Украина покидает уставные органы СНГ и перестает дружить с Россией согласно договору, как того желал президент Петр Порошенко в апреле. Подобная инициатива была делом лишь времени, а не принципа.
Стартовавшая предвыборная кампания диктует соответствующую модель поведения представителям действующей власти. Ввиду отсутствия достижений в экономике и социальной сфере нынешние «верхи» вынуждены предъявлять в качестве достижений своим избирателям символические шаги, направленные на разрыв с Россией. Такие шаги якобы автоматически приближают Украину к членству в ЕС и НАТО, а также выступают одним из предохранителей от возможного «реванша пророссийских сил» по итогам ближайших выборов, коим правящая верхушка запугивает общество.
Однако такие шаги не нанесут ущерб «государству-агрессору», а прежде всего ударят по постмайданной экономике и усложнят жизнь проживающим (временно пребывающим) в странах СНГ гражданам Украины. Во-первых, усложнится доступ украинской продукции на рынки стран Сотружества, вероятно, будут введены новые тарифные и нетарифные ограничения в рамках правил ВТО. Во-вторых, украинские граждане, проживающие и временно пребывающие в странах СНГ, практически наверняка столкнутся с целым рядом социальных трудностей (усложнение доступа к услугам здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения, процедуры трудоустройства, непризнании дипломов об образовании и т.д.).
Едва ли существующие в рамках СНГ договора можно назвать такими, которые предоставляют односторонние преференции Москве, скорее наоборот. С начала 2000-х годов в РФ превалирует точка зрения, что договора Содружества дают больше преференций постсоветским республикам, потому с тех пор Москва прекратила свое участие в нескольких десятках многосторонних документов. Постепенно Москва переносит бонусы интеграционных проектов в более узкие по составу ЕАЭС и ОДКБ.
6 декабря Верховная Рада проголосовала за президентский законопроект о непродлении после 31 марта 2019 года «Большого договора», так называют договор о дружбе с Россией, следовательно он утратит силу на следующий день после первого тура президентских выборов. Подобные действия киевской власти наталкивают на мысль, что ведется целенаправленная работа на максимальное осложнение возможности выстроить диалог с Москвой следующему президенту.
В то же время непродлением «Большого договора» Киев оказал большую услугу Москве, которая давно хотела пересмотреть этот документ. Так, Константин Затулин не первый год выступал за пересмотр этого документа, считая его «односторонне выгодным» Киеву, поскольку закрепляет за последним Крым и Севастополь.
На самом-то деле, если беспристрастно изучить пункты «Большого договора», то очевидно, что в настоящее время он фактически не работает. Значительная часть пунктов не выполняется / игнорируется обеими сторонами, хотя зачастую инициатором разрывов межправительственных и межпарламентских соглашений с РФ, детализирующих «Большой договор», с 2014 года выступал Киев. Помимо пунктов о территориальной целостности (вопрос Крыма и Севастополя) и незаключения договоров, направленных против интересов другой стороны (стремление Украины в НАТО), игнорируются статьи о развитии отношений во всех возможных сферах – от экономики до межпарламентского взаимодействия.
Денонсацией «Большого договора» разве что устранится правовая коллизия, когда для Киева Россия является одновременно и «государством-агрессором» и «стратегическим партнером», хотя последняя формулировка никоим образом не мешала Киеву в последние годы вводить санкции против РФ и разрывать ранее заключенные межправительственные договора в одностороннем порядке. Однако и с Россией в этом вопросе тоже все не так однозначно: с одной стороны, РФ признала украинские выборы в 2014 году, а, с другой, Дорогомиловский суд Москвы признал события в Киеве в феврале 2014 года «государственным переворотом», что оставляет открытые вопросы относительно внешней легитимности тех выборов.
6 декабря МИД Украины заявил о том, что между Украиной и РФ на сегодняшний день имеется 314 межправительственных соглашения, притом к началу 2014 года их количество оценивалось в 453 единицы. На сегодняшний день МИД Украины работает над прекращением еще 43-ех соглашений. При этом, повторимся, подавляющее большинство данных договоров де-факто не работают и совершенно не отображают нынешние политические реалии.
Несколько парадоксально, но расторжение «Большого договора» и целого ряда других межгосударственных соглашений по инициативе Киева наверняка усилит политическую роль оппонентов действующей власти, в первую очередь Виктора Медведчука. С 2014 года он является ключевым коммуникатором между Киевом и Москвой, что также помогает решать множество связанных с конфликтом в Донбассе гуманитарных вопросов – обмен пленными и удерживаемыми лицами, не попадающими под действие Минских соглашений. К последним относятся задержанные по итогам инцидента в Керченском проливе украинские моряки, задачу по освобождению коих может решить лишь Медведчук. Он же выступил инициатором создания «Оппозиционной платформы – За жизнь», которая в своей предвыборной программе делает акцент на восстановлении отношений с РФ и потенциально может претендовать голоса на 30-35% украинских избирателей.
На фоне бескомпромиссной риторики украинских «верхов» и разрывов договоров с РФ показатели товарооборота Украины с Россией в 2017 году выросли на 28,6%, и эта тенденция продолжается в нынешнем году. В общем, украинские «верхи», удовлетворяя праворадикальный азарт своих избирателей, одновременно продолжают зарабатывать на торговле со «страной-агрессором».
Дмитрий Гаевский