Александр МАЩЕНКО
«Крымское ЭХО»
Что касается других сторон его деятельности, то, как мы видим, президент Украины стремится к расширению своих полномочий. Он пошел по тому пути, по которому долгое время шел президент Кучма. И это закладывает некоторые внутренние проблемы для Януковича на оставшийся срок его президентства, потому что далеко не все его союзники согласны с таким усилением полномочий президента. Впрочем, Россию гораздо больше беспокоит другое — судьба идеи федерализации, которая на протяжении долгого периода была в программе оппозиционной Партии регионов, а теперь, после ее прихода к власти, вышла из моды.
— В связи с этим многие крымские политики сегодня обеспокоены тем, что права нашей автономии могут быть урезаны еще больше.
— Я думаю, тут у Киева сработал соблазн выстроить все отношения с регионами в духе централизма. Если в каких-то регионах это еще приемлемо, то в Крыму, который на Украине всегда был на особом положении, это вызывает сильное раздражение. Сегодня в Крыму не востребован тот стиль управления, который пытается насаждать новое правительство республики — голое администрирование, попытка подавить, подчинить, подмять под себя все политические силы в регионе. Крым — не просто один из регионов Украины, это регион, от ситуации в котором во многом зависят российско-украинские отношения.
Сегодняшний автономный статус Крыма в той форме, в которой он существует, — это не чисто внутренний вопрос Украины, это если хотите, форма компромисса между Российской Федерацией и Украиной. Россия по сути является гарантом крымской автономии. И причин для этого больше чем достаточно. В Крыму живет шестьдесят процентов русского населения. Крым — это территория, за которую были пролиты реки русской крови. Крым — это территория, где каждый камень, каждый переулок, каждая улица несут в себе память о святой для нас прошлой историей. Поэтому нам в России не все равно, как себя чувствуют крымчане, в какой мере крымская автономия является содержательной, а не формальной.
И тот факт, что из-за возможного сокращения полномочий Автономной Республики Крым российско-украинские отношения могут ухудшиться, — не к выгоде действующего президента. Как бы ни хотел Виктор Янукович стать президентом и Юга, и Востока, и Запада, он все равно останется президентом, пришедшим к власти благодаря электорату Юга и Востока Украины. Я знаю, что лично Янукович относится к Крыму очень хорошо — как к месту, как к уникальному региону, но надо, чтобы он относился к Крыму хорошо еще и как к политическому феномену.
— В Крыму многие с горечью восприняли отставку мэра Москвы Юрия Лужкова, который очень много сделал для нашего полуострова. Как вы оцениваете это решение, и изменится ли, на ваш взгляд, политика нового московского правительства по отношению к Крыму?
— Лужкова сняли не за Крым, не за то, что он поддерживал Черноморский флот, Севастополь и наших соотечественников за рубежом. У его отставки были другие причины, связанные с взаимоотношениями между Москвой и федеральным центром. Безусловно, президент России Дмитрий Медведев действовал на основе своих полномочий, тем не менее, я убежден, что Лужков как государственный и политический деятель не заслуживает такого ярлыка, с которым он ушел в отставку. И мне глубоко неприятно то, что многие мои коллеги, которых я видел в приемной Лужкова в разные периоды, сейчас, в тот момент, когда Лужков кажется поверженным, набросились на него. Если говорить о работе Москвы с соотечественниками, то тут, конечно, будут какие-то изменения — персональные, например. Однако сегодня нельзя просто так взять и закрыть эту тему. И в этом заключается одно из главных достижений Лужкова. Москва спасла для России это направление во второй половине девяностых годов, взяв на себя те функции, которые на тот момент не хотело или не могло взять на себя наше федеральное правительство.