Поделиться


    Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

    Защита от спама reCAPTCHA Конфиденциальность и Условия использования

    Оставить наказ кандидату

      Выберите округ:


      Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

      Написать письмо депутату

        Выберите приемную:


        Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

        На страницу депутата
        от Сочинского округа

        «Большой договор» между Украиной и Россией: денонсировать нельзя продлить

        Источник: Еadaily

        C 16 января возобновились пленарные заседания Верховной Рады Украины. Один из первых вопросов, за рассмотрение которого взялись депутаты, стал законопроект № 7163 «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях» («о реинтеграции / деоккупации Донбасса»), проголосованный в первом чтении в октябре прошлого года.

        По предварительной информации, завершение рассмотрения всех имеющихся к законопроекту правок планируется 18 января, тогда же спикер Рады намерен вынести скандальный документ на голосование. Инициаторы законопроекта утверждают, что его принятие позволит в том числе инсталлировать в законодательное поле положение о том, что Российская Федерация является «государством-агрессором».

        Действительно, на сегодняшний день ни в одном украинском законе РФ не имеет статуса «государства-агрессора». В 2015 году парламент Украины принял постановления «Об Обращении Верховной Рады Украины к Организации Объединенных Наций, Европейскому Парламенту, Парламентской Ассамблеи Совета Европы, Парламентской Ассамблеи НАТО, Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, Парламентской Ассамблеи ГУАМ, парламентам государств мира о признании Российской Федерации государством-агрессором» (27.01.2015) и «О Заявлении Верховной Рады Украины „Об отпоре вооруженной агрессии Российской Федерации и преодолении ее последствий“» (21.04.2015), однако их правовая сила сомнительна.

        В отличие от властей Грузии в главе с Михаилом Саакашвили, разорвавших в 2008 году дипломатические отношения с РФ и прекративших участие Тбилиси в СНГ, киевские «верхи», твердящие о «российской агрессии», так и не пошли на подобные шаги. Более того, формально остается в силе Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией (более известный как «Большой договор»), подписанный Леонидом Кучмой и Борисом Ельциным в 1997 году и ратифицированный годом позднее парламентами обоих государств.

        Срок действия договора — 10 лет с опцией автоматической пролонгации на 10-летние периоды. Если же одна из сторон хочет денонсировать договор, то она должна письменно уведомить об этом другую сторону не менее чем за 6 месяцев до истечения очередного десятилетнего периода. В 2008 году договор был продлен автоматически, но на дворе уже 2018 год, а это значит, что сторонам необходимо принять какое-либо решение до 1 октября сего года.

        Понятно, что есть только два варианта: либо стороны «случайно забудут» уведомить друг друга до 1 октября, следовательно, договор будет продлен автоматически, либо одна из сторон уведомит другую о желании полной либо частичной денонсации (непродления) «Большого договора». Притом если одна из сторон заявит о нежелании продлевать договор, то, скорее всего, это будет Киев. Не нужно забывать, что 2018 год является предвыборным, а потому Петр Порошенко, де-факто начавший свою предвыборную кампанию в середине 2017 года, опираясь на праворадикальный националистический электорат, для которого зрелища важнее хлеба, будет действовать в рамках стратегии заигрывания с вышеуказанной электоральной нишей.

        По состоянию на сегодняшний день складывается парадоксальная ситуация, когда для Украины Россия одновременно и «государство-агрессор», и «стратегический партнер» (согласно «Большому договору»). С Россией в этом вопросе тоже все не так однозначно: с одной стороны, РФ признала украинские выборы в 2014 году, а с другой, Дорогомиловский суд Москвы признал события в Киеве в феврале 2014 года «государственным переворотом», что подрывает внешнюю легитимность этих выборов.

        Правда, пока официальные Киев и Москва говорят о нежелательности разрыва «Большого договора». Как заявила первый вице-спикер Верховной Рады Ирины Геращенко, она «шокирована» позицией политиков, выступающих за то, чтобы Украина первой вышла из этого договора, «чтобы не действовало ни одно право, и мы сами подарим Донбасс и Крым». «Мы должны от России требовать его [«Большой договор»] выполнять, а не расторгать, потому что в этом законе зафиксировано уважение к территориальной целостности и суверенитету Украины», — рассказала Геращенко на заседании согласительного совета парламента 15 января. Ранее, в конце 2016 года, тогдашний заместитель главы МИД Украины — руководитель аппарата Вадим Пристайко заявлял, что Киев не денонсирует «Большой договор», так как планирует подавать иски против РФ в международные суды из-за имевших место, по мнению украинского дипломатического ведомства, нарушений его пунктов.

        В свою очередь, глава МИД РФ Сергей Лавров назвал неактуальным вопрос о денонсации «Большого договора» с Украиной, подчеркнув, что это дело юристов. Также Лавров указал на то, что расторжение договора повредит реализации Минских соглашениям (несмотря на то, что прямой юридической связи между «Минском-2» и «Большим договором» нет, денонсация Москвой последнего будет наверняка трактоваться прочими сторонами «Нормандской четверки» как шаг, усложняющий урегулирование конфликта). Таким образом глава российского МИДа прокомментировал прозвучавшую накануне инициативу депутата Госдумы, зампреда комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константина Затулина о необходимости денонсировать договор в той части, где государства признают территориальные границы друг друга, поскольку такие пункты, по его мнению, «односторонне выгодны» Украине. Затулин отметил, что, подписав и ратифицировав договор, Россия «подтвердила, что считает, скажем, Крым и Севастополь частью территории Украины».

        Если беспристрастно изучить пункты «Большого договора», то становится очевидно, что в настоящее время он фактически не работает. Значительная часть пунктов не выполняется / игнорируется обеими сторонами, хотя зачастую инициатором разрывов межправительственных и межпарламентских соглашений с РФ, детализирующих «Большой договор», с 2014 года выступал Киев. Помимо пунктов о территориальной целостности (вопрос Крыма и Севастополя) и незаключения договоров, направленных против интересов другой стороны (стремление Украины в НАТО), игнорируются статьи, предусматривающие всестороннее развитие отношений в сферах экономики, финансов, предпринимательства и защиты инвестиций, военного и военно-технического сотрудничества, освоения космоса, науки, гуманитарной политики, спорта, здравоохранения, транспорта, энергетики, приграничного сотрудничества, борьбы с преступностью, межпарламентского взаимодействия, взаимодействия на международной арене.

        Как говорится, «чуть-чуть беременной быть нельзя» — срок действия «Большого договора» постепенно истекает, и обеим сторонам пора принимать какие-то решения. Высказывания Затулина — очередное напоминание и своеобразный зондаж общественного мнения.

        Есть еще один момент, который представляется, на первый взгляд, неочевидным. Расторжение «Большого договора» по инициативе Киева наверняка усилит политический вес оппонентов действующей власти, а точнее Виктора Медведчука. Не секрет, что Медведчук, занимающий должность спецпредставителя Украины по вопросам гуманитарного характера в Трехсторонней контактной группы в Минске, является ныне ключевым коммуникатором между Киевом и Москвой. Украинский журнал «Корреспондент», подводя итоги 2017 года, поставил Медведчука на 7-ое место в рейтинге топ-100 наиболее влиятельных украинцев, — это единственная фигура в топ-10, кто не является олигархом или высшим чиновником. Притом рейтинг был опубликован еще до состоявшегося на Донбассе в конце декабря масштабного обмена пленными, ставшего результатом прямых переговоров Медведчука с руководством РФ, ЛДНР и патриархом Кириллом.

        Ясно, что денонсация «Большого договора» будет означать дальнейший обрыв связей между Украиной и РФ. Но, учитывая намерения международных игроков завершить конфликт на Донбассе на основе «Минска-2», с одной стороны, и, с другой, желание частного украинского бизнеса сохранить позиции на российском рынке, представляется, что при продолжении политики «сожжения мостов» все большую роль будут играть неформальные коммуникаторы (тот же Медведчук), способные решать вопросы на уровне высшего руководства Украины и России.

        В общем, будем наблюдать за развитием этой ситуации — до 1 октября не так уж и много времени.

        Алексей Нечаев, политтехнолог, Киев

        Денис Гаевский, экономист, политический аналитик, Киев

        /