Правительство РФ 15 мая с.г. во исполнение поручения Президента России, сделанного по результатам прямой линии 7.06.2018 Пр-1076, п.8:, в котором, в частности, указано: «принять необходимые меры по упрощению порядка предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства, владеющим русским языком и желающим жить и работать в Российской Федерации, разрешений на временное проживание и видов на жительство и при необходимости представить соответствующие предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации», — внесло в Госдуму Законопроект№ 709474-7.
Законопроект предлагает изменения в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Он содержит поправки, облегчающие получение разрешения на временное проживание (РВП) и вида на жительство (ВнЖ) для иностранных граждан, многие из которых относятся к российским соотечественникам, многократно обращавшимся к депутатам Госдумы с просьбами облегчить их участь в России.
25 июня законопроект был принят в первом чтении. Сейчас в него вносятся поправки, которые профильный Комитет ГД по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений рассортирует по двум таблицам: «рекомендованных к принятию» и «рекомендованных к отклонению», — а они уже будут предлагаться для голосования в Госдуме при рассмотрении проекта во втором чтении.
Правительственный законопроект предлагает новую редакцию статьей о получении РВП без квоты и ВнЖ без предварительного получения РВП.
Кроме тех, кто уже имеет право на получение РВП без квоты, проект предлагает такую возможность нескольким группам соотечественников.
Первое – это граждане Украины, постоянно проживавшие на территории Украины, признанные беженцем либо получившие временное убежище на территории Российской Федерации.
Второе – это переселенцы, прибывшие в Россию по международными договорами Российской Федерации о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев.
Третье – это выпускники российских профессиональных учебных заведений из постсоветских стран. Маленький шажок, облегчающий для них путь к интеграции в России. Но уж очень робкий шажок! Если Президент России призывает упростить путь к гражданству для нужных стране специалистов, то почему для тех, кто проучился у нас пять лет выстраивают такой длинный путь: РВП, потом, через год — ВнЖ, и только после трех лет трудового стажа можно подать заявление на гражданство. Очевидно, что нужны поправки и в этот законопроект, а потом — и в закон о гражданстве. Депутат Госдумы К.Ф.Затулин, внес поправку в отношении выпускников, о которой речь – ниже.
Четвертое, на что хочется обратить внимание, это на норму, которая в действующей редакции вступила в силу с начала этого года и повторена в законопроекте Правительства: РВП без квоты может получить иностранный гражданка (гражданин), которая (который) «состоит в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации, — в субъекте РФ, в котором расположено место жительства гражданина РФ, являющегося его супругом (супругой)».
Привязка к месту постоянной регистрации супруга, (именно так понимается место постоянного проживания) – приводит к тому, что гражданство супругу (супруге) требуют оформлять РВП в регионе, где супруга (супруг)-гражданка (гражданин) России фактически не проживает. Гражданин России волен проживать в любом населенном пункте России, имея регистрацию по месту пребывания на сколь угодно длительный срок, там гражданин живет, работает, с этим местом может быть связан весь круг его жизненных интересов. Требование закона фактически приводит к разъединению семьи, поскольку супруг-иностранец, получив РВП в регионе «постоянной прописки» супруга-гражданина РФ, должен будет именно в этом регионе жить и работать на весь срок РВП, а не там, где фактически проживает другой супруг. Чтобы исправить данное положение необходимо в тексте нормы заменить «место жительства» на «место фактического или преимущественного проживания», и это предложение сделано в поправках К.Ф.Затулина.
Кроме вопроса об РВП правительственный законопроект значительно расширяет возможности получения ВнЖ иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся на территории РФ. В новой редакции статьи 8, предложенной в законопроекте, ВнЖ становится бессрочным для всех, кроме квалифицированных и высококвалифицированных специалистов.
Новые нормы дадут возможность получать ВнЖ без предварительного РВП:
— тем, кто родился на территории РФ (РСФСР);
— родителям и детям граждан России, проживающих в России;
— несовершеннолетним детям, родившимся в России, родители которых — иностранные граждане постоянно проживают в России;
— тем, у кого решение об их гражданстве РФ отменено уполномоченными органами;
— потомкам, супругам тех, кто были подвергнуты депортации с территории Крымской АССР, и самим депортированным лицам;
— квалифицированным специалистам, через 6 месяцев работы в РФ по имеющейся квалификации (сроком на три года);
— высококвалифицированным специалистам и членам их семей (на срок контракта на работу высококвалифицированного специалиста);
— носителям русского языка, если они направили отказ от имеющегося гражданства, заверенный нотариально, в уполномоченный орган государства, гражданство которого они имеют.
В эту часть законопроекта К.Ф.Затулин также внес несколько поправок к рассмотрению его во втором чтении.
1. Предложено выпускникам-гражданам постсоветских государств – вместо РВП без квоты дать ВнЖ без РВП. Выпускники российских вузов из постсоветских стран обладают более высокими адаптационными и интеграционными возможностями, чем выпускники из стран «дальнего зарубежья». Поэтому будет справедливо дать им после окончания российского учебного заведения право на получение ВнЖ, а не РВП, чтобы они с большей уверенностью могли смотреть на свое будущее в России, чем в случае, предлагаемом обсуждаемым законопроектом. Кроме того, такая поправка отвечает поручению Президента о создании благоприятных условий для квалифицированных кадров, нужных нашей экономике.
2. Предложено дать право на получение ВнЖ без РВП переселяющимся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства в соответствии с международными договорами Российской Федерации об упрощенном порядке приобретения гражданства. Данная поправка позволяет в некоторой степени исправить противоречие между буквой и духом международного соглашения и российского законодательства, которое возникло после введения Россией в 2009 году в одностороннем порядке нормы, влекущей за собой необходимость иметь вид на жительство (ВНЖ) для получения гражданства РФ по международным договорам об упрощенном приобретении гражданства. Была дискредитирована сама суть Соглашения (в котором говориться о регистрационном порядке получения гражданства). Данное изменение 2009 года существенно ухудшило положение многих потенциальных переселенцев, которые не имеют оснований получить РВП без квоты, они вообще не могут воспользоваться соглашением для получения гражданства, обещанного им Россией, принявшей данный международный акт. В настоящее время действует «Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном (регистрационном) порядке приобретения гражданства» от 26 февраля 1999 года. (Как вариант на рассмотрение профильного Комитета предложена также альтернативная поправка по предоставлению права на получение РВП без квоты данным лицам, которая делает путь к гражданству более длинным).
3. Следующая поправка К.Ф.Затулина уравнивает носителей русского языка (НРЯ) в праве на получение ВнЖ без отказа от имеющегося иного гражданства, как этого не требуют от всех других иностранцев. При сохранении требования отказа от гражданства до получения ВнЖ в России (хоть и в том варианте, как предлагает Правительство — в заявительном порядке, как это делают с 1 сентября 2007 года украинцы) многие НРЯ станут лицами без гражданства (ЛБГ), то есть выпадают из полноценного гражданского существования. Внесена поправка, которая снимает требование к носителям русского языка (НРЯ) заявлять о выходе из гражданства на стадии получения ВнЖ, (хоть и — по почте, как сейчас украинцам). Рост числа ЛБГ противоречит обязательству России (записанному в ФЗ «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом») о сокращении состояния безгражданства среди соотечественников.
4. К.Ф.Затулиным предложено дать право на получение вида на жительство без РВП лицам, кто сам, либо его предки или потомки, супруги были подвергнуты в СССР депортации по этническому признаку, по аналогии с депортированными из Крыма и Севастополя, для которых проект Правительства предусматривает такое право. Но при этом нельзя забывать о о потомках депортированных немцев Поволжья; корейцев, депортированных из районов Дальнего Востока; представителей народов Кавказа, депортированных из мест традиционного проживания, которые справедливо задают вопрос, почему предлагаются льготные условия только для депортированных с территории Крыма. Данная поправка справедливо разрешает данную проблему.
5. К.Ф.Затулиным вносится поправка, которая снимает ограничение в три года на срок действия вида на жительство для квалифицированных специалистов (КС), тем самым им дается право жить и работать в России с видом на жительство, не торопя с принятием гражданства РФ. Предлагаемое Правительством ограничение срока ВнЖ для КС в три года понуждает их принимать гражданство, чтобы не потерять вид на жительство. Такое условие для КС представляется необоснованным и исправляется поправкой ко второму чтению.
6. К.Ф.Затулин вносит поправки в статьи 7 и 9 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», которые определяют условия отказа в выдаче или аннулировании РВП и ВнЖ, соответственно. Поправки устраняет несоразмерность наказания (аннулирования РВП или ВнЖ) содеянному правонарушению в случае совершения двух административных правонарушений. Предлагается не наказывать лишением РВП или ВнЖ, если штрафы за два административных правонарушения, совершенных в течение года, были своевременно оплачены. Существующее положение, когда своевременно уплативший штраф человек, несет повторно наказание, причем явно несоразмерное, лишение легального статуса (РВП или ВнЖ) за два не причинивших вреда обществу правонарушения — калечит судьбы наших соотечественников, которые оказываются нелегалами, подвергаются депортации и даже запрету на въезд в Россию, хотя уже связали с ней жизнь.
Данная поправка, устраняя несправедливость в отношении лиц, совершивших административные правонарушения, не повлекшие существенного общественного вреда, вовремя уплативших штрафы, не касается тех, кто оказался уличенным в правонарушениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, что, несомненно, представляет опасность для здоровья общества.
Следует отметить также представленное Правительством РФ в пояснительной записке к законопроекту, как положительный факт, проектируемое в ближайшем будущем увеличение госпошлины за получение вида на жительство (до 5 тыс. руб. с 3 500 руб). На наш взгляд с этим нельзя соглашаться, так как вид на жительство выдается не только состоятельным категориям иностранцев, которые получат бессрочный ВНЖ, но и соотечественникам: участникам Госпрограммы переселения, носителям русского языка, беженцам с Украины, не подпадающим под апрельские Указы Президента РФ №183 и №187, соотечественникам-переселенцам по соглашениям между Россией и странами их проживания, которым, чтобы идти к гражданству, нужно будет получать ВНЖ. Для семей соотечественников, имеющих детей, увеличение госпошлины будет существенным материальным ударом.
· Вообще аргументация о необходимости увеличения госпошлины кажется неубедительной. То, что ВнЖ станет бессрочным, не добавляет работы по оформлению этого документа. Напротив, снимаются дополнительные хлопоты по продлению данных документов.
Предложенные К.Ф.Заулиным поправки, направленные в профильный Комитет Госдумы, опубликованы на сайте. 8 июля они были представлены и обсуждены на круглом столе в Парламентской газете «Кому будет положено упрощенное получение российского гражданства?»
Многих тупиков и нелогичных норм законодательства, как и тех, которые обсуждали выше, можно было бы избежать, если бы законодатели писали законы, как для себя. Конечно, необходимо учитывать интересы страны, ее безопасности, но при этом — примерять на себя создаваемые законы. А пока часто получается по поговорке: «сытый голодного не разумеет».