Старые раны бывшей Югославии вновь начали кровоточить, их разбередили международные «гуманисты». Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) потребовал от Белграда вернуть экс-главу службы госбезопасности Сербии Йовицу Станишича и его помощника Франко Симатовича в Гаагу. Оказывается, трибунал до этого неправильно их оправдал, не сумев доказать виновность в преступлениях против человечности и нарушении законов и обычаев войны в ходе конфликтов 1990-х годов на территории Хорватии и Боснии и Герцеговины. Поэтому теперь их требуют отправить на повторный суд по тому же делу.
Кроме того, еще один фигурант тех событий – Ратко Младич – остается почти пять лет под следствием, несмотря на тяжелое состояние здоровья. Приговор может быть вынесен в ноябре 2017 г., но специалисты уже говорят, что бывший командующий армией боснийских сербов может просто до него не дожить. Об этом Накануне.RU рассказал депутат Госдумы РФ, член Комитета в защиту генерала Младича Павел Дорохин:
«Его состояние с каждым днем ухудшается. Я у него был два года назад, он уже тогда перенес третий инсульт и сильно похудел. При этом он не знал, что за лекарства ему дают. При мне же приносили даже не врачи, а тюремные охранники трибунала какие-то пакетики, открывали и говорили: «Пейте». Он спрашивал, что это, для чего? Ему отвечали только то, что это прописано, поэтому пейте. Потом, когда бригада врачей из Бакулевского центра его обследовала, выяснилось, что действительно у него в тех условиях сильно ухудшается здоровье. Врачи говорят, что если так будет продолжаться, то действительно он может не дожить до суда».
Тем не менее, МТБЮ уже несколько раз отказал во временном освобождении Младича для лечения – отказал в том числе и России. Трибунал цинично оправдывает свое решение тем, что бывший генерал может не вернуться в суд, даже несмотря на гарантии правительства.
«В рамках своей оценки предварительных требований относительно предоставления временного освобождения в соответствии с правилами и процедурами… Судебная палата отметила, что она не убеждена в том, что Младич вернется в штаб-квартиру трибунала, если ему будет предоставлено временное освобождение», — говорится в сообщении МТБЮ.
По этому поводу МИД РФ уже высказал недоумение: все-таки Россия – постоянный член СБ ООН, один из учредителей этого трибунала, и игнорирование нашего мнения вызывает беспокойство.
Тем не менее, позиция МИДа остается неизменной – доведение начатого до конца, несмотря на крайнюю однобокость и предвзятость суда. О позиции внешнеполитического ведомства Накануне.RU рассказал депутат Госдумы, также член Комитета в защиту генерала Младича Константин Затулин:
«Я считаю, что мы делаем ошибку, исходя из мнения, что продолжение функционирования этого трибунала как бы неизбежно в силу необходимости завершения дел, которые им начаты. Я знаю такую позицию нашего МИДа – что если мы закроем трибунал, то мы только усугубим все, что касается юрисдикции незаконченных дел, но, на мой взгляд, это давно превратилось уже в демонстративный процесс».
Таким образом, в фокусе разбирательств опять остается Сребреница — один из самых трагических эпизодов боснийского вооруженного конфликта. В 1993 г. из этого анклава на близлежащие сербские села периодически нападали боснийские мусульмане, в результате чего было спланировано наступление, которым и руководил Ратко Младич. Этот инцидент считается, по сути, основным в деле генерала и его соратников, однако, как уже ранее писало Накануне.RU, многие эксперты не согласны с трактовкой трибунала.
«О Сребренице мало что знают, поэтому эта проблема стала предметом политической спекуляции. Самим сербам приходится извиняться за то, что они делали. Все больше появляется данных о том, что это хорошо спланированная операция западных спецслужб. Ложь об этих событиях распространяется быстро и широко по миру. Мусульманскую версию событий в Сребренице никто не пытается опровергнуть», – высказывала мнение руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Елена Гуськова.
И теперь новая волна «неопровержения» событий в Сребренице начинается в Гааге, но общий контекст югославских событий, конечно, никого не интересует.
«Я уверен, что изначально весь югославский кризис связан не столько с желанием как-то навредить России, сколько исторически связан с желанием некоторых стран Европы и США решить свои собственные проблемы. Начало кризиса связано с желанием Германии избавиться от славянского государства на Балканах, которое всегда было сдерживающим фактором для германских интересов. А позже вкус к югославским событиям обрели Соединенные Штаты, которым было важно посадить на теле Европы бандитское государство Косово, которое своими действиями, действиями своих граждан будет создавать для Европейского союза проблемы, и тем сдерживать его дальнейшее развитие.
И цель этого трибунала абсолютно очевидна. Это можно относить только к затмению разума прежнего нашего политического руководства в 90-е годы – что оно позволило создать этот трибунал и сотрудничало в его создании с другими странами Запада, тем самым создало прецедент не только по Югославии, но и по многим другим вопросам, которые могут быть аналогичным образом поставлены», – уверен Константин Затулин.
Также Павел Дорохин в беседе с Накануне.RU выразил мнение, что международный суд однозначно предвзят, но все-таки есть надежда на его беспристрастность, несмотря ни на что, и в вопросе «повторного судилища» над Станишичем и Симатовичем, и в вопросе Младича:
«Позиция трибунала достаточно предвзятая – большинство приговоров выносится в отношении сербов. Из 18 человек, которые уже умерли, в трибунале 16 были сербами, из них Милошевич – самый известный узник. Вообще на Западе в последние годы Россия демонизируется, это мы видим, поэтому, может быть, и судьи попали под это влияние? Но мы исходим из того, что все-таки суд должен быть беспристрастен. Поэтому надеемся на правильное решение».
Однако ситуация с Младичем, Станишичем и Симатовичем показательна. Годы идут, а направленность трибунала вне зависимости от демонизации России неизменна. МТБЮ ищет любые способы приструнить Сербию, добиться дальнейших изменений в политике этой страны. Сербия уже дошла до того, что официальное руководство бесстыдно пытается усидеть на двух стульях: при пророссийских симпатиях населения пытается войти в круг тех стран, которые разрушали, бомбили Югославию, а теперь считаются партнерами по диалогу с Европейским союзом, уверен Константин Затулин. При этом эксперт убежден, что позиция России в данном случае «беззуба», поэтому нужно пытаться решить не только проблему лечения Ратко Младича, а решить всю проблему в корне – самого трибунала.
«России давно пора перестать играть в этот трибунал и продлевать его существование. Это давно вопрос не практической полезности или не полезности продолжения или завершения работы трибунала, это вопрос конкретно политический, символический. Этому трибуналу место на свалке. Вот такое решение Россия со своей стороны должна лоббировать и действовать для этого через Организацию объединенных наций. Но мне непонятно, почему Россия занимает довольно беззубую позицию», – подытожил Затулин в беседе с Накануне.RU.