Нурсултан Назарбаев по приглашению Трампа прибыл в США. Что стоит за этим?
Константин Затулин, депутат Государственной Думы:
— Конечно, мы должны внимательно следить за этими переговорами, потому что связаны с Казахстаном известными соглашениями в рамках ЕАЭС, ОДКБ и других организаций.
Мы должны иметь в виду, что никто даром, просто за красивые глаза, любить нас не собирается, никто не собирается из одной только симпатии к нам отказываться от возможности сотрудничать с другими странами, в том числе с Соединенными Штатами.
Трамп с гордостью заявил, что контракты, подписанные с Назарбаевым, дадут Америке десятки тысяч рабочих мест. Получается, что Казахстан спонсирует Америку?
Мы все спонсируем Америку, поскольку пользуемся долларами — даже без того, чтобы заказывать что-либо в США. Трамп действует в своем духе, он поставил себе целью подъем американской экономики и демонстрирует качества хорошего менеджера. Он зациклен на расширении американского производства, на подписании контрактов с Казахстаном, Саудовской Аравией — с кем угодно.
Пока, если судить о том, что происходило в Соединенных Штатах 16-17 января, угроз я не прослеживаю. Хотя совершенно не исключаю, что Трамп рассматривает взаимоотношения с Казахстаном не только с точки зрения их самоценности, но и точки зрения того, как бы сделать так, чтобы Казахстан увеличил дистанцию с Россией.
Несколько месяцев назад казахское и русское общество было взбудоражено новостью о том, что Казахстан в ускоренном темпе собирается переходить на латиницу. Безусловно, это не может быть праздником для нас. Ученые говорят, что это невозможно без потерь для самого казахского языка. И я склонен им в этом отношении доверять.
Я рассматриваю этот шаг действительно как лишний довод, использованный Казахстаном, чтобы подчеркнуть приверженность отношениям с Западом (при одновременном сохранении связей с Россией). Мы не должны упускать из внимания, что в Казахстане живут и казахи, и русские, и другие этносы. Казахстан очень осторожненько, но проводит такую линию: «Казахстан — это прежде всего страна для казахов». И с этой точки зрения мы должны видеть угрозу, видеть опасность. В том числе для наших соотечественников в Казахстане. Но мы не можем предпринимать какие-либо демарши, требуя, чтобы казахский язык писался на кириллице. Они же не русский язык переводят на латиницу — а свой, казахский язык. Это всецело их ответственность.
А то, что американцы подключились к процессу вестернизации Казахстана — это естественно. Так латинизация для этого отчасти и делается.
Казахстан явно не хочет оказаться страной, на которую обрушатся американские санкции, и он всячески уходит от того, чтобы солидаризироваться с Россией в таких вопросах, которые могут привести к зачислению Казахстана в число безоговорочных союзников России в сложных политических вопросах — таких, как Украина, например.
Джеймс Фриман, американский политолог:
-Вашингтон поддерживает партнерские отношения с Казахстаном по причине его роли в борьбе против экстремизма, а также потому, что он, как говорят, является наиболее процветающей, безопасной и стабильной страной в Центральной Азии. Однако этот статус не сохранится после окончания президентства Назарбаева, если он не будет гарантирован такими демократическими принципами как уважение прав человека и верховенство закона, но именно этого в Казахстане и не хватает.
Хотя Назарбаев называет свою страну молодой демократией, она, на самом деле, является консолидированным авторитарным государством, лидер которого находится у власти с момента обретения независимости в 1991 году.
Власти Казахстана регулярно ограничивают работу наиболее важных инструментов демократии — они запрещают независимые средства массовой информации, а также выдвигают уголовные обвинения в отношении мирных протестующих, блогеров, пользователей социальных сетей и гражданских активистов. Как говорят, в Казахстане широко применяются пытки.
Можно, конечно же, иметь дело с диктатором и без того, чтобы полностью одобрять его деятельность. У предшественников г-на Трампа было предостаточно причин для того, чтобы не приглашать г-на Назарбаева в Белый дом.
В защиту г-на Трампа следует сказать, что он пытается сотрудничать с Казахстаном в тех вопросах, которые имеют отношение к обороне Соединенных Штатов, а не просто заниматься бизнесом в стиле Фонда Клинтонов. Но если президент Трамп ограничится только стандартами Билла Клинтона, то его президентство будет большим разочарованием.