Константин Затулин, депутат Госдумы, директор Института стран СНГ
KMnews.RU
Я сейчас принимаю участие в международной конференции, посвященной 10-летию начала натовской агрессии в Югославии. Если говорить о сербской элите, то, безусловно, в ней за это время произошли серьезные изменения. Последний раз я был в Сербии около года назад — на президентских выборах в качестве наблюдателя. Тогда во втором туре сошлись два политика – Тадич и Николич. Выступая за суверенитет Сербии над Косово, Тадич, тем не менее, был представителем тех сил, которые на самом деле выступают за сотрудничество с Европейским Союзом. А может быть, даже и с НАТО. Хотя этот военный блок не является популярным в Сербии и вряд ли когда-либо будет таковым.
Сербы никогда не забудут историю 10-летней давности
Фактически расколов бывшую Радикальную партию, Николич сейчас создал новую Прогрессивную партию. О былом единстве левой оппозиции сейчас сложно говорить. В Югославии сейчас происходит смена элит. Причем я бы не сказал, что это естественный процесс. Скорее он происходит под влиянием извне. Как мне кажется, сейчас решается судьба политического будущего Коштуницы, поскольку он, конечно, потерял ту определяющую роль, которую играл в прежнем составе парламента.
Будучи премьер-министром, он фактически делал всю игру. Впрочем, я только первый день в Белграде, так что мои впечатления еще не вполне оформились. Но очевидно, что история 10-летней давности прочно вошла в жизнь сербов и вряд ли когда-либо будет забыта.
Упомянутая конференция организована Белградским форумом. Это общественная организация, которую возглавляет бывший министр иностранных дел Югославии Живадин Йованович. В день открытия на конференции побывала председатель сербского парламента (Скупщины), с приветствием выступил вице-премьер правительства Сербии Ивица Дачич. Российская сторона представлена экспертами, которые хорошо известны в научном мире (такими, например, как Елена Гуськова). После долгого перерыва за одним столом с участниками конференции сидит Борислав Милошевич, который сейчас живет в России, он специально приехал в Белград, чтобы выступить перед участниками этого форума.
О возвращении Косово в Сербии серьезно уже не говорят
Я также встретил здесь всех старых знакомых по югославским перипетиям — генерала Леонида Ивашова, нынешнего ректора Торгово-экономического университета (бывшего зампреда Госдумы) Сергея Бабурина и Николая Бурляева, который уже успел выступить на конференции с небольшим импровизированным художественным вступлением (он читал стихи Тютчева). Своих коллег- депутатов Госдумы я пока здесь не вижу.
Сегодня состоится торжественный вечер в Русском доме, который проводит общество сербско-русской дружбы. Руководитель этого общества уже выступила вместе с хором детей из Косово (который называется «Косовские пионы») на открытии этой конференции. На самом форуме присутствуют не менее 500 человек, среди которых есть депутаты греческого парламента, генералы-голлисты из Франции. На конференции присутствует также новый посол РФ в Сербии. В общем, много людей, которые искренне переживают за то, что произошло с Сербией.
Конечно, есть некоторое впечатление, что эта конференция, скорее, дань прошлому для практикующих политиков, чем собрание людей, которые реально принимают решения. Политическая ситуация в Сербии сегодня характеризуется надеждой если не на решающую роль России в возвращении Косово (здесь об этом сегодня всерьез не говорят), то на помощь в преодолении экономического кризиса (последствия которого уже проявляют себя).
Если международное право не устраивает Белый дом, он меняет юристов
Такое экономическое сотрудничество Сербии с Россией кажется здесь востребованным даже той частью политической элиты, которая ориентируется на Запад. Что касается меня, то я собираюсь выступить на конференции, а также продолжить контактировать с сербскими политиками. У меня намечена встреча с новым руководителем Радикальной партии Сербии господином Драганом Тодоровичем.
На конференции я буду говорить о событиях десятилетней давности. Они до сих пор оказывают влияние на послевоенное (после 1999, а не после 1945 года) устройство в Европе. Не говоря уже о влиянии на международные отношения в целом. За прошедшее время появилось много литературы о событиях 1999 года. И о том, что им предшествовало.
В своем выступлении я как раз буду ссылаться на Мадлен Олбрайт, которая издала объемистый том торжествующих мемуаров о победе, одержанной над тогдашней Югославией. Эта книга вышла на русском языке. Я думаю, что тот, кто ее внимательно изучит, получит более полное представление о том, что привело к трагедии в Югославии. Очевидно, что событий 10-летней давности были войной за утверждение нового порядка, и, таким образом, за слом предыдущего.
Это была война против ООН. И госпожа Олбрайт так прямо об этом и говорит. Есть такой «забавный» эпизод (если его можно так назвать), когда ее же партнер, тогдашний министр иностранных дел Великобритании Роберт Кук, в телефонном разговоре говорит о том, что британские юристы считают необходимой какую-то санкцию со стороны ООН (для начала военных действий). А Олбрайт (как она пишет в своих мемуарах) раздраженно ему отвечает «так смените своих юристов».
Милошевич погиб в стенах Международного трибунала
Это была американская война с присущими американцам способами ее ведения. И, прежде всего, с безграничной верой в бомбардировки и в возможность найти сочувствующих в самой Югославии, с тем, чтобы поднять против властей собственное население. Нужно заметить, что американцы действительно смогли это сделать. Правда, не сразу, а через некоторое время. Как вы знаете, Милошевич был выдан, а потом и погиб (я так считаю) в стенах Международного трибунала в Гааге.
Метод «разделяй и властвуй» в данном случае проявился в полной мере в ходе войны НАТО против Югославии, которую, безусловно, вдохновляла Америка. Причем последняя воевала в Югославии против Европы. А точнее говоря, вместе с Европой разрушала шансы Европы на успешную конкуренцию с Америкой.