№29(97) 1995, газета «Дума»
Заявление
Как известно, Совет Федерации 3 октября поддержал предложение о проведении в Российской Федерации референдума по вопросу об углублении экономической и политической интеграции России и Белоруссии. Из сопроводительных комментариев инициаторов постановки этого вопроса, например, депутата Н.Н. Гончара, ясно, что идея проведения референдума пришла в головы наших сенаторов от осознания того, что «наступил момент, когда элиты не только в странах СНГ, но и в самой России окажутся в положении, которое заставит их воспринять эту идею как единственный способ самосохранения».
Как председатель профильного Комитета Государственной Думы по делам СНГ и как принципиальный сторонник воссоединения России и Белоруссии, никогда не связывавший этот исторический шаг с интересами собственного самосохранения, хочу заметить, что возникает опасность использования популярной и безусловной идеи реинтеграции теми политиками и теми политическими структура-, ми, которые соучаствовали в превращении миллионов людей из наших сограждан в соотечественников за рубежом. Я убежден, что русский народ, как народ терпеливый, способен еще и еще раз оказать доверие руководству России в том случае, если это руководство не на словах, а на деле примется заниматься положенными ему объединительными инициативами, засучив рукава. Чего бы не хотелось, -так это очередной попытки провести простодушного дядю Ваню на мякине. Убежден, что Правительство Черномырдина-Козырева, открытое всем иноземным влияниям, не в состоянии довести объединительный процесс с Белоруссией до логического завершения, Примером тому- неудачное объединение денежных систем в 1993-1994 годах, инициированное Правительством Черномырдина и проваленное этим же Правительством.
Искреннее отношение к трагедии разделения народов и республик бывшего Союза ССР заключается не в том, чтобы множить популистские инициативы и в который раз задавать измученному ожиданием народу вопрос: не хотел бы он быть богатым и здоровым, а не бедным и больным. Если правительство -Правительство, оно способно (и Государственная Дума — нынешнего ли, будущего ли состава его в этом поддержит), принять самые далеко идущие решения об интеграции с Белоруссией без всякого референдума.
В сегодняшнем виде предложение о проведении референдума может расцениваться как очередной зондаж через Совет Федерации возможности под любым предлогом оттянуть проведение выборов в России. А я уверен, что кратчайший путь к воссоединению России и Белоруссии — дать возможность провести этот процесс с российской стороны, по крайней мере, настолько же ответственным политическим лидерам, каким является президент Республики Беларусь Александр Лукашенко и его политические единомышленники. Если Вам, депутат Гончар, в который раз не терпится провести референдум по совершенно ясному вопросу, то будьте добры предложить народу согласованный с белорусской стороной проект нового государственного устройства России и Белоруссии. Голосование по формулировке «желаете ли вы дружить с Белоруссией» — пустая затея. И исходит она, как все более очевидно, от того самого органа, который топит любые думские инициативы занять твердую позицию со стороны России в принципиальных делах СНГ, например, в вопросе о разделе Черноморского флота или обеспечении безопасности российского населения Приднестровья.
Председатель Комитета Государственное Думы по дедам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин.