Президент Украины Петр Порошенко распорядился начать подготовку к разрыву так называемого «Большого договора», заключенного с Россией еще в 1997 году. Официально этот рамочный документ называется Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Россией. Подготовить документы на «развод» должны украинские дипломаты, рассказал Порошенко на встрече с членами украинского дипкорпуса.
— Наконец, сегодня мы подошли достаточно подготовленно и юридически защищенно к следующему шагу — прекращению действия Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией, который уже давно стал анахронизмом, — передает ТАСС слова главы Украины. — Уже в ближайшее время я ожидаю от МИД необходимый пакет документов для начала реализации этого процесса.
Напомним, договор, подписанный в 1997 году, касается стратегического партнерства, взаимного признания территориальной целостности и взаимного обязательства не использовать свою территорию в ущерб безопасности друг друга. Это рамочный документ, на который опираются многие частные двусторонние соглашения между Россией и Украиной. Действовал договор до апреля 1999 года, а в октябре 2018 года должен быть решен вопрос о его продлении (если не поступит предложений о денонсации, договор автоматически продлевается еще на 10 лет).
— Надо сказать, что не только украинские политики, но и мы выступали за денонсацию этого документа, — рассказал «МК» депутат Госдумы, директор Института диаспоры и интеграции Константин Затулин. — Правда, конечно, наши и украинские резоны совершенно разные. Лично я считаю «Большой договор» анахронизмом потому, что он был почти с самого начала разрушен украинской стороной, которая обещала дружбу и партнерство — и только в обмен на это мы согласились признать несправедливые административные границы РСФСР и УССР государственными. Гарантии оказались недостаточными, Украина почти сразу же начала «хадж» в сторону НАТО — это было еще при президенте Леониде Кучме, которому в 1999 году Борис Ельцин направил официальное предупреждение о том, что это несовместимо с подписанным договором.
Украинская же сторона, по словам Затулина, обосновывает «устаревание» договора другим: Россия нарушила территориальную целостность Украины, аннексировав Крым и развязав военные действия на Донбассе. Поэтому теперь, когда по настоянию МИД РФ Госдума не стала расторгать «Большой договор» с нашей стороны, инициатором официального «развода» может выступить сама Украина. Что России, как утверждает депутат, только на руку.
— Я понимаю, почему наши дипломаты были против денонсации Россией договора, — признается Затулин. — Наша инициатива могла бы вызвать у соседей истерию: Россия показывает свое истинное лицо агрессора. Ну что ж, теперь их очередь.
— Инициатива Порошенко — ожидаемая вещь, — утверждает политолог Владимир Жарихин. — Посмотрим правде в глаза: этот договор о дружбе давно и злостно не выполнялся именно со стороны Украины. Причем, не только после 2014 года, но и до того — например, те пункты договора, которые связаны со статусом русского языка. Так что де факто этот договор не работает уже давно, теперь его не будет и де юре.
— И все же это очень смелое предложение, — замечает Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования. — Дело в том, что «Большой договор» регулировал все сферы отношений между нашими государствами. В том числе и вопросы демаркации границ. Если договора не станет, вся восточная граница Украины окажется под большим вопросом. Помимо этого, всё экономическое и политическое сотрудничество между РФ и Украиной также опирается на этот договор. Его денонсация приведет к международно-правовой пропасти такого размера, которую в нынешних условиях заполнить просто невозможно. Как сейчас провести российско-украинские переговоры такого масштаба? В итоге взаимоотношения между нашими странами просто станут нерегулируемыми.
Одним из ключевых пунктов «Большого договора» является пункт о взаимном признании границ, напоминает Константин Затулин. Если по инициативе Украины договора не станет, и этого пункта также не будет — значит, Россия получит лишнюю и существенную степень свободы на этом направлении. И обвинения в аннексии будут, таким образом, ничтожными, подчеркивает политолог.
— Расторжение «Большого договора», тем не менее, не влечет автоматической отмены всех двусторонних соглашений, опирающихся на него, — уверен Ростислав Ищенко. Поэтому, по словам политолога, денонсация не повлечет, например, мгновенное установление визового режима между странами.
— И визовый режим, и прекращение железнодорожного сообщения, и еще несколько подобных инициатив давно были бы приняты, если бы не одно «но», — отмечает политолог Олег Бондаренко. — Пострадает миллион граждан самой Украины, у которых есть работа или родственники в России. Вот и всё. Официальные власти страны могут сколько угодно показывать, что они с нами воюют, но на деле все обстоит немного сложнее. Впрочем, договор этот в любом случае «труп», так что если хотят — пусть денонсируют. Все бонусы, какие возможно, Украина из него уже извлекла.
Антон Размахнин