А неожиданным это решение стало, потому что, несмотря на все заверения и декларации об облегчении и смягчении, жителям Донбасса всё так же продолжали закрывать въезд за нарушение миграционного режима, всё так же выносили решения о выдворении ополченцев и политэмигрантов, процедура получения разрешения на временное проживание (РВП) всё так же квотировалась в ничтожных размерах, и у подавляющего числа беженцев из Донбасса было очень немного шансов прорваться через дорогостоящие и мучительные барьеры миграционных служб.
Ожидания и реальность
Расхождение между декларированным смягчением миграционных законов и реальностью демонстрирует статистика миграционных потоков с Украины.
На этом графике наглядно видно, что в самом пике миграции с Украины в 2016 году российское гражданство получили всего около 100 тысяч человек.
В дальнейшем эта цифра снизилась до 85 тысяч, и даже изменения в законе о носителях русского языка не внесли существенных корректив в эти данные.
Первые месяцы 2019 года также не показывают существенного увеличения числа граждан Украины по сравнению с данными 2018 года.
Все эти цифры опровергают утверждения о том, что практически все беженцы из Донбасса, кто этого захотел, смогли получить российское гражданство.
При этом миграционная политика приводила к тому, что число лиц со статусом временного беженца неуклонно сокращалось.
На графике данные Госкомстата по числу беженцев на 1 января соответствующего года, поэтому количество беженцев в пике в 2015 году не отражено.
На 1 января 2019 года оно составило около 75 тысяч человек. По этим цифрам очевидно, что не более половины беженцев смогли получить гражданство России по каким-то программам, остальные либо вернулись в зону военных действий, либо пытаются зацепиться в России с помощью патентов или даже оставаясь вне легального поля.
Многие уповали на программу переселения соотечественников, однако и она резко сбавила обороты, и регионы очень неохотно берут на себя обязательства по устройству переселенцев.
При этом нужно учесть, что если в 2015 году более половины участников программы переселения соотечественников были гражданами Украины, что вполне объяснимо, то в 2018 году из 107 тысяч участников программы граждан Украины было всего около 20 тысяч. Причиной этому является то, что переселенцы на самом деле вынуждены тратить очень немалые деньги для первоначального устройства, что является непреодолимой преградой для беженцев Донбасса, разорённых войной и разрухой.
Конечно, участь беженцев из воюющего Донбасса очень тяжела. Однако ещё более трагична она для тех, кто остался в этом регионе. К тяготам жизни под обстрелами добавились огромные сложности по въезду и выезду из зоны военных действий, возникли новые проблемы, связанные с существованием непризнанных республик.
Под бумажными завалами
За пять лет появилось огромное число жителей, которые утратили документы (либо их документы утратили действительность). Люди не могли зарегистрировать брак, право собственности, восстановить документы, подтверждающие трудовую деятельность и т. д. Всё это было следствием откровенно дискриминационной политики украинской власти, которая лишила элементарных гражданских прав жителей Донбасса.
Вот почему указы президента Российской Федерации о предоставлении жителям ДНР и ЛНР упрощённого получения российского гражданства вызвали бурю эмоций и реакцию как в Донбассе, так и на Украине.
Для жителей Донбасса российский паспорт — это в первую очередь восстановление гражданских прав, поскольку по факту Украина гражданства их лишила.
Для украинских властей это решение стало холодным душем, разрушившим планы по принуждению к капитуляции республик блокадой, голодом и холодом. Не зря же Украина даже попыталась вынести этот вопрос в Совет безопасности ООН, утверждая, что выдача российских паспортов — акт агрессии.
Но, конечно, убедить в этом международное сообщество не удалось, хотя совершенно очевидно, что каждая страна имеет суверенное право выдавать своё гражданство по своим критериям и законам. Указы, принятые президентом России 24 апреля и 1 мая 2019 года, которые открывали зелёный свет для получения российских паспортов дончанам, заработали, и уже можно сделать первые выводы о возникших проблемах и преградах.
Многие приводят в пример очень быстрое обеспечение российскими паспортами крымчан — буквально за несколько месяцев более двух с половиной миллионов жителей полуострова получили заветные корочки.
Но дело в том, что в соответствии с законами России и решениями российской власти крымчане уже приобрели российское гражданство и выдача российского паспорта только оформляла этот процесс. Процедура получения российского паспорта была приближена к процедуре обмена или выдаче нового паспорта для российских граждан.
Дончанам же нужно подавать документы на приобретение российского гражданства, пусть в сокращенной и упрощённой форме, но всё же им нужно переводить свидетельства о браке и рождении, заполнять объёмные формы бланков, предъявлять паспорта ДНР и ЛНР, если они проживают в Донбассе.
Первой проблемой стало то, что только небольшая часть жителей Донбасса имеет паспорта народных республик. По предварительным оценкам, в ДНР паспорт республики имели около 400 тысяч, а в ЛНР — около 200 тысяч человек, что составляет до 20 % общей численности.
Такое малое количество выданных паспортов ДНР и ЛНР объясняется не только слабой заинтересованностью жителей республик, но и в большей степени отсутствием необходимой инфраструктуры и исполнительного аппарата для паспортизации. И если до мая 2019 года многих останавливали огромные очереди в паспортных службах ДНР и ЛНР, то нужно ли говорить о многотысячных толпах, которые выстроились за паспортами ДНР и ЛНР после указов президента России?ъ
Но предположим, что выдачу паспортов ДНР и ЛНР наладят и организуют. Сможет ли бюрократическая машина обработать такой массив поданных документов? А вот в этом есть большие сомнения.
В настоящее время в миграционной службе Ростовской области в год выдают около 9 тысяч российских паспортов, ещё примерно столько же иностранцев получает вид на жительство.
При этом инспекторы миграционных служб не сидят сложа руки, есть объективные причины такой невысокой пропускной способности миграционной структуры.
Главная причина — каждый претендент на гражданство или статус сдаёт пакет документов инспектору лично, многократно исправляя описки или ошибки, которые возникают во множестве случаев, и каждый инспектор тратит на претендента минимум 30-40 минут.
То, что этот процесс первичного приёма документов сегодня перенесён на территорию республик и возложен на местных служащих паспортно-миграционной структуры, не меняет того, что на входе возникает узкое горлышко, основанное на самой трудоёмкой технологии приёма документов.
Кроме того, местные сотрудники служб в ДНР и ЛНР боятся пропустить ошибку, поскольку на них давит ответственность за возвращённые по их вине документы (если их забракует миграционная служба уже в России).
Всё это приводит к тому, что сейчас не более 1000 счастливчиков в день можно пропустить через кабинеты инспекторов, а нужно в несколько раз больше. При такой производительности паспортизация растянется на долгие годы и очень хорошее начинание будет безнадёжно скомпрометировано.Увеличение в два раза штата сотрудников тоже не изменит ситуацию кардинально. За два с половиной месяца (на 23 июля) всего принято заявлений от 30 тысяч желающих. Сколько времени будут стоять в очереди три миллиона претендентов на российский паспорт?
С другой стороны, должна быть обеспечена безопасность российского государства, а это значит, что при проверке документов не должно быть места механическому штампованию новых паспортов.
Есть ли выход из ситуации, в которую попали многострадальные жители Донбасса, затурканные до нервного срыва инспекторы миграционных служб в ДНР и ЛНР, а также высокопоставленные руководители, обещавшие максимально упрощённый путь к российскому паспорту?
Интернет в помощь Донбассу
Думаю, выход можно найти, идя по тому пути, по которому пошли службы «Мои документы», «Многофункциональные центры» и другие реализованные проекты, которые позволяют гражданам России быстро и без особых проблем получать права и загранпаспорта, оформлять СНИЛС, регистрироваться по месту жительства и записывать детей в школу.
Можно даже сделать первичный приём копий документов по интернету и после проверки их в удалённом режиме и устранения замечаний переходить на очный приём и проверку соответствия этих копий оригиналам. Собственно говоря, сами специалисты служб госуслуг могут сформулировать и разработать технологию приёма документов, упрощающую и ускоряющую процедуру общения с каждым человеком, подающим на паспорт Российской Федерации, главное, не нужно затягивать.
И ещё одна серьёзнейшая проблема, которая затронула самых смелых, отважно защищавших республики на линии огня.
Многие ополченцы утратили свои украинские паспорта. Некоторые их потеряли на передовой, под огнём или в окопах. Некоторые оставили документы в застенках СБУ, в плену, а при обмене документы не возвратили.
Требования же к получению российского паспорта однозначны: каждый должен предъявить паспорт ДНР/ЛНР и паспорт Украины. Естественно, никто из ополченцев не может выехать на Украину, чтобы паспорт восстановить. И получается, что такие защитники Донбасса не имеют никаких шансов получить российское гражданство.
Думаю, руководство республик должно отдельно обсудить проблему получения российского гражданства этой категорией солдат и ополченцев.
Трудный разворот
Очень своевременно, хотя и не в полном объёме, принято решение об упрощённом получении российского гражданства теми дончанами и луганчанами, кто уже обосновался в России.
В начале мая 2019 года, буквально через несколько дней после указа о возможности получить российский паспорт гражданам непризнанных республик, вышел указ президента России о том, что лица, проживавшие на территории нынешних самопровозглашённых республик на апрель 2014 года, тоже имеют право подать документы на российское гражданство. Те, кто знаком с препонами при получении любого статуса, сложностями с подтверждением источника дохода и требованиями к регистрации по месту пребывания, оценят огромное облегчение для донецких эмигрантов. Условием было их проживание в России, и наличие РВП (разрешение на временное проживание), ВНЖ (вида на жительство) или временного убежища.
То, что этот указ не включил в льготную категорию беженцев, уехавших из Славянска, Краматорска, Лисичанска и других городов Донбасса, не попавших в зону контроля народных республик, проявилось на «Прямой линии» с президентом, когда несчастная семья беженцев из Дзержинска взмолилась о предоставлении им российских паспортов.
Эти люди сравнительно равномерно распределены по территории Российской Федерации, а значит нагрузка на миграционные службы будет тоже довольно равномерной. Да и количество таких льготников не идёт ни в какое сравнение с числом людей, проживающих непосредственно в ДНР и ЛНР.
По данным статистики, всего в России проживает немногим более трёхсот тысяч граждан Украины со статусом РВП и ВНЖ. Выходцев из Донбасса, по нашим оценкам, не более трети.
На 1 января 2019 года в России оставалось около 75 тысяч беженцев, которым было предоставлено временное убежище, из них, конечно, дончан подавляющее большинство. В целом общее количество претендентов на российское гражданство по указам от 1 мая и 17 июля составляет не более 150-200 тысяч, а скорее всего, значительно меньше.
Такая цифра не составит чрезмерной нагрузки на миграционные службы России.
Но теперь встаёт ещё одна проблема.
Учитывая огромные сложности по получению РВП, подавляющее число беженцев из Донбасса живёт и работает в России по патенту, а то и вовсе просто по миграционной карте.
И вот эту категорию данные указы вообще не охватывают. А вот таких очень немало, намного больше, чем счастливчиков с видом на жительство или РВП.
Временное убежище многие дончане утратили или не оформляли, потому что по закону беженцы с этим статусом не могут выезжать за границу России, а ведь у многих в Донбассе остались близкие, семьи, родители или дети.
И это очень правильный шаг. Сегодня мизерность квоты на РВП является серьёзным барьером для всех, планирующих двигаться от убежища к паспорту.
Количество квот на РВП сокращается с каждым годом и в этом году составляет всего 83 тысячи на весь год по всей России. Для Российской Федерации, конечно, намного предпочтительнее перевести беженца в категорию обычных мигрантов с разрешением на временное проживание, поскольку при этом уже сам мигрант заботится о своих доходах и месте проживания. Этого же хотят и сами беженцы, поскольку желают двигаться по пути к гражданству, и только закостенелые правила и подзаконные акты мешают этому процессу.
Предлагаемый законопроект развяжет и этот узел.
Есть и другие обнадёживающие новости.
Совет Государственной Думы РФ 15 июля принял решение о наделении думского комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками (глава — Л. И. Калашников) полномочиями профильного комитета по экспертизе и подготовке законопроектов о миграции, репатриации и гражданстве российских соотечественников.
Все законодательные инициативы и разработки на этот счёт передаются названному комитету от прежде профильного комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений.
Любой человек, серьёзно занимающийся проблемами репатриации, очень хорошо знает, что этим вопросом больше всего занят депутат Госдумы Константин Фёдорович Затулин, который защищает идеи возвращения. соотечественников. Затулин является заместителем главы этого комитета.
Для него вопросы репатриации не сиюминутная задача, в вопрос, которым он занимается много лет, и то, что теперь в ведение думского комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками переданы вопросы миграции и репатриации, является очень обнадёживающим признаком.
Заработала правительственная комиссия по вопросам миграции, которую возглавляет первый заместитель премьер-министра Силуанов. В этом месяце прошло первое заседание.
Стало очевидно, что создание и реорганизация в конце прошлого года управления президента по вопросам гражданских прав и включение в компетенцию этого управления вопросов миграции подняли разработку миграционных решений на новый уровень.
Стало понятно, что новая концепция миграционной политики — не пустая чиновничья бумажка, а формирует новый подход к миграции.
И в рамках этого подхода миграционная машина, созданная и заточенная на создание невыносимых барьеров для миграции в Россию, начинает со скрежетом и скрипом разворачиваться навстречу потоку соотечественников.
Так, Госдума остереглась принять поправку к закону, которая предусматривала получение иностранными выпускниками российских вузов вида на жительство без предварительного РВП. Законодатели оставили эту поправку только для выпускников с красным дипломом, хотя совершенно очевидно, что выпускник российского института, хорошо адаптированный к российским реалиям, овладевший русским языком, является очень желанным мигрантом для России, учитывая плачевную демографическую ситуацию.
И если законодатели продвигаются по этому направлению крохотными шажочками, чуть-чуть облегчая условия по получению РВП, чуть-чуть облегчая процедуру подачи документов, снимая, например, требования отказа от гражданства на этапе ВНЖ для носителей русского языка, то решения президента демонстрируют совсем другой подход. Этот подход позволяет решать вопрос по возможности масштабно, облегчая путь к паспорту для сотен тысяч и миллионов людей кардинальным решением.
Но мне хочется верить, что такой разворот связан с государственными интересами российской власти, которая понимает необходимость защиты огромной территории, осознаёт, что такая огромная страна ослабевает от нехватки рабочих рук.
И мне хочется надеяться, что гуманитарная направленность последних решений не зависит от сиюминутных обстоятельств и отношений с нынешней Украиной, потому что нынешняя Украина не позволяет надеяться на изменение своей русофобской политики в обозримом будущем.
Русские люди возвращаются в Россию. И, кажется, Россия приоткрывает двери, так плотно запертые ещё совсем недавно.