста человек. Фактически брак с россиянином и программа переселения соотечественников — это единственные относительно доступные способы получить российский паспорт.
Эксперты говорят о том, что по существующему закону «О гражданстве» и действующим госпрограммам натурализоваться в России могут далеко не все желающие, даже если они носители русского языка и родом из СССР.
Семья Ольги (русская по национальности и советская по происхождению) жила в Казахстане, но всегда мечтала вернуться «на историческую родину». Девушка приехала в Москву учиться. Окончила престижный вуз, нашла хорошую работу. Несколько лет безуспешно пыталась получить хотя бы разрешение на временное проживание (РВП). Никаких возможностей попасть в госпрограмму не было. Прошла, как говорят на мигрантских форумах, «все круги ада». Отстаивала ночами гигантские очереди, чтобы только подать документы на квоту, но получала отказы.
Ольга отмечает, что сложности возникали даже при появлении электронной записи на подачу документов, потому что свободных ячеек для записи не было ни в какое время суток. Зато талончики на прием всегда имелись у коммерсантов. Только замужество открыло ей прямой путь к РВП, хотя замуж она выходила по любви. Сейчас Ольга готовится подавать документы на вид на жительство. Но пока у нее нет российского паспорта, она не может официально трудоустроиться: работодатели опасаются сложностей с оформлением иностранцев на работу, поэтому предлагают ей работать по серой схеме.
По данным Федеральной миграционной службы и ее преемника, Главного управления по вопросам миграции МВД России, в 2016 году гражданами России стали более 265 тыс. человек. Это значительно меньше, чем в 2009 году (тогда гражданство получили 394 тыс. человек). В последующие два года число «новых россиян» упало ниже 100 тыс., но с 2013 года оно стало поступательно расти. Однако в общем порядке (то есть после пяти лет непрерывного проживания в стране по виду на жительство и при соблюдении ряда других условий) из года в год получают гражданство не более ста человек.
Абсолютное большинство мигрантов становятся россиянами в упрощенном порядке. Среди них лидируют участники госпрограммы содействия переселению соотечественников, число которых постоянно растет: в 2016 году таким образом получили гражданство почти 150 тыс. мигрантов, что в 41 раз больше, чем в 2009 году. Но еще больше выросло число «новых россиян», получивших гражданство путем вступления в брак с гражданами России: с 683 человек в 2009 году до почти 35 тыс. в 2016 году.
— Сторонники госпрограммы считают рост показателей подтверждением ее востребованности. Однако эта востребованность вынужденная, — считает завсектором лаборатории экономики народонаселения и демографии экономического факультета МГУ Ольга Чудиновских. — Она обусловлена тем, что в России практически нет других возможностей получить гражданство быстро и по понятным правилам, минуя трудный и весьма непрозрачный путь получения РВП.
Эксперт отмечает, что в стране уже развился бизнес по содействию в заключении брака с гражданином России или в участии в госпрограмме — такими предложениями наводнен Рунет. При этом в стране не существует системы проверки браков на «подлинность».
— У нас никому нет до этого дела. Учитывая, что механизмы включения в госпрограмму и процедуры получения РВП не вполне прозрачны, можно предположить, что фиктивные браки интегрированы в общую систему получения российского гражданства. В условиях дефицита обязательно возникает теневая сторона вопроса, — отметила Ольга Чудиновских.
По ее мнению, мигрантов сложно упрекать в заключении фиктивных браков или попытках стать участником госпрограммы.
— Быть иностранцем в России тяжело даже при наличии вида на жительство или РВП. Иностранцу нужно ежегодно подтверждать факт своего проживания в России. Есть ограничения по свободе передвижения и выбору места жительства. Например, человек с разрешением на временное проживание может жить только в том регионе, где он получил это разрешение. Я предполагаю, что для граждан СНГ российское гражданство решает многие проблемы, потому что в большинстве этих государств уровень жизни ниже российского даже сейчас, в сложные для экономики России годы, — пояснила Ольга Чудиновских.
Демограф считает, что госпрограмма давно нуждается в реформе. В существующей редакции она пытается объединить два взаимоисключающих подхода. С одной стороны, она направлена на привлечение носителей русской культуры, с другой — для участия в программе соискатель должен соответствовать определенным экономическим требованиям (например, иметь нужную в регионе профессию). Поэтому молодые русские семьи, проживающие в странах СНГ, могут получить отказ из-за того, что специальность заявителей не нужна в регионе предполагаемого проживания.
— Надо дать возможность людям, которые могут сами себя обеспечить и хотят работать или учиться в России, сделать это в рамках других программ, — предлагает Ольга Чудиновских. — Если же мы хотим собирать носителей русской культуры, то не следует обременять госпрограмму экономическими компонентами — пусть репатриационная составляющая останется ее главным содержанием.
По мнению первого зампредседателя комитета Государственной думы по делам СНГ Константина Затулина, существующий закон «О гражданстве» работает на максимальное усложнение процедуры натурализации.
— Заново принятый в 2002 году закон исходил из ложной предпосылки: все, кому было надо, в Россию уже переехали, а для остальных следует поставить барьер, — сказал «Известиям» Константин Затулин. — Были предложены совершенно невыполнимые условия для получения гражданства РФ: цепочка РВП — вид на жительство — гражданство, обязательное трудоустройство (которое без гражданства труднодостижимо) и другие.
Закон предполагал предоставление гражданства крупным предпринимателям, деятелям культуры и науки, но никто из них так и не смог стать гражданином на этом основании, потому что поправки в закон до сих пор не утверждены.
Депутат также напомнил, что с 2014 года в программе переселения появилась формулировка «носитель русского языка», но воспользоваться этим путем смогли немногие — таких новых граждан около тысячи. Дело в том, что помимо экзамена по русскому языку для натурализации требуется отказаться от имеющегося гражданства и предоставить об этом справку. Однако многие государства таких справок не выдают.
— Упрощенная схема получения гражданства только называется упрощенной. Люди годами не могут даже записаться на подачу документов, — отметил Константин Затулин.
Депутат так же, как и демограф, не исключает возможность коррупции в сфере предоставления гражданства.
По мнению Константина Затулина, в решении вопроса о предоставлении гражданства гораздо правильнее основываться на норме «соотечественник за рубежом», которая была законодательно введена в 1999 году. Под соотечественником подразумевался выходец (по восходящей линии) из Российской империи и Советского Союза, который сам изъявляет желание быть россиянином. Такая норма для предоставления гражданства позволила бы не только выдать паспорта тем, кто желает жить в России, но и сохранить в качестве сограждан тех, кто живет за рубежом.