Украинские политики публично выражают радость по поводу самоубийства активистки «русской весны» Марины Меньшиковой. Минувшей осенью женщина была депортирована из России, а в понедельник утром повесилась в тюремной камере города Днепр. Политологи и законодатели требуют внесения изменений в законодательство, чтобы сбежавшие с Украины русские легко получали политическое убежище в России.
Украинские политики в понедельник в очередной раз показали свой нравственный уровень, когда публично выразили радость по поводу самоубийства 46-летней женщины, арестантки тюрьмы города Днепр. На тюремной простыне рано утром повесилась Марина Меньшикова, активистка Антимайдана, участница штурма здания днепропетровской областной администрации весной 2014 года.
Злорадства не скрывал мэр Днепра Борис Филатов, тот самый, что еще три года назад, в самом начале «русской весны», обещал вешать таких, как Меньшикова. Мэр припомнил, что Меньшикова «ходила на митинги за «русский мир», затем «сбежала» в Краматорск, вернулась и «бегала от полиции». «Потом бежишь в Крым, а тебя твои «русские братья» депортируют обратно на Украину», – написал мэр в своем Фейсбуке и, обращаясь к покойной почему-то как к мужчине, подытожил: «Россия бросит тебя, сынок. Всегда. Доброе утро».
Гастарбайтер или эмигрант – все в одно окно
Меньшикова, как и ее брат Михаил, давно фигурировали на пресловутом сайте «Миротворец» в качестве «сепаратистов». Меньшикова замечена «за сбором денег для террористов «ЛДНР», доносил портал. «Вместе со своим братом Михаилом Меньшиковым женщина участвовала в штурме Днепропетровской ОГА в апреле 2014 года», – сообщали авторы портала.
Осенью 2016 года она напала в здании театра в Днепропетровске на участника АТО, пришедшего на спектакль в военной форме. Меньшикова ударила его при всех молотком по голове. Тогда она скрылась от украинской Фемиды, уехав в Крым. В середине января соседи сообщили в полицию, что Меньшикова вернулась домой, в свою квартиру в Днепре. Ее взяли под стражу. Начался суд – и стало ясно, что за нападение в театре ей грозит 7 лет тюрьмы.
За полгода до этого Меньшикова уже оказывалась под судом, только под российским. В сентябре Ленинский районный суд Крыма решил выдворить ее на Украину за нарушения миграционного режима, в частности, за превышение разрешенного срока пребывания в 90 дней.
Газета «Обозреватель» приводит документы крымского управления ФМС, из которого следует, что в 2015 году Меньшиковой по ее просьбе все же было предоставлено российское гражданство. Вместе с братом она жила тогда в поселке Ленино в Крыму. Однако остается неясным, почему позднее эмигрантка российского паспорта лишилась. В управлении по миграции при МВД в Симферополе репортеру газеты ВЗГЛЯД отказались комментировать случай Меньшиковой, ссылаясь на принцип защиты персональных данных.
В любом случае трагическая гибель Меньшиковой вызвала среди эмигрантов с Украины дебаты о том, что Москва давно могла бы предоставить поблажки активистам «русской весны», которые просят убежища.
Российское законодательство не видит разницы между украинскими гастарбайтерами и политическими беженцами. Если у трудового мигранта что-то пошло не так – он по истечении 90 суток спокойно вернется домой. По понятным причинам политический эмигрант вернуться на Украину не может. Единственное, за что политические беженцы могут благодарить власти, – их не везут принудительно до ближайшего украинского КПП где-нибудь в Черниговской или Сумской области. Им разрешают самим выбрать место депортации. И люди этого толка, разумеется, едут южнее – и попадают в ДНР или ЛНР.
Нужен «закон имени Марины Меньшиковой»
«Из-за несовершенных норм законодательства, избыточной бюрократии и банальной нехватки кадров в территориальных управлениях по миграции при МВД случаются ситуации, когда человек не укладывается в отведенные ему сроки», – пожаловался газете ВЗГЛЯД бывший активист Антимайдана, 26-летний политэмигрант с Украины Алексей.
«У одной из сотрудниц управления по миграции МВД Владимирской области мне необходимо было получить справку для продления срока действия документов, но она была в отпуске, а замены ей не нашлось. В итоге лишь после жалоб вышестоящему руководству и уплаты штрафа справка все же была получена, и дело не дошло до депортации», – пояснил Алексей.
Алексей считает, что сам случай Меньшиковой «спорный», поскольку женщина допустила, похоже, нарушения миграционного режима. Он призывает российские власти принять некий «закон Марины Меньшиковой», поправки в законодательство, призванные облегчить жизнь жителям Украины, которые ищут политическое убежище в России.
«Эти люди не могут найти поддержку и в самой России. Они не имеют права на получение политического убежища в этой стране. Им не дают права находиться в России более 90 дней. Несомненно, необходимо менять законодательство», – заявил газете ВЗГЛЯД живущий в Голландии украинский политолог Владимир Корнилов. Политолога возмущает приговор крымского судьи Красикова, не нашедшего «никаких смягчающих обстоятельств» для отказа в депортации.
«То есть угроза ареста и гибели не считается смягчающим обстоятельством. Даже в рамках нынешних несовершенных законов судья обязан был учесть тот факт, что человека преследуют на Украине», – заявил Корнилов.
Бывший глава правительства Украины Николай Азаров, однако, не считает это массовой проблемой. «Отдельные случаи есть. И когда эти случаи доходят до нас, мы обращаемся – и встречаем в миграционной службе понимание», – рассказал экс-премьер газете ВЗГЛЯД.
Впрочем, Азаров призывает упростить порядок предоставления российского гражданства или вида на жительство тем, кто бежит от преследования СБУ.
«Вот недавно был освобожден журналист Дмитрий Василец. Просто блогер, которого непонятно за что взяли, приговорили к 9-летнему сроку и 2,5 года держали за решеткой. Киевский апелляционный суд отменил приговор.
Василец приводил свои наблюдения: когда его переводили из тюрьмы в тюрьму, он убедился, что таких, как он, там тысячи»,– сказал Азаров.
«Россия могла бы быстро предоставлять убежище, если человек не желает менять гражданство. Ведь в основном все-таки люди – патриоты своей страны. Эти процедуры должны быть упрощены», – призвал бывший премьер.
Что касается Меньшиковой, то Азаров пообещал, что его соратники проверят причины этого трагического случая.
В Госдуме править законы не спешат
В профильном комитете Госдумы не хотят пока менять законодательство о гражданстве специально для «борцов с бандеровщиной», поскольку юридически установить факт участия в такой борьбе очень сложно.
«Единичные факты, когда суды принимают решения о высылке или депортации, имеют место быть, но они, по моим наблюдениям, могут уместиться на пальцах одной руки. Они вызывают общественный резонанс, в большинстве случаев таких людей удается отстоять, – заявил газете ВЗГЛЯД первый зампред комитета Госдумы по делам СНГ Константин Затулин. – Мы отмечаем такое явление, что в последнее время становится модным быть борцом с бандеровщиной, хотя последующая даже самая поверхностная проверка не подтверждает никаких героических подвигов. Зачастую люди действительно нарушают срок пребывания в 90 дней и пытаются найти этому какое-то оправдание».
«Готовится целый ряд поправок для упрощения данного процесса, но он, к сожалению, затянулся из-за сложности нашей бюрократической машины. Я по этим вопросам обращался в сентябре к президенту России, и еще были проведены совещания и встречи с руководством МВД, представителями администрации президента и так далее. Также я проинформирован о том, что с лета прошлого года решено не усердствовать в вопросе, когда дело касается нарушения сроков пребывания в России», – добавил Затулин.
При этом, по мнению парламентария, упрощать процедуру получения вида на жительство или гражданства РФ нужно не только для политических эмигрантов с Украины, но и вообще для граждан других стран, которые чувствуют себя «частью России» и хотят стать нашими согражданами.