В Южной Осетии на этой неделе состоялись представления новых министров коллективам соответствующих ведомств. Информация о прошедших и возможных назначениях на сегодняшний день весьма активно обсуждается среди населения. При этом каждый из членов нового правительства, как правило, подвергается столь пристрастному рассмотрению всей своей предыдущей деятельности, что любой дотошный фейс-контроль покажется лишь легкой заминкой во время прогулки.
Знакомые и не очень лица
Всего, как известно на данный момент назначено восемь руководителей ведомств. Как и обещал глава государства, из прежнего правительства в новое перешло минимальное количество министров.
В частности, свои портфели сохранили министры финансов и образования Аза Хабалова и Натали Гассиева. Здесь видимо нелишне напомнить, что в ходе прошлогоднего июльского разбора полетов, когда парламент Южной Осетии на седьмом заседании четвертой сессии дал неудовлетворительную оценку работе правительства Доментия Кулумбегова, именно к этим министрам не было высказано серьезных претензий. Более того, Анатолий Бибилов, тогда еще спикер парламента, в качестве примера продуктивного взаимодействия с законодателями назвал Азу Хабалову.
Из остальных троих — министра юстиции Залину Лалиеву, министра ЧС Алана Тадтаева и председателя Комитета промышленности Геннадия Бекоева — можно условно назвать новыми фигурами в руководящем звене исполнительной власти. Алан Тадтаев ранее занимал должность первого заместителя министра по чрезвычайным ситуациям, отвечая за ключевые направления деятельности этой структуры. Кстати говоря, переходя из МЧС в парламент после выборов 2014 года, Анатолий Бибилов рекомендовал в качестве своего преемника на этой должности именно Алана Тадтаева, но тогдашний глава республики принял другое решение. Геннадий Бекоев в свою очередь был заместителем главы Комитета по метрологии и стандартизации. За хрупкими женскими плечами Залины Лалиевой многолетний опыт работы в парламентском Комитете по законодательству, законности и местному самоуправлению, а также в ЦИК РЮО. Для двух других — министра иностранных дел Дмитрия Медоева и министра экономического развития Геннадия Кокоева — это не первое появление в рядах правительства Южной Осетии. Дмитрия Медоева пожалуй без всякого преувеличения можно назвать самым опытным югоосетинским дипломатом, имеющим связи не только с высшими политическими кругами Российской Федерации, но и дипломатами многих стран.
Здесь свою роль сыграла работа во главе МИД Южной Осетии в трудных 1994-96 годах, деятельность в должности полномочного представителя президента РЮО в России, в том числе в сложнейший период до признания в августе 2008 года, и наконец, миссия первого посла Южной Осетии в Российской Федерации вплоть до 2015 года.
После отзыва работал руководителем отдела Кавказа в Институте стран СНГ, возглавляемом известным российским политиком, первым заместителем председателя Комитета Государственной Думы РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константином Затулиным. Назначение Дмитрия Медоева, пожалуй, вызвало меньше всего вопросов и критики. Серьезный опыт имеется и у Геннадия Кокоева, занимавшего должность министра экономики в 2002-2003 годах, являвшегося депутатам парламента РЮО многих созывов.
В предыдущем, 5-м созыве Геннадий Кокоев был председателем парламентского Комитета по промышленности, транспорту, связи и природным ресурсам. При утверждении Жанны Зассеевой на должность министра культуры, видимо решающую роль сыграл тот факт, что она в течение почти полутора десятка лет занимается проведением культурно-массовых и государственных мероприятий и соответственно имеет немалый организаторский опыт, который может использовать в сфере культуры. Ведь по сути своей министр культуры должен, прежде всего, быть менеджером-управленцем, организующим работу учреждений и коллективов, входящих в ведение этого ведомства.
Переходный период
Впереди еще назначения целого ряда министров, включая министра сельского хозяйства и силовиков, не говоря уже о руководителях местных администраций и выборах спикера парламента. Так что у народного информбюро есть время для продолжения увлекательного соревнования по выдвижению самых разных версий касательно того, кто займет то или иное вакантное кресло.
В то же время, есть резон перейти от обсуждения персоналий к рассмотрению серьезных задач, стоящих перед правительством Южной Осетии и властной вертикали в целом. Одной из главнейших следует назвать планомерную и последовательную борьбу с коррупцией, а также повышение эффективности работы органов власти. Следует отметить, что условия для неэффективности чиновничьего аппарата или различных злоупотреблений создаются, когда есть уверенность в полной безнаказанности, так сказать в своей «неприкасаемости» или несменяемости.
Отход от «института неприкасаемых» окажет оздоровляющее воздействие на весь госаппарат и общество в целом. Четкая постановка задач и жесткий контроль за их выполнением всегда приводят к нужным результатам, в отличие от голословных деклараций о развитии республики и т.д. Учитывая накал протестный настроений в предвыборный период, плюс наличие хронических проблем в экономической и социальной сфере, усугубившихся в связи с инфляцией и другими кризисными явлениями, 2017-й будем явно непростым годом. Завышенные ожидания и достаточно конкретные требования по улучшению уровня жизни, выдвигаемые со стороны населения, ограничивают временной люфт на раскачку и это при том, что текущий год имеет свою специфику, от которой никуда не денешься. В течение всего 2017-го нынешнему составу правительства придется работать с уже принятым и частично выполненным бюджетом, где что-то поменять в серьезном масштабе не представляется возможным. То же самое касается Инвестпрограммы 2015-2017 гг., реализация которой завершается в этом году и вносить в нее какие-то коррективы тем более невозможно.
Тот же закон о льготном кредитовании малого и среднего бизнеса, принятый в прошлом году парламентом, но не подписанный экс-президентом, даже в случае его подписания в ближайшее время, по факту заработает только в будущем 2018 году, поскольку в 2017-м под его реализацию средств попросту не заложено. Поэтому на сегодняшний день основной задачей правительства является завершение работы на объектах Инвестпрограммы 2015-2017 гг. и подготовка во взаимодействии с российскими коллегами новой Инвестиционной программы с учетом тех приоритетов и акцентов, которые были обозначены Анатолием Бибиловым еще в качестве спикера Парламента, а также в ходе предвыборной кампании. По сути текущей год станет годом подготовительным для перехода к более предметному решению проблем, которые долгое время оставались вне поля зрения, либо же оказались не в списке приоритетов. Поэтому целесообразным представляется инициирование широкого общественного обсуждения всего спектра актуальных вопросов в различных сферах. Открытость и диалог власти с обществом позволит с минимальными издержками пройти переходный период.
Практика замалчивания проблем, имевшая место ранее, когда мраком гостайны покрывалась даже сезонная эпидемия гриппа, ни к чему хорошему не привела, лишь усугубив кризис доверия к власти. В этой связи формат отношений между политическим руководством и населением должен строиться на качественно другой основе, с использованием механизмов обратной связи. А обсуждать предстоит действительно многое. В длинном списке актуальным проблем значится помощь местным предпринимателям и фермерам, борьба с эпидемией свиной чумы, которая уже который год подряд наносит катастрофический ущерб свиноводству в Южной Осетии, не встречая должного реагирования со стороны соответствующих структур, завершение восстановления разрушенных домов и квартир и многое другое.
Приоритеты в экономике
Очень многое в этих вопросах зависит от экономического блока правительства. Местные предприниматели и фермеры в своей основной массе за редким исключением фактически в течение последних пяти лет не ощущали заметную поддержку со стороны государства. Рамки Инвестиционного агентства, созданного для поддержки данной категории, оказались для мелкого и среднего бизнеса в Южной Осетии непроходными, из-за ряда условий, которые они не могли выполнить. Да и реализация отобранных проектов чрезмерно затянулась, а экономическая целесообразность некоторых до сих пор вызывает вопросы.
Свою роль в устранении кредитного «вакуума» может сыграть Фонд поддержки предпринимательства, его создание предусмотрено законом о льготном кредитовании малого и среднего бизнеса, о котором речь шла выше. С началом реализации данного закона местные фермеры и предприниматели смогут воспользоваться возможностью каждый год по льготным процентам получать средства на развитие своего дела. Как известно, в соответствии с этим законом правительство обязано ежегодно выделять на развития мелкого и среднего бизнеса не менее двух процентов от собственных доходов бюджета РЮО. Чем выше эти доходы, тем большей может быть выделяемая сумма. К тому же теоретически закон позволяет увеличивать объем выделяемых средств, будь то 5 процентов или более. К числу приоритетов, разумеется, относиться и привлечение инвестиций.
Судя по географии и частоте встреч президента Южной Осетии за последний месяц, руководство республики активизировало работу по реализации перспективных экономических проектов с участием инвесторов. В частности, об этом речь шла в ходе переговоров сперва на полях V Владимирского межрегионального экономического форума, а затем и Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). Проведены также переговоры с губернатором Владимирской области Светланой Орловой, президентом Татарстана Рустамом Миннихановым и др. Новый импульс придан и развитию экономического сотрудничества с народными республиками Донбасса — ДНР и ЛНР.
Михаил Хасиев