Поделиться


    Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

    Защита от спама reCAPTCHA Конфиденциальность и Условия использования

    Оставить наказ кандидату

      Выберите округ:


      Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

      Написать письмо депутату

        Выберите приемную:


        Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

        На страницу депутата
        от Сочинского округа

        Подруги вместо содержанок


        Гудок

        Отношения со странами Содружества должны строиться на прагматизме и взаимном интересе

        Константин Затулин, первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по делам СНГ
        России не нужны фальшивые добрососедство и интеграция. Чтобы вылечить страну от «опухоли» односторонних уступок 90-х годов, потребовалось «хирургическое» вмешательство.

        – Константин Фёдорович, в «Концепции внешней политики России» (принятой в 2000 году) среди приоритетных целей – формирование «пояса добрососедства» по периметру границ. Однако пока добрососедства днём с огнём не найти: Украина и Грузия превратились в откровенных оппонентов России, более напряжёнными стали отношения с Молдавией, Азербайджаном и даже союзницей Белоруссией…
        – Главное, что за время президентства Владимира Путина Россия наконец научилась формулировать и защищать свои национальные интересы. В 90-х добрососедство публично было со всеми: Россия безоглядно спонсировала бывшие «братские республики», в том числе энергоносителями, подписывала неадекватные соглашения, не обращая внимания, что нас выдавливают, наступают на больные мозоли.
        Чтобы вылечить Россию от «опухоли» односторонних уступок, требовалось «хирургическое» вмешательство: переход на рыночные цены, изменение форм сотрудничества. Нашим партнёрам это не нравится, отсюда – конфликты, трудности. Например, если бы в Договоре о дружбе с Украиной было чётко записано, что каждый обязуется не вступать в военные блоки, в котором не участвует другая сторона, вопрос о присоединении Украины к НАТО просто не возник бы. Но ст. 6 договора содержит обтекаемую формулировку, что территория каждой страны не должна использоваться в ущерб безопасности партнёра. Теперь Россия вынуждена бороться за интерпретацию, доказывать Украине, что НАТО представляет для нас потенциальную угрозу, это в свою очередь обостряет наши отношения с Западом.

        – Но сама Россия (и все страны СНГ, за исключением Белоруссии и Туркмении) подписала и начала выполнять план индивидуального партнёрства с НАТО! Может ли страна – член НАТО быть в СНГ?
        – Формально препятствий нет, но практически – вряд ли, учитывая степень наших противоречий и планы альянса. Действительно, на Украине сегодня твердят о сотрудничестве России с НАТО. Но они лукавят: подлинной целью сотрудничества России с НАТО является развитие мер доверия на Европейском континенте, а не развитие вооруженных сил альянса и создание новых баз. На мой взгляд, натовцы использовали нашу открытость, чтобы заниматься пропагандой. Представить дело так, что НАТО – оплот демократии, а его критики – маргиналы. Впредь в отношениях с НАТО, я думаю, мы должны проявлять больше предусмотрительности.

        Лидеры СНГ ищут новые формы сотрудничества
        – Какие задачи предстоит решать России в СНГ в новом президентском цикле? Наша стратегия и тактика?
        – Я считаю, что первоочередной целью российской политики является налаживание особых отношений с ближним зарубежьем, которые бы гарантировали сохранение нашего влияния на значительной части постсоветской территории и давали уверенность, что из ближнего зарубежья не будет проистекать угроза РФ. Применительно к регионам и конкретным двусторонним отношениям методы достижения этих целей варьируются.
        Главная, критически важная по масштабу проблема для России – это Украина. Если Украина становится натовской, она не может, я думаю, находиться с нами в Договоре о дружбе. Мы должны добиться изменения её нынешнего курса в сторону поворота к России. Как? Работать внутри Украины с политическими силами, сочувствующими России. Поменять посла. Такова мировая практика: когда кардинально меняется политическая власть в стране, нужен новый человек, не связанный отношениями с прежней. Нужно предупреждать о последствиях вступления в НАТО – в этом плане выступление мэра Москвы Юрия Лужкова насчёт статуса Севастополя имело серьёзный резонанс, заставило многих задуматься. Экономическими и энергетическими рычагами тоже пренебрегать не следует…
        Вторая принципиально важная задача – интеграция с Белоруссией. Надо доказать себе, белорусам и миру, что Россия в состоянии формулировать цели и добиваться решения. При этом мы должны понимать, что предложение вступать в состав России по областям не воспринимается белорусской стороной. Нужны другие идеи, гарантии Белоруссии.
        Важнейшая проблема, требующая решения, – положение соотечественников в ближнем зарубежье. Я имею в виду поддержку русских диаспор, создание культурных центров, школ русского языка, различную помощь, всё, что традиционно является прерогативой «материнского» государства. Четвёртое – отношение к территориальной целостности государств и самоопределению народов. Да, сегодня не только Грузия, но и некоторые другие страны СНГ заинтересованы, чтобы Абхазия с Южной Осетией вернулись в состав Грузии, чтобы не было «прецедента». В России тоже есть сторонники подобного подхода, но они не у власти. Новому президенту нужно внести ясность в отношения России с Грузией и принять решения. Пора признать очевидный факт, что население Абхазии и Южной Осетии по доброй воле никогда не возвратятся в Грузию. Эти территории исторически никогда не были в составе Грузии, кроме периода СССР. Восстановление территориальной целостности Грузии, если под этим понимать границы бывшей Грузинской ССР, абсолютно нереально. Если сегодня в Грузии модно считать СССР исчадием зла и говорить о советской оккупации, то и советские административные границы не могут рассматриваться как нечто неприкасаемое, не подлежащее пересмотру.

        – Закавказское «подбрюшье» является стратегически важным для России регионом с точки зрения безопасности. Есть ли у России здесь союзники?
        – Стратегический союзник России на Кавказе – Армения. Хотя тактически важно, чтобы Азербайджан не был отброшен, чтобы мы находили возможность для диалога с ним. Насчёт упреков в недостаточной демократичности Азербайджана: тут важно понимать, что нынешний режим соответствует уровню восприятия демократических свобод в самом азербайджанском обществе. Элита Азербайджана, как и элита центральноазиатских стран, находясь в составе России, а потом СССР, привыкла к благам европейской цивилизации. И не хочет скатываться в мусульманскую Азию. Для них Запад – это Россия. Мы тоже не заинтересованы в исламизации Кавказа и Центральной Азии. Продолжая тему союзников, отмечу, что ещё одним безусловным стратегическим союзником России является Белоруссия. Можно спорить, являются ли нашими стратегическим союзниками Казахстан и Украина – это зависит от того, как они сами рассматривают свою политику в отношении России.

        /