Большой договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной приказал долго жить. Де-факто — после государственного переворота в Киеве в феврале 2014 года, де-юре — только сейчас, спустя четыре с половиной года.
Ввел в действие решение СНБОУ относительно прекращения действия Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Россией, — написал в своем Twitter украинский президент Петр Порошенко.
Как отметила представитель президента Украины в Верховной раде Ирина Луценко, 30 сентября 2018 года украинский МИД направит России ноту с уведомлением о прекращении действия Большого договора.
Соответствующее решение о прекращении действия двустороннего договора было принято на заседании СНБО Украины 6 сентября этого года по инициативе президента Порошенко. При этом киевский режим внезапно изменил формулировки с «денонсации» этого соглашения на его «непролонгацию».
Однако в конкретном случае эти формулировки не имеют принципиального значения. Важным является то, что этот документ, который долгое время оставался рудиментом несуществующей системы отношений между Москвой и Киевом, прекратит свое существование. Произойдет это 31 марта 2019 года, аккурат в день намеченных на Украине президентских выборов и в канун 20-й годовщины с момента своего вступления в силу.
Чего испугалась Украина?
Отметим, что наряду с Большим договором о дружбе и сотрудничестве Украина анонсировала пересмотр многих других межгосударственных соглашений с Россией, в том числе и договора 2003 года о совместном использовании вод Азовского моря и Керченского пролива, актуальность которого остается одним из самых обсуждаемых вопросов в украинском инфополе. Правда, глава МИД Украины Павел Климкин не стал уточнять, когда это соглашение прекратит свое действие. Причина на удивление проста — в Киеве боятся, что Москва использует разрыв двусторонних соглашений против Украины.
У каждого договора с РФ есть пункт о процедуре прекращения его действия, и у нас есть внутренний план, как и когда мы будем это делать. Но если мы этот план объявим уже сейчас, то Россия использует это против нас в судебных процессах, — признал Климкин.
Разрыв Договора о дружбе с Россией поддержал и главный смотрящий за Украиной от Белого дома Курт Волкер. По словам спецпредставителя президента США, который накануне посетил Киев, чтобы принять участие в так называемой Ялтинской европейской стратегии, странно иметь такой договор в условиях «вторжения России».
Большой подарок для России
Между тем в России предупредили Украину о возможных последствиях прекращения действия «Большого договора».
По мнению председателя Комитета Государственной думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связях с соотечественниками Леонида Калашникова, разрыв «Большого договора» ухудшит положение проживающих на Украине граждан России и проживающих в России граждан Украины. По словам депутата, Порошенко наплевать на живущих в России украинцев.
Председатель Комиссии Совета Федерации по информационной политике Алексей Пушков в свою очередь отметил, что прекращение Украиной действия Договора о дружбе и сотрудничестве с Россией является закономерным шагом режима Порошенко, при этом ущерб для самой Украины их не волнует.
«Это большой подарок нам со стороны Петра Алексеевича Порошенко, — считает депутат Государственной думы РФ Константин Затулин, ранее выступавший за денонсацию «Большого договора» с российской стороны. — Украинцы денонсировали Договор, который является основанием для территориальных претензий современной Украины к России в связи с ситуацией с Крымом и Севастополем».
По словам политика, киевский режим таким образом решает свои местечковые проблемы, чтобы Порошенко мог позиционировать себя в качестве главного патриота, русофоба и борца с «российской агрессией». Ведь приближаются выборы, и сохранение у власти после 31 марта 2019 года для Порошенко сейчас является вопросом жизни и смерти. Вот только столь явный популистский шаг, продиктованный даже не непомерными амбициями, а скорее инстинктом сохранения, дорого обойдется Украине.
С этого момента все эти разговоры украинцев о том, что «вы у нас что-то отобрали», утратили смысл. Сегодня власти Украины своим решением поставили знак вопроса по российско-украинским государственным границам. До этого мы были в несколько неловкой ситуации, а я сам обращал на это внимание и предлагал России денонсировать данный Договор, но российская власть на это не пошла и оказалась права, поскольку я лично думал, что украинскую власть возглавляют не такие идиоты,— объяснил Затулин в беседе с ФБА «Экономика сегодня».
По мнению же бессменного руководителя фракции ЛДПР в Государственной думе Владимира Жириновского, сам Договор о дружбе и сотрудничестве с Украиной был невыгоден России, так как закреплял очерченные в советское время границы этого «искусственно созданного образования». Примечательно, что Жириновский был одним из наиболее убежденных противников ратификации этого соглашения с Украиной еще в декабре 1998 года, но тогда все решили голоса представителей КПРФ и «Яблока».
Будет ли конец шантажу, предательству и исторической несправедливости?
Обращаясь к нашей недавней истории, напомним, что подписание Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией и Украиной состоялось 31 мая 1997 года на встрече в Киеве президентов Бориса Ельцина и Леонида Кучмы. Согласно этому договору, который был ратифицирован Верховной радой Украины 14 января 1998 года и Государственной думой России 25 декабря 1998 года и вступил в силу с 1 апреля 1999 года, обе стороны заявляли о приверженности стратегическому партнерству и сотрудничеству, признании суверенитета, территориальной целостности и существующих границ. Все последующие двусторонние договоренности между Москвой и Киевом так или иначе исходили из этого «Большого договора», который уже тогда, в конце 1990-х годов, многими русскими патриотами Украины воспринимался крайне негативно.
Во-первых, он закреплял признание Россией Украины в тех границах, в которых ее искусственно сконструировали большевики, и легитимизировал переход в распоряжение властей «незалежной» всей той гражданской и военной инфраструктуры, которая была возведена на этой территории во времена Российской империи и Советского Союза.
Во-вторых, еще тогда, в конце 1990-х годов, многие эксперты указывали на демонстративное стремление украинской власти дистанцироваться от России и активно развивать отношения с Западом, включая военное сотрудничество с блоком НАТО. И заключенный Договор о дружбе с Россией не только этому никак не препятствовал, но и, наоборот, предоставлял паразитировавшим на советском наследии украинским переворотчикам полный карт-бланш. Ну а после государственного переворота в Киеве в феврале 2014 года он и вовсе превратился в рудимент, который не имел практического применения, но позволял украинскому режиму обвинять Россию в нарушении этого межгосударственного соглашения в связи с событиями в Крыму и Донбассе.
Обратим внимание на еще один немаловажный момент: буквально за три дня до подписания Ельциным и Кучмой «Большого договора» Москва и Киев после долгих переговоров пришли к соглашению о разделе Черноморского флота СССР и базировании Черноморского флота России в Крыму и Севастополе сроком на 20 лет. По заключенному же «Большому договору», Москва окончательно признавала суверенитет Киева над Крымом и Севастополем. Пройдет всего несколько лет, и Украина начнет шантажировать Россию, угрожая отказом в пролонгации соглашений по Черноморскому флоту после 2017 года. Конец этому шантажу был положен лишь в марте 2014 года, когда после нацистского переворота в Киеве в Крыму началось народное восстание, закончившееся референдумом и присоединением полуострова к России.
Крест на украинской государственности
Примечательно, что решение Порошенко прекратить действие Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Россией совпало с 79-й годовщиной вступления советских войск на территорию Западной Украины. Это событие, которое в советской историографии называлось «освободительным походом», положило начало процессу присоединения оккупированных поляками галицких и волынских земель к созданной российскими большевиками Украинской советской социалистической республике (УССР), правопреемницей которой пока еще является современная Украина.
Тот пересмотр границ подвергается резкому осуждению со стороны официального Киева и с подачи глашатаев декоммунизации из так называемого Украинского института национальной памяти именуется не иначе, как «оккупацией», что только на руку полякам и другим западным соседям Украины, уже открыто предъявляющим Киеву территориальные претензии и выставляющим исторические счета.
Поэтому сегодняшний разрыв Порошенко «Большого договора» с Россией, снимающий все взятые на себя Москвой обязательства в отношении «незалежной», можно расценивать как еще один шаг киевского режима на пути к демонтажу построенной и выпестованной коммунистами украинской государственности. И главная задача России на перспективу — извлечь из этого максимальные выгоды, соответствующие интересам всего искусственно разделенного русского народа.
Павленко Дмитрий