Первым предстоящие манёвры анонсировал секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Александр Турчинов. Это было 4 октября. По его словам, Украина «наращивает военную компоненту» на Азовском море и намерена «проводить серьёзные учения», которые станут ответом на «российские провокации».
Факт проведения стрельб, намеченных на 9-12 октября этого года, и закрытие в связи с этим участка Азовского моря между Ялтой (имеется в виду посёлок на подконтрольной Киеву территории бывшей Донецкой области) и Бердянском подтвердил украинский журналист, руководитель проекта «Майдан иностранных дел» Андрей Клименко. На своей странице в Facebook он обозначил точные координаты участка акватории Азовского моря, которая будет закрыта для гражданских судов на время учений.
Чем располагает Украина в Азовском море?
Напомним, что украинская морская группировка в Азовском море состоит на сегодняшний день из порядка 20 плавсредств. Из них в состав военно-морских сил (ВМСУ) входят лишь четыре единицы. Это переброшенные в середине сентября сухопутным способом из Одессы в Бердянск два новых малых бронированных артиллерийских катера «Лубны» и «Кременчуг» проекта «Гюрза-М», а также прошедшие две недели назад из Чёрного моря в Азовское корабль управления «Донбасс» и буксир «Корец».
В составе Госпогранслужбы Украины находится Мариупольский (бывший 23-й) отряд морской охраны, который включает в себя 18 кораблей и катеров. Самый крупный из них – пограничный сторожевой катер «Донбасс» проекта 205П «Тарантул», построенный в 1982 году на ленинградском судостроительном заводе «Алмаз». Из прочих выделяется вооружённый несколькими пулемётами пограничный корабль «Оникс», который до 2010 года принадлежал Турции и был простой рыболовецкой шхуной с забавным для русского слуха названием «Баба Хасан». За нарушение режима территориальных вод и незаконный промысел она была задержана украинскими пограничниками, конфискована в пользу Украины и превращена в военное судно специального назначения «Оникс».
25 марта этого года в нейтральных водах Азовского моря «Оникс» совершил пиратское нападение на российский рыболовецкий сейнер «Норд», члены экипажа которого уже более полугода фактически находятся в заложниках у украинской власти.
Также в состав морской охраны Украины на Азовском море входят пять катеров проекта «Гриф» (ранее их было шесть, но один был потоплен выстрелом ПТУРа при неудачной попытке обстрела позиций ополченцев ДНР в районе Безыменного 31 августа 2014 года), семь малых катеров проекта «Калкан», два малых катера «UMS-1000» и по одному «UMS-600» и «Galia 640». Все эти плавсредства имеют лишь легкое вооружение и способны действовать исключительно в прибрежной зоне.
Добавим, что на прошлой неделе Соединённые Штаты передали Украине два списанных американской береговой охраной патрульных катера типа Island, которые также могут быть включены в состав украинской морской группировки на Азовском море. Однако с учетом их ремонта, дооснащения и транспортировки на Украину произойдет это не ранее, чем в конце 2019 года.
Помимо военно-морской компоненты в ходе учений на Азове Украина задействует имеющуюся у нее боевую авиацию, а также сухопутные силы.
В течение прошедшего лета Украина уже проводила военные маневры на азовском побережье, распугивая чаек и собственных граждан. Так, 1 июня украинский штурмовик Су-25 прошел на бреющем полете прямо над головами изумленных украинцев, отдыхавших на пляже в Кирилловке Запорожской области. Аналогичные полеты боевой авиации на сверхмалой высоте неоднократно фиксировались в Мариуполе. Также в районе Мариуполя в начале июля ВСУ провели учения по отражению атаки морского десанта. При этом использовались танки Т-64Б и боевые машины пехоты БМП-1.
Не исключено, что режим Порошенко попытается использовать военные учения в Приазовье для сосредоточения крупной армейской группировки в районе линии соприкосновения. По информации источников Царьграда в вооружённых силах ДНР, самая напряженная обстановка складывается на южном фронте республики, где украинцы регулярно обстреливают позиции защитников Донбасса в районе населенных пунктов Октябрь, Коминтерново, Саханка, Ленинское, Безыменное.
Так, 27 сентября бойцы ВСУ расстреляли в районе Коминтерново санитарный автомобиль ДНР, в результате чего погибли двое защитников Донбасса — санинструктор 9-го полка ВС ДНР Анна Чабанова («Сирена») и водитель Олег Сокуренко («Скиф»).
Стоит напомнить, что командование ДНР ранее прогнозировало наступательные действия Украины именно на новоазовском направлении и даже называло возможную дату начала – 14 сентября. Благодаря предпринятым превентивным мерам, исключающим фактор внезапности, наступление было отложено командованием ООС на неопределенный срок.
Тем не менее южное направление остается наиболее опасным и вероятным с точки зрения возможных ударов украинских боевиков. Здесь они стремятся как минимум захватить новые позиции или несколько прифронтовых населенных пунктов. Тем более что любой, даже сомнительный с тактической точки зрения успех, будет активно использован в сугубо пропагандистских целях.
Таким образом, Украина продолжит нагнетать обстановку и устраивать мелкие провокации, выдавая их потом за свои «перемоги» над «агрессором», как это было после разрешенного Россией прохода корабля управления «Донбасс» и буксира «Корец» под Крымским мостом. Одновременно с военной истерией, Киев продолжает политические спекуляции, обещая то разорвать соглашение 2003 года по Азовскому морю, то используя его положения для беспрепятственной переброски своих посудин через Керченский пролив. Отдельные киевские пропагандисты, вроде главреда контролируемого Турчиновым «Цензора.нет» Юрия Бутусова, и вовсе договорились до того, что украинские корабли должны активно препятствовать российскому гражданскому судоходству на Азове и продолжать пиратские акции по захвату мирных невооруженных судов по типу «Норда».
Украина имеет полное право останавливать для досмотра суда, следующие в российские порты. Если мы не будем применять адекватные действия в ответ, противник будет считать это поощрением беспредела. Российское судоходство также должно подвергаться проверкам украинских кораблей и катеров… Следует проводить целенаправленный поиск судов и экипажей из Крыма, которые нарушили законы Украины – и на Азовском, и на Черном морях. Такие операции, как задержание «Норда», должны продолжаться, это одна из серьезных болевых точек РФ, и мы должны продолжать бить в эту точку, — пишет Бутусов.
Несомненно, все это находится в тесной взаимосвязи как с предвыборной борьбой в Киеве, в которой Порошенко пытается позиционировать себя в качестве бескомпромиссного борца с «российской агрессией» и воссоздателя украинского морского флота, так и с расчетом киевского режима на дальнейшее получение военной и финансовой помощи со стороны Запада.
Довольно ёмкую оценку анонсированным Турчиновым украинским военным учениям на Азовском море дал депутат Государственной Думы Константин Затулин. По его словам, в Киеве приободрились после того, как Москва не стала препятствовать прохождению их металлолома через Керченский пролив, и теперь наглеют.
Киев, конечно, может проводить учения, но только не очень далеко от берега, чтобы моряки не утонули на тех кораблях, которые они используют, — подчеркнул Затулин, добавив, что Россия способна разобраться с учениями Турчинова, «если они выйдут за расставленные флажки».
Павленко Дмитрий