Поделиться


    Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

    Защита от спама reCAPTCHA Конфиденциальность и Условия использования

    Оставить наказ кандидату

      Выберите округ:


      Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

      Написать письмо депутату

        Выберите приемную:


        Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

        На страницу депутата
        от Сочинского округа

        Валерий Алексеев: Константинопольский Патриархат – мощный инструмент внешней политики США

        Источник: Ноев Ковчег

        Является ли Константинопольский патриархат Вселенским? Кому выгоден раскол Украинской Православной церкви? Как сохранить традиционные человеческие ценности? Об этом газете «Ноев Ковчег» рассказал Валерий Алексеев, президент Международного фонда единства православных народов, политический советник Межпарламентской Ассамблеи Православия.

        – Валерий Аркадьевич, как и когда была создана Межпарламентская Ассамблея Православия?

        – Межпарламентской Ассамблее Православия исполнилось 25 лет, возраст довольно солидный. МАП – уникальная организация. Попытки создать подобные структуры других религий предпринимались, в частности, католиками в 2000 году. С инициативой выступили тогда представители парламентов стран Латинской Америки, но за пределы континента деятельность организации не вышла, она оставалась локальной и долго не просуществовала.

        – В чем уникальность Межпарламентской Ассамблеи Православия?

        – Она создавалась в самом начале 90-х годов на обломках постсоветского блока и социалистического содружества Восточной Европы. Инициатива всецело исходила от греческого парламента. Когда мы получили этот сигнал, в то время не сумели его принять и отреагировать должным образом. Несмотря на то, что в Верховном Совете Российской Федерации и в Верховном Совете СССР в рамках съезда народных депутатов были представители религиозных организаций, в силу разных причин решение позитивно ответить на инициативу греческих депутатов принято не было. Вопрос был отложен до 1993 года. Первая учредительная конференция намечалась на осень. Но российский парламент был расстрелян.

        На первый учредительный съезд мы собрались в 1994 году. Вопрос рассматривался на Совете Думы, и было принято единогласное решение всех фракций, а их тогда было 9, инициативу рассмотреть и положительно на нее отреагировать. И в начале ноября 1994 года в Афинах состоялась учредительная конференция Межпарламентской Ассамблеи Православия. В числе первых учредителей были 16 парламентов, в том числе и Армении.

        На новом европейском пространстве нужно было выстраивать новые принципы государственно-церковных отношений. Искали формат таких отношений, потому что все страны Восточной Европы в срочном порядке разрабатывали свои законодательства. Нам удалось в течение пяти лет сформировать рамочное законодательство, создать общее правовое поле и сформировать новую модель. Первый этап создания Европейской Межпарламентской Ассамблеи Православия (ЕМАП), как она в то время называлась, завершился. С 1998 года она стала называться МАП, потому что в состав вошли депутаты парламентов также других континентов – Африки, Латинской Америки, Северной Америки.

        Это были сложные времена, времена конфликтов – агрессия против Югославии, бомбардировки страны, продолжающаяся оккупация северной части Кипра, появление первых симптомов надвигающегося гонения на христиан на Ближнем Востоке. МАП стала постепенно сворачивать на рельсы правозащитной деятельности по защите прав верующих. С этой целью организация начала устанавливать контакты с Организацией Объединенных Наций, Межпарламентским Союзом, Парламентской Ассамблеей Совета Европы, Парламентской ассамблеей ОБСЕ, то есть со всеми парламентскими организациями, которые на тот момент существовали в мире.

        К этому времени относится и создание парламентского союза ОИК, Организации исламской конференции, с которой мы также заключили соглашение о сотрудничестве. Делегации МАП ездили в штаб-квартиру ОИК в Тегеране, присутствовали на ассамблеях организации в Омане, Бейруте, делегации ОИК посещали штаб-квартиру МАП в Афинах. Но в двустороннем взаимодействии мы «споткнулись» о Турцию. Новая турецкая элита, которая председательствовала в ОИК, заморозила отношения на определенное время. На политическом поле Турции началась усиленная исламизация – партия Эрдогана тогда стала продвигать исламистские идеи.

        – МАП – политическая организация?

        – Конечно. МАП декларирует, что не вмешивается в межцерковные конфликты, потому что, к сожалению, все церковные конфликты, особенно внутрицерковные, связаны с расколом. Но как историк церкви, профессор и практик церковно-государственных отношений могу со всей ответственностью заявить, что во всех церковных расколах непременно присутствует политическая составляющая. Период раскола церквей начался в середине 90-х годов. Первый большой раскол произошел в Болгарской церкви, потому что новую политическую власть в Болгарии не устраивала каноническая церковь, она хотела видеть церковь демократическую.

        – Позиция МАП всегда едина?

        – Позицию организации часто диктуют греческие коллеги. Дело в том, что, несмотря на многолетнее лидерство России в межпарламентском православном движении, основные полномочия организационного порядка находятся в руках греческого парламента. Изначально приняли недемократичный устав, в котором было написано, что навеки вечные генеральный секретарь организации избирается из состава греческого парламента. Более того, штаб-квартира, касса организации находятся в Греции. А Россия, самый крупный плательщик взносов, имеет не очень много прав. Это проявилось особенно явно во время череды церковных конфликтов – Македонская схизма, Черногорская схизма, Болгарская схизма, Украинская схизма сегодня.

        Греческие партнеры навязывают линию невмешательства в церковные вопросы, хотя всем очевидно, что первую скрипку во всех этих расколах играет политика. Все семь Вселенских соборов имели мощную политическую подоплеку. Известно, что все они созывались не церковью, а императором. Все церковные соборы получали свою легитимацию только после того, как император издавал эдикт о созыве, а после подписывал все принятые решения.

        – По каким вопросам идут споры в МАП?

        – Например, на протяжении 20 лет российская делегация, в том числе я, последовательно требовала участия в работе МАП депутатов-коптов. На это нам отвечали, что копты – не православные. Да, копты не православные, они монофизиты. Но Армянская церковь в МАП участвует, является одной из учредительниц организации, а ее представители в соответствии с ротацией часто занимают места в руководстве, и мы их всегда поддерживаем. Природа церкви коптов та же самая. Некие разделения в мировом христианском движении, которые произошли после 4-го Халкидонского собора, не должны являться препятствием, так как МАП позиционирует себя как политическая организация. И мы добились того, что в МАП, наконец, пригласили коптов.

        – Почему греческие коллеги препятствовали этому?

        – Потому что в Африке присутствует греческая церковь – Александрийская. Она не носит вселенского характера, церковь небольшая, ее паства немногочисленна. Коптская же церковь объединяет 21 миллион верующих. Кстати, есть и другая монофизитская церковь – Эфиопская, к которой принадлежат более 50 миллионов верующих.

        В МАП до сегодняшнего дня нет депутатов от парламента Македонии, где в церкви произошел раскол. Но мы же не церковная, а политическая организация и можем взаимодействовать с депутатами Македонии! Таким образом, мы сталкиваемся с лукавством наших греческих коллег и спотыкаемся на целом ряде вопросов. К сожалению, практикуется не единый, а избирательный подход. В полной мере это проявилось сегодня по вопросу Украинской церкви.

        – Расскажите об этом.

        – На заседании секретариата МАП в Каире 16 ноября 2018 года по вопросу Украинской церкви выступили я и Константин Затулин. Все другие депутаты отмолчались, в том числе и армянские, хотя в кулуарах они нас поддержали.

        Впервые украинская тема всплыла в июле прошлого года на 25-й ассамблее МАП в Афинах. Депутаты из оппозиционного блока украинского парламента, которых мы пригласили, обратились к участникам конференции с просьбой принять документ в защиту канонического православия на Украине. Греческие депутаты категорически воспротивились. К сожалению, и все остальные депутаты из 20 стран не поддержали предложение украинских коллег. Я был единственным, кто был за. Мою позицию разделил и господин Затулин.

        16 ноября в Каире я снова поставил вопрос о том, что МАП должна определиться по украинскому вопросу, по крайней мере, сформулировать свою позицию. И вновь стали говорить о чисто церковном расколе на Украине, хотя это чистая политика. А между тем всем известно, что президент Украины Порошенко в течение нескольких месяцев формировал новую церковь, а Госдеп США в лице Майка Помпео поздравил нового церковного лидера страны с избранием.

        Происходящее на Украине – не локальный конфликт, а трещина, которая уже ползет по телу всего православия. Приближается момент истины. Если МАП поднимется над своими националистическими амбициями и пристрастиями, отойдет от односторонней линии, станет объективно оценивать происходящее, она окажется жизнеспособной. Но если организация будет настаивать на националистической точке зрения и станет по-прежнему поддерживать действующий антиканонически Константинопольский патриархат, политическую биографию МАП придется завершать.

        – Чем вызван, по Вашему мнению, раскол Украинской церкви на самом деле?

        – Двумя причинами. Сам по себе конфликт тлел уже давно. Заинтересанты внутри украинского общества – националисты, которые объединились вокруг лжепатриарха Михаила Денисенко. Мощным катализатором раскола выступил лично Петр Порошенко.

        Причина внешнего характера – позиция Константинопольского патриархата. Сам по себе он очень маленький, в Турции у него всего 12 действующих приходов. Число верующих на его территории в Турции – не более 3 тысяч человек. И согласно турецкому законодательству, окормляются этим патриархатом исключительно турецкие граждане. Это граждане в основном греческого происхождения. Но амбиции патриархата, который называет себя Вселенским, велики.

        Вообще город Константинополь – фантом, уже 500 лет, как его нет. Есть город Стамбул. Но вера – не есть фантом. И надо определиться, где же находится этот патриархат – в Стамбуле или Константинополе? Если в Константинополе, то он находится на небесах истории и памяти. Но патриархат ведет земную деятельность и опирается на реальную, а не мифическую юрисдикцию Турции. Однако как только он назовет себя Стамбульским, потеряет все свои прерогативы, им самим во многом придуманные. Сам термин «Вселенский патриархат» исходит из Византийской империи, потому что она сама носила название Вселенской. Императорская власть наделила патриархат большими полномочиями, но они закончились, когда прекратила свое существование империя.

        Аппетиты Константинопольского патриархата велики, Украина – лакомый кусок. Сегодня это еще и большой бизнес, а патриарху деньги нужны.

        – Православие под угрозой?

        – Конечно. Американцы давно держат Константинопольский патриархат под контролем. Все константинопольские патриархи, начиная с 1948 года, были зависимы от США.

        Патриарха Афинагора доставили в 1948 году в Стамбул на личном самолете президента Трумэна, который его обнимал и благословлял перед отъездом из Вашингтона. Предыдущего патриарха Максима американские спецслужбы сместили и отправили в сумасшедший дом, потому, что он симпатизировал СССР, стране-победительнице в войне. Но началась холодная война, и Максима надо было убрать.

        К этому времени благодаря усилиям Советского Союза были воссозданы православные церкви в Болгарии, Сербии, Албании, Чехословакии, Польше. До 60-х годов греки не признавали эти церкви как самостоятельные юрисдикции. Только благодаря Советскому Союзу они вынуждены были это сделать.

        Американцы не хотели выпускать из-под своего влияния Константинопольскую церковь, и, начиная с Афинагора, все патриархи «проходят» через Вашингтон. Константинопольский патриархат – мощный инструмент внешней политики США. В Государственном департаменте США этим вопросом занимается целый отдел. Патриарх Варфоломей – марионетка в руках Госдепа и разведывательных спецслужб. Он – капитан турецкой армии, служил в войсках Турции, страны-члена НАТО, обучался по стандартам НАТО.

        – Не кажется ли Вам, что христианство теряет свои позиции в духовном мире?

        – Есть общий тренд, есть заказ лидеров мировой политики, как правило, это теневые лидеры политики, некая мировая закулиса, которая поставила задачу дехристианизации. Мир пока продолжает развиваться в парадигме христианской цивилизации, христианской культуры. И сегодня задача мировой закулисы в том, чтобы выхолостить христианские ценности и смыслы. Главный удар направлен на традиционную семью. Фундаментальным защитником традиционной семьи с распределением благословенных ролей – отца и матери, главы семьи по образу и подобию самого Иисуса Христа, является христианство.

        И мировая закулиса меняет парадигму ценностей и смысла. На повестке дня программа, запущенная более 50 лет назад со времени первого доклада Римского клуба о депопуляции населения Земли. Считается, что Земля перенаселена и ее население надо сократить. Для этого включены все механизмы, один из мощнейших – уничтожение института семьи. В этих целях продвигаются всевозможные квазиценности, которые популяризируются гигантскими усилиями. Цели эти – страшные.

        Кстати, Католическая церковь, я в позапрошлом году был на встрече с Папой Римским, вынуждена признать роль Русской Православной церкви, непоколебимо стоящей на страже традиционных христианских ценностей. Большую позитивную роль в этой миссии играет российская власть в лице президента РФ В.В. Путина. При президенте страны создан специальный совет по поддержке традиционной семьи, потому что силы зла в мире уничтожают ее. Самый главный вопрос в том, чтобы человечество сохранило традиционную семью. Только в этом случае у него есть перспектива, есть будущее.

        – Как Вы оцениваете отношения между Русской Православной и Армянской Апостольской церквями?

        – Как очень позитивные. Они сложились еще с царских времен, продолжались в советское время. Я хорошо знал Патриарха Вазгена I. Восстанавливая в годы войны Русскую церковь, Сталин одновременно восстановил и Армянскую. Это была общая волна воссоздания традиционной матрицы бытия новой советской империи, потому что после Второй мировой войны это был уже не просто большевистский Советский Союз, а новая Красная империя со всеми глубинными смыслами и ценностями.

        Международный фонд единства православных народов активно развивает русско-армянские межцерковные связи. Действующий Католикос Гарегин II приезжал по приглашению фонда в Москву, ему была вручена премия фонда, это было большое событие. Гарегин II награжден орденом Дружбы за большой вклад в развитие и укрепление российско-армянских дружественных отношений. Нас связывают с Армянской церковью глубинные корни, общие ценности и смыслы.

        – Кстати, Эчмиадзин выступил против раскола Украинской церкви и поддержал Московскую епархию.

        – Совершенно верно. Думаю, его позиция и не могла быть другой.

        – Что бы Вы пожелали читателям газеты в наступившем 2019 году?

        – Я с удовольствием читаю Вашу газету, интересную и яркую. Она освещает все актуальные темы нашей жизни. А главное, стоит на защите традиционных ценностей.

        Желаю читателям газеты с таким прекрасным названием – «Ноев Ковчег» – и редакционному коллективу благополучия, успехов и как можно больше интересных тем.

        Григорий Анисонян

        /