Россия может рассмотреть возможность аннулирования декретов 1954 года о передаче Крыма в состав Украинской ССР. Такой ответ готовят в Госдуме на звучащие в Киеве предложения денонсировать «Большой договор» о дружбе с Россией. Однако расторжение данного договора невыгодно прежде всего Украине – зачем же киевские политики все время поднимают этот вопрос?
В Госдуме готовится запрос в Конституционный суд России о законности договора от 1954 года, согласно которому Крым был передан из РСФСР Украинской ССР. Об этом газете ВЗГЛЯД заявил первый зампред комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин.
«Мы хотим удостовериться, что законодательство России и СССР было нарушено в 1954 году. Если КС согласится с нами, то это откроет возможности для принятия закона, отрицающего акты 1954 года», – сообщил депутат.
Такой запрос может стать ответом на денонсацию «Большого договора» 1997 года о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Россией, которую накануне неожиданно анонсировал украинский МИД. О «подготовленных предложениях» о полной или частичной приостановке или денонсации накануне сообщил глава МИД Украины Павел Климкин. Правда, окончательное решение будет приниматься президентом Украины Петром Порошенко, уточнила «Интерфаксу» глашатай киевской дипломатии Марьяна Беца.
Стоит отметить, что у украинских радикалов нет претензий к каким-то отдельным статьям договора. Они хотят разорвать договор целиком, разорвать и дипломатические отношения, объявив России открытую войну. Заодно они требуют и выйти из СНГ. На этом фоне пока неизвестно, почему Климкин упоминает «частичную» денонсацию.
Климкин еще полгода назад старательно уходил от ответа на призывы «патриотов» к разрыву соглашения с Россией. В январе в ходе рассмотрения поправок к закону о «реинтеграции Донбасса» Верховная рада тоже отклонила поправки о разрыве соглашения 1997 года. Причины этого понятны.
Как известно, «Большой договор» (как принято называть этот документ) был подписан 31 мая 1997 года тогдашними президентами России и Украины Борисом Ельциным и Леонидом Кучмой. Документ вступил в силу в 1999 году, в 2008 году договор был продлен.
С украинской стороны призыв к разрыву договора прозвучал в 2014 году – от группы радикально настроенных депутатов нового состава Рады, избранного после Майдана. Но уже тогда более трезвые головы в Киеве указывали, что подобное решение можно будет толковать как отказ Украины от подтверждения своей территориальной целостности. Дело в том, что статья 2 договора гласит: стороны подтверждают нерушимость существующих между ними границ. «Денонсируя договор с Россией, <…> Киев отменит и статью о признании территориальной целостности Украины. Опять стреляют себе в ногу», – резонно заметил сенатор Алексей Пушков.
«В случае денонсации договора Киев лишится аргумента о том, что Россия признала принадлежность Крыма и Севастополя Украине, – подтверждает и Затулин. – Если они хотят заниматься самоуничтожением своих собственных аргументов, туда им и дорога».
«Полный разрыв «Большого договора» чреват серьезными социально-экономическими и политическими последствиями. В украинском МИДе это знают и просчитывают такую вероятность», – полагает и директор украинского Института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник. Он считает, что причиной вброса о разрыве договора стало приближение выборов в Верховную раду.
«Отношения с Россией будут ключевым драйвером этих выборов. Власти должны греть правый электорат, сохраняя его лояльность», – считает эксперт. С точки зрения Бортника, Киев блефует и лишь рассматривает вопрос о приостановке действия отдельных статей, например, о формах политического сотрудничества или упоминание об СНГ. Но очевидно, что отдельно взятые статьи просто отменить нельзя, требуется согласие обеих сторон: Украины и России. Если Киев денонсирует договор частично, Москва с этим не согласится – и тогда договор целиком окажется под вопросом.
Директор киевского Института трансформации общества Олег Соскин согласен, что договор – целостный документ и вариантов по неисполнению отдельных его пунктов просто не существует. Возможно либо исполнение договора в полном объеме, либо его денонсация. Как и Бортник, он уверен: на Украине началась радикализация власти, Порошенко снова заинтересован в «нагнетании истерии». По его словам, власть взяла курс на полный разрыв отношений с Москвой, вопрос лишь в том, когда это произойдет.
Эксперт прогнозирует, что после денонсации договора следующим этапом станет разрыв дипломатических отношений. «Порошенко получает радикальные команды из «вашингтонского обкома» на разрыв отношений с Россией. Есть геополитическая установка к таким решениям», – полагает Соскин.
Андрей Резчиков