В интервью «Континенту Сибирь» в феврале текущего года губернатор Новосибирской области Андрей Травников в очередной раз подтвердил статус Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий (МАРП) как основной, по его мнению, площадки взаимодействия директорского корпуса и областного правительства. МАРП — не единственное объединение топ-менеджеров в Новосибирской области, однако именно это сообщество единомышленников за 30 лет существования сохранило ключевую позицию в диалоге бизнеса и власти. «Континент Сибирь» вспоминает, с чего все начиналось, и подводит итоги пройденного пути с целью разобраться, за счет чего ассоциации удалось состояться и пройти такую впечатляющую проверку временем.
По словам Андрея Травникова, МАРП «может грамотно, конструктивно и конкретно сформулировать свои предложения и самостоятельно выходить с ними на власть». Оценка губернатором ассоциации как приоритетной структуры, представляющей руководителей региональной экономики, тем более интересна, что это относительно свежий взгляд непредубежденного человека, прибывшего издалека и, казалось бы, в силу этого ориентированного на более привычные «общефедеральные» бизнес-организации.
Появиться на свет ассоциации, которая затем на десятилетия определила лицо новосибирского бизнеса, помогли когда-то два обстоятельства. Первое — конец советской экономики вместе со всей системой и, как следствие, необходимость перехода на рыночные рельсы. Второе — люди, руководители предприятий, обладающие знаниями и желанием для такого перехода. «Самое главное — все нужно было сделать правильно. Прекратились всевозможные связи, распался союз — 1991 год. Налаживались совершенно новые отношения с той же Белоруссией, Средней Азией, поставки, производственные связи. С распадом СССР все приказало долго жить, и в рамках МАРП все восстанавливалось с нуля», — вспоминает в беседе с «Континентом Сибирь» управляющий ГК «Северянка», заслуженный работник текстильной и легкой промышленности РФ Василий Веретено.
Прообразом Ассоциации молодых руководителей СССР (в 1991 году появилось сибирское отделение Международной ассоциации руководителей предприятий, а с 1996 года оно стало самостоятельным юридическим лицом, Межрегиональной ассоциацией руководителей предприятий) стал Всесоюзный клуб директоров, который был образован возглавлявшим Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН академиком Абелом Аганбегяном, одним из самых известных специалистов по экономике переходного периода. В клубе занимались директора, также обучавшиеся на спецфакультете по подготовке руководителей предприятий, который с середины 80-х существовал на базе НГУ и ИЭОПП. Несколько человек, прошедших эту школу, и стали костяком будущей ассоциации. В клубе директоров учили рыночной экономике, поэтому для предприятий той же легкой промышленности трансформация проходила без сбоев. «Мы использовали новые формы работы на рынке, работали на товарно-сырьевой бирже. 1991 год для нас не был страшным. Неспокойным, да. Было большое напряжение в управленческом коллективе: или ты идешь на приватизацию, или тебя «уходят», — рассказал генеральный директор ООО «ТКС-Инвест» Александр Курцевич.
МАРП ведет отсчет своей жизни от 1989 года. «8 и 9 апреля прошла региональная учредительная конференция с участием директоров из регионов Сибири. Мы никого не разделяли, будь то оборонное предприятие или кооператив, брали всех руководителей. Теперь день рождения МАРП празднуется в мае, приурочили ко Дню российского предпринимательства», — рассказывает президент «Новосибирского банковского клуба», заслуженный экономист РФ Владимир Женов.
Изначально новосибирская ассоциация была сибирским отделением (ставшим первым в стране) московской Ассоциации молодых руководителей предприятий СССР. Первая конференция прошла в январе 1989 года в Москве в Центральном доме туриста, ее инициаторами выступили ЦК ВЛКСМ и Торгово-промышленная палата СССР. Первым президентом ассоциации был Гавриил Попов, а исполнительным директором — известный политик Константин Затулин, занимающий сейчас пост заместителя председателя комитета Госдумы по делам СНГ. В состав новосибирской команды делегатов вошли Владимир Комаров, Юрий Воронов, Наум Шифон, Александр Курцевич, Владимир Женов, Александр Дугельный, Алексей Елезов, Василий Веретено и ряд других директоров. «Проводили активную работу в Москве, в Центральном доме туриста по учреждению, написанию документов, была активная работа новосибирских делегатов. Приехали Курцевич, Елезов, Женов, Веретено, целый ряд директоров, относительно молодые ребята, которые все и создали. Через несколько месяцев состоялось первое заседание и учреждение сибирского отделения в Новосибирске», — поделился воспоминаниями бизнесмен, почетный член Совета МАРП Наум Шифон. По словам предпринимателя, отношения СО МАРП с федеральным центром всегда были деловыми, основанными на взаимной поддержке и уважении и дружбе, никакого менторства не допускалось. Большую поддержку ассоциации оказывал на посту мэра Виктор Толоконский, впоследствии губернатор Новосибирской области, который находился в постоянном диалоге с бизнесменами и часто присутствовал на заседаниях совета МАРП. В 1996 году буква «м» стала обозначать слово «межрегиональная». Сибирское отделение приняло решение стать самостоятельной региональной организацией. «Руководители предприятий не только Новосибирска, но и других регионов Сибири пытались в те сложные годы решить самые актуальные вопросы — аренда, приватизация, тарифы, защита, взаимодействие с областной, городской властью, федеральными структурами. Все делалось нами в первый раз, первопроходческий путь», — говорит Василий Веретено.
Переходный период был для бизнеса беспокойным, но интересным. Коммерсанты говорят о том периоде, когда в стране была гиперинфляция и повальные неплатежи, приходилось уходить в расчет наличными и бартер. И тогда бизнесменам приходилось искать инструменты для бартера, ведь компьютерных баз данных и электронных площадок на тот момент не было. И если инструменты не находились, их создавали. Так появились Сибирский торговый банк, банк «Сибирское согласие», Сибирская товарная биржа — практически одни и те же участники ассоциации были в числе учредителей новых финансовых структур. Личные встречи предпринимателей на площадке МАРП позволяли налаживать деловые связи без поисковых систем и электронной почты. Заместитель губернатора Новосибирской области Сергей Сёмка вспоминает один из моментов взаимодействия с ассоциацией, работу над ставками земельного налога в середине 2000-х. Власти сделали стимулирующую кадастровую оценку земли, по результатам которой предприятия в центре города стали платить больше, чем производства на окраинах. Многие коммерсанты посчитали это неправильным. Тогда велись жаркие споры на встречах бизнеса и власти, и МАРП в этой ситуации старалась привести стороны к консолидации. «Они все (основатели МАРП. — «КС») были руководителями предприятий, избранными либо назначенными в советское время. У них знания экономики и принципов управления коллективом по тому же Аганбегяну были колоссальными, несмотря на их молодость. Они же руководителями стали не со школьной скамьи. Жизнь была быстрая, и принимать решения нужно было быстро. Они сохранились и сохранили предприятия. Они себя показали», — уверен Сергей Сёмка.
Ассоциации предстояло выстроить в новых экономических условиях диалог между бизнесом и властью, естественно, с учетом лоббирования интересов коммерсантов. Один из примеров отстаивания интересов бизнес-сообщества в разговоре с корреспондентом «КС» привел председатель Совета директоров ООО «Новосибирский оловокомбинат» Александр Дугельный.
«МАРП выступала за создание преференций местным товаропроизводителям, в том числе компенсацию процентных ставок. Мы пришли к тогдашнему главе региона Виталию Петровичу Мухе, сказали: «Хотим работать, но нужно, чтобы вы назначили толкового заместителя губернатора по промышленности». К нашему удивлению, он согласился и сказал: «Давайте кандидатуру!» Мы после нескольких месяцев консультаций представили ему кандидатуру. И этот замгубернатора отработал не один срок», — рассказал Александр Дугельный. При этом участники МАРП признаются, что не ощущали в те годы какого-то давления со стороны власти — как региональной, так и федеральной. Это позволило не только сохранить на постсоветском пространстве промышленные предприятия, активы, но и развивать их. «Новосибирск — огромное хозяйство, и в этом хозяйстве много дел. Огромная территория, которую надо содержать, приводить в порядок, давать людям работу. Были крупные предприятия, разрушились, но функции-то остались и разошлись по десяткам средних и мелких предприятий. Этим предприятиям нужны связи, чтобы получить продукцию, необходимую Новосибирску», — считает президент ООО «Авиатехснаб» Владимир Костин.
Еще одним направлением работы МАРП стало противостояние рейдерству, неизбежному явлению экономики переходного периода. «На тех, кто был в активной «марповской» тусовке, как правило, никто не наезжал. А тех, кто держался на расстоянии, — съедали. Есть много примеров: «Дом моделей», трикотажная фабрика «Сибирь» и еще с десяток предприятий», — рассказывает Александр Курцевич. Владимир Костин стал одним из тех, кому доверили формировать линию обороны бизнесменов. «Я был вице-президентом МАРП, хотя на заводе (Новосибирский авиаремонтный завод, НАРЗ. — «КС») и без того было много работы. Я в форме ходил, и когда ассоциация образовалась, мне сказали: «Нас нужно защищать, так что давай!» Приезжаю иногда на работу — в приемной пять-шесть человек сидят, приехали на разборки», — поделился воспоминаниями Владимир Костин, долгие годы руководивший авиаремонтным заводом. Он уверен, что ассоциации за десятилетия работы удалось главное — создать среду с налаженным производством, связав задачами промышленности город и область. «За 30 лет поменялись задачи. Завод сейчас входит в холдинг «Вертолеты России», который подчиняется непосредственно корпорации «Ростех». Но ремонтируем и гражданские вертолеты, и военную технику. Главная задача — сохранить предприятие», — говорит руководитель «Авиатехснаба», многие годы отдавший Новосибирскому авиаремонтному заводу.
Говоря о принципах, на которых строится работа МАРП, Наум Шифон отмечает готовность участников объединения «слушать и слышать» друг друга. Он напомнил важное правило при приеме в ассоциацию. Если хотя бы один член Совета был против предлагаемой кандидатуры, человека не принимали. Положительное решение выносилось, только когда все были «за». «Один человек в МАРП никогда бы ничего не решил. Только созвездие умных и достойных людей — Владимир Костин, Виктор Медведко (генеральный директор ХК ПАО «НЭВЗ-Союз». — «КС»), Александр Курцевич, Юрий Бернадский (генеральный директор МАРП. — «КС») и многие другие», — подчеркивает Наум Шифон. Александр Курцевич с теплотой говорит о первом президенте МАРП, Алексее Елезове (генеральный директор АО «Синар», почетный президент МАРП), выступившем в новосибирском предпринимательском сообществе объединяющей фигурой, и Владимире Женове, сумевшем выстроить отношения коммерсантов со всеми ветвями власти. «Андрей Бец (председатель совета директоров ОАО «Станкосиб». — «КС») был первопроходцем. Иван Стариков (политик, экономист-аграрник Иван Стариков, сейчас живет и работает в Москве. — «КС»), правда, он быстро «вылетел из гнезда», но связь мы с ним всегда чувствуем, неважно, был ли он депутатом или заместителем министра. Наум Шифон всегда был оппонентом, всегда критиковал принимаемые ассоциацией решения, и это было хорошо. Его критика и анализ ситуации помогали в принятии решений. Юрий Бернадский продолжил диалог с властью. Нужно отдать должное и Сергею Карпекину (гендиректор ООО «Сибирская юридическая компания», действующий президент МАРП с 2018 года. — «КС»), молодец, идет по нарастающей. Анатолий Масалов (гендиректор ОАО «Сиблитмаш», предшественник Карпекина на посту президента МАРП. — «КС»), Александр Дугельный, Василий Веретено — это отцы-основатели», — перечисляет Александр Курцевич. Владимир Женов, говоря о тех, кто внес вклад в развитие ассоциации, добавляет имена Сергея Гребнева, Михаила Кузьмина, Александра Белосохова, Сергея Коваля. Александр Курцевич отмечает, что ассоциация за 30 лет не стала консервативной, «забронзовевшей» структурой, называя новые имена молодых предпринимателей, участвующих в работе ассоциации, разделяющих цели и интересы объединения: Мария Дасько (гендиректор ООО «Атэна»), Сергей Гритчин (гендиректор ООО «Группа компаний «Атэна»), Алексей Шпикельман (директор компании «Байт-Транзит-Континент»), Олег Медведко (финансовый директор ЗАО «НЭВЗ-Керамикс»).
Понимаем друг друга с полуслова, но козырей в рукаве не держим
Что ждет МАРП в следующие 30 лет? Скорее всего, трансформация, полагают участники новосибирского бизнес-сообщества. По словам Владимира Женова, сейчас меняется сама структура российского предпринимательства, стремление объединиться уступает место индивидуализму: «Отцы-основатели уходят, а молодые не очень охотно подхватывают традиции и эту культуру общения». Сейчас, по его словам, в ассоциации гораздо меньше представителей других сибирских регионов, чем в начале ее работы. И это тоже связано с объективными факторами — регионы создают собственные предпринимательские объединения по принципу МАРП. Одновременно в ассоциацию приходят молодые кадры, в прошлом году пост президента занял генеральный директор «Сибирской юридической компании» 47-летний Сергей Карпекин. «В последнее время просматривается тенденция к омоложению. До этого было всего два президента — Елезов и Масалов. А сейчас Сергей Карпекин. Резкая смена, через поколение перескочили. Время покажет, насколько решение правильное, есть в этом решении и плюсы, и минусы. Руководители МАРП это понимают», — считает Сергей Сёмка.
В самом Новосибирске сегодня есть и другие объединения, направленные на поддержку предпринимательства. Однако, по словам участников ассоциации, все они в той или иной степени или интегрированы с МАРП, или равняются на ассоциацию, как на изначальный аутентичный образец. «Связи остаются, просто в разных ипостасях и направлениях. Востребованный общественный инструмент. Мэр и губернатор не проходят мимо этого организма. Ассоциации созданы временем, и они живут», — говорит Владимир Костин. Он напомнил, что в основе МАРП лежит реальный сектор экономики — союз производителей. Сами коммерсанты считают, что работы у ассоциации хватит на много лет вперед. Нужно анализировать идущие в бизнесе процессы, помогать принять правильное решение молодым коммерсантам, поддерживать взаимодействие с административными структурами.
По мнению Александра Дугельного, ассоциации нужно продолжить работу в деле лоббирования интересов местных предприятий, поддержка которым никогда не помешает. «Много в последнее время уделяется внимания новым производствам, создаваемым с нуля. Это нужно делать, но основные доходы приносит промышленность, существующие предприятия. Нужно выработать подход — как им оказать преференции, пусть на конкурсной основе. Они создают экспорт, нужно создавать им условия для темпов роста, допустим, 30% в год. Еще одно направление — понятно, что сейчас все делается через торги, однако городу и области как заказчикам нужно больше внимания уделять местным предприятиям. Но кто хочет, тот всегда найдет варианты, чтобы больше заказов доставалось местным предприятиям — малым, средним, большим», — считает Дугельный. Александр Курцевич полагает, что входящие в МАРП бизнесмены могли бы более активно участвовать в градостроительной политике в рамках муниципально-частного партнерства в деле благоустройства города. «Для бизнеса это очень важно. Высокая предпринимательская культура — это заслуга МАРП. Не так много людей, которые взяли, все продали и куда-то уехали. Мы региональные патриоты, развиваем территорию, вкладываем в Новосибирск», — говорит Александр Курцевич. По мнению замгубернатора Сергея Сёмки, изменившаяся экономическая ситуация в стране сгладила отношения между бизнесом и властью, но МАРП «есть к чему меняться и стремиться». «МАРП должна влиять на так называемые внутрикорпоративные конфликты, которые происходят внутри организаций и выходят в итоге за их пределы. Бывают трудные ситуации, на которые тратится много времени, но к мировому соглашению они так и не приходят. Все ждут, когда власть выскажет свою оценку. Но когда общественность ее высказывает — в данном случае МАРП, — в некоторых случаях это более действенно. Есть общественное признание, а есть общественное порицание, и не нужно бояться его высказывать. И кому как не знающим ситуацию руководителям предприятий этим заниматься. Кроме того, жду от ассоциации продолжения взаимодействия. К счастью, сегодня между нами нет каких-то недоговоренностей. Понимаем друг друга с полуслова, но козырей в рукаве не держим. Также жду публичности в части деятельности МАРП и городской ТПП, чтобы не стеснялись рассказывать о своих достижениях. Это нужно», — поделился Сергей Сёмка. Вопросы, которыми занимается ассоциация, выражают интересы руководителей предприятий. А значит, пока есть руководители, нужна и отстаивающая их интересы структура. «Главная задача МАРП несколько упростилась, но не исчезла. Сейчас ассоциация нужна. Три десятилетия прошло, это не три года. Дублирующей структуры на сегодня нет», — подчеркивает Василий Веретено.