Игорь Кармазин
Московский комсомолец
Абхазию хотят впихнуть в Грузию силой
В Тбилиси приехала Кондолиза Райс. Президент Саакашвили не скрывал своей радости от того, что госсекретарь США в своем последнем турне нашла время для посещения Грузии. А госпожа Райс не скрывала, что едет поддержать грузинского президента, сражающегося с “сепаратистами” из Абхазии и Южной Осетии. Наверняка идея о том, как бы убрать из зоны конфликта российских миротворцев и заменить их международными полицейскими, будет обсуждаться в ходе визита. Между тем МИД РФ решил сделать упредительный шаг: российское внешнеполитическое ведомство готовит проект резолюции для рассмотрения на Совбезе ООН “о неприменении силы в зоне конфликтов”.
О том, что происходит в регионе и почему США так открыто поддерживают политику Саакашвили, “МК” побеседовал с первым заместителем председателя Комитета по делам СНГ Госдумы РФ, директором Института стран СНГ Константином Затулиным.
— Константин Федорович, почему грузины так активно добиваются ввода в зону конфликта международных полицейских сил?
— Идея выдворить российских миротворцев из Абхазии появилась в Тбилиси достаточно давно. Когда там поняли, что Москва не будет силой вталкивать Абхазию в состав Грузии, тогда и появилось желание от них избавиться. И вот уже многие годы команда Саакашвили пытается хотя бы разбавить существующие миротворческие силы военными из других стран. Задача-максимум — полная смена миротворческого контингента. Тбилиси вдохновляет пример Косова, где был осуществлен губительный для сербов сценарий “принуждения к миру”. В применении к Абхазии это должно быть насильственное вталкивание республики в Грузию. В последнее время подобный сценарий стали называть “вводом международных полицейских”, но суть его прорабатывается не первый год.
— Какова в этом плане роль США? Если представить, что план по переформатированию миротворческого процесса осуществится, что может стать следующим этапом?
— США активно поддерживают своих ставленников в Тбилиси. Вашингтон берется давать советы России, притом что действия Грузии носят откровенно агрессивный характер. За последнее время от них погибло более ста человек. Трудно поверить также и в то, что заявление США сразу после серии взрывов в непризнанных республиках последовало случайно. Скорее всего Вашингтон и Тбилиси ведут согласованную игру.
Однако нет никаких оснований полагать, что этот план осуществится. А потому и о следующих этапах говорить излишне.
— Подразумевает ли оглашенный план вывод из зоны конфликта российских миротворцев или они смогут взаимодействовать с международными миротворческими силами?
— Безусловно, вывод российских миротворцев станет неизбежным. Политики США и Грузии говорят о том, что те затронуты не будут. Но это ерунда. Тбилиси всеми силами препятствует деятельности российского контингента. Постоянные провокации, издевательства, грязные пиар-акции ясно дают понять, что главная их цель — избавиться от российских сил.
— Какова процедура ввода в зону конфликта международных миротворческих сил?
— Для введения международных полицейских необходимо согласие самой Абхазии. Она на это никогда не пойдет. Потом нужно решение Совета Безопасности ООН, которое должна одобрить и Россия. Но и этого тоже не будет. Так что остается лишь вариант одностороннего насильственного введения полицейских в самопровозглашенную республику. Но это станет началом глобальной войны. Поэтому подобные действия и заявления — лишь способ давления на Сухуми и Москву.
— Для чего, по-вашему, именно сейчас понадобился визит Кондолизы Райс в Тбилиси? И что американцы называют “провокационной политикой России в Абхазии”?
— Визит понадобился для того, чтобы поддержать моральный дух грузин. Они, бедные, совсем уже не знают, что им делать, и уповают только на Вашингтон. Потому Кондолиза, перед тем как сложить полномочия, и решила заскочить к Саакашвили. А “провокациями” США называет, видимо, то, что Москва не спешит сдавать своих граждан в Абхазии. Мы ведь тоже можем сказать о провокационной деятельности Вашингтона. Взять хотя бы последнее заявление — очевидно, что оно не может быть реализовано. Но они его все равно сделали, тем самым спровоцировав очередной виток напряженности.
— Насколько сейчас стабильна позиция Саакашвили во внутренней грузинской политике?
— Несмотря на все трудности, его позиция достаточно стабильна. С внутренней оппозицией Саакашвили научился разбираться. Используя при этом самые разные методы. А все акции и заявления США свидетельствуют о доверии и поддержке его деятельности со стороны Вашингтона.
— Как дальше могут развиваться события в зоне конфликта? Могут ли начаться военные действия?
— Основания для тревоги действительно есть. Последние теракты и заявления говорят о том, что Тбилиси настроен максимально решительно. При этом действия команды Саакашвили направлены на срыв курортного сезона в Абхазии. А ведь он приносит республике чуть ли не основные денежные средства. Грузия действует по принципу: чем хуже для Абхазии, тем лучше для Грузии. С частью своего государства так не поступают. Так обращаются оккупационные силы с завоеванной территорией, так хищники разоряют своих соседей. Думаю, полномасштабного вооруженного конфликта все же не произойдет. Но вот провокации, даже большие, чем сейчас, не исключены. И наши миротворцы должны быть к ним готовы.