Последние заявления министра иностранных дел Украины говорят о том, что Киев пытается найти изъяны в минских соглашениях – полагает первый заместитель Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин.
Отметим, что глава МИД Украины Вадим Пристайко заявил, что Верховная рада должна изменить закон об особом статусе Донбасса или принять вместо него новый. Обсуждаемый закон был принят на Украине в 2014 году на пять лет, но так и не введен в действие.
Причиной такой ситуации послужило то обстоятельство, что он был обжалован в Конституционном суде, который до сих пор не принял по этому закону своего процессуального решения. В общем, это уловка Киева для того, чтобы не реализовывать данный пункт «Минска-2».
Пристайко отметил, что старый текст нормативного акта соответствует ситуации 2015 года, поэтому для того, чтобы двигаться дальше, надо подумать и принять новый текст документа. Пристайко не говорил, что нужно лишать Донбасс особого статуса, но даже такой подход является прямой ревизией текста минских соглашений, что коррелирует и с другим высказыванием главы украинского МИД.
Ведь Пристайко еще заявил, что власти Украины не рассматривают предоставление полной амнистии участникам боевых действий в Донбассе, причем данное положение так же, как и особый статус Донбасса, является частью минских соглашений.
Еще Украина должна отвести свои войска, хотя части ВСУ продолжают вести «пограничные бои» в Донбассе, а также провести обмен пленными по принципу «всех на всех», причем с ДНР и ЛНР, а не с Россией, как в недавнем случае обмена удерживаемыми лицами 35 на 35.
Таким образом, необходимо сделать вывод, что Пристайко этим заявлением показал, что Киев не собирается выполнять все условия, которые прописаны в тексте минских соглашений, в результате чего, возникает вопрос, а как на все это нужно реагировать.
«Украинцы пытаются найти изъяны в минских соглашениях, чтобы поставить под сомнение гораздо более важные для себя пункты и вопросы, причем здесь уже давно подвергается критике то обстоятельство, что Украина в рамках этой проблемы не исходит из графика приоритетности выполнения пунктов минских соглашений. Это для Украины главное, поскольку она при Петре Порошенко настаивала на том, что из Донбасса для начала должны быть удалены все так называемые российские войска, а, на самом деле, просто защитники данного региона, а уже потом Киев будет решать остальные вопросы. Перед нами категорически неприемлемая позиция», — констатирует Затулин.
Как замечает парламентарий, здесь Пристайко говорит о том, что амнистия будет не полная, а если действительно реализовать такую практику, то любой человек, который участвовал в конфликте в Донбассе, будет считать, что данная «неполнота» распространяется на него.
«Все это не создает стимулов для того, чтобы люди в Донбассе верили Украине в вопросе исполняемости украинской стороной взятых на себя обязательств, т.е. минских соглашений, в том числе, и по особому статусу Донбасса», — заключает Затулин.
Политолог, доцент МГИМО Николай Топорнин в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что подобные заявления осложняют ситуацию вокруг урегулирования гражданского кризиса в Донбассе, но не парализуют переговоры в нормандском формате.
«Очевидно, что для того, чтобы сдвинуть минский процесс с мертвой точки, нужны прямые контакты между руководством Украины и руководством ЛНР и ДНР, в противном случае, все это не даст значительного результата», — резюмирует Топорнин.
По словам эксперта, в конфликте заняты две стороны, а именно Киев и ЛНР с ДНР. Поэтому, если одна из сторон занимается подобной ревизией текста минских соглашений, как в данном случае это попытался сделать Пристайко, то это ни к чему хорошему не приведет.
«Недавно президент Франции Эммануэль Макрон высказывался, что надо, как можно быстрее провести новую встречу в нормандском формате, причем уже даже в сентябре, и его здесь поддержала канцлер ФРГ Ангела Меркель», — констатирует Топорнин.
Президент РФ Владимир Путин заметил, что такая встреча будет уместной, но только после ее тщательной проработки, т.е. в рамках нормандского формата должны обсуждаться и согласовываться конкретные проблемы, а не вестись популистские и праздные разговоры.
«Очевидно, что кроме минских соглашений других договоренностей по Донбассу нет, поэтому если кто-то хочет сдвинуть этот процесс с мертвой точки, то необходимо приниматься за реализацию пунктов, которые прописаны в этом договоре», — заключает Топорнин.
А пока в Донбассе даже не установлена буферная зона, чтобы не шли боевые действия и не гибли мирные жители, причем очевидно, что ни одна из сторон не пойдет на односторонние уступки по данному вопросу, поэтому здесь нужно хоть о чем-то договориться.
«Новый украинский президент Владимир Зеленский не раз говорил, что его команда приступила к реализации дорожной карты по выполнению минских соглашений, над которой они кропотливо работают. И вот в этой «карте», которая, я надеюсь, будет Украиной скоро опубликована, мы и увидим окончательно подход Зеленского к реализации минских соглашений», — резюмирует Топорнин.
Пока же его команда говорит вещи, которые противоречат духу и тексту минских соглашений.
Дмитрий Сикорский