«Мое глубокое убеждение состоит в следующем: нагорнокарабахский конфликт, как никакой другой, мог бы быть решен», — заявил в программе «Познер» на Первом российском канале первый заместитель председателя комитета ГД РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, руководитель Института стран СНГ Константин Затулин.
«Мое отношение к проблеме Нагорного Карабаха сформировано не вчера, не позавчера и я напомню, что я был депутатом еще 1-ой Госдумы и председателем того самого комитета, в котором служу теперь первым заместителем», напомнил Затулин. Он подчеркнул, что нагорнокарабахский конфликт как никакой другой мог бы быть решен по той причине, что есть в основе этого решения компромисс.
«Прежде всего сама Нагорно-Карабахская республика — она сегодня себя называет Республика Арцах — никем не признана, но она существует, и она живет и хочу вам сказать – ни за что и никогда не согласится ни на какие формы, пусть даже формального возвращения в состав Азербайджана». Как считает Затулин, «даже в момент, когда распадался Советский Союз признание Азербайджана, независимого Азербайджана в территориальных границах бывшей Азербайджанской ССР было уже натянуто, потому что уже в тот момент, в 1991 году, три года шел конфликт. Азербайджан тогда не контролировал в полной мере территорию Нагорно-Карабахской автономной области».
«Поэтому, компромисс в чем состоит? — объяснил свою позицию политик — «Надо признать право на самоопределение Нагорного Карабаха и желания быть независимым от Азербайджана. А взамен должны быть переданы Азербайджану те районы за пределами Нагорного Карабаха, которые заняты сегодня по факту армянскими силами самообороны Нагорного Карабаха. Таких районов семь. В данном случае речь идет о пяти, потому что два района – это районы, которые обеспечивают контакт с Арменией – Кельбаджарский и Лачинский. Вот, собственно говоря, тогда в эти районы могут вернуться азербайджанские беженцы. Это компромисс! На пути этому компромиссу, конечно, и в Армении, и в Азербайджане стоят оголтелые националисты, которые кричат: «ни за что, это наша земля Карабах – мы ее вернем», а другие говорят «ни за что не отдадим то, что мы отвоевали, мы отвоевали ценой крови и жизней, это все наше». По мнению Затулина политики «и там и тут очень медленно идут на это».
Вместе с тем, отвечая на вопрос об официальной позиции Российской Федерации по этому поводу, Затулин сказал, что официальная позиция РФ формируется в том числе в рамках Минской группы сопредседателей по урегулированию конфликта, напомнив, что туда входят кроме России, Франция и США: «И это единственный конфликт, в рамках которого очень близки позиции сопредседателей». «На самом деле, я думаю, что может быть если бы у нас не было всяких сложных по другим направлениям отношений с США и Францией, если бы мы полностью доверяли друг другу, то мы должны были странам–участницам конфликта продиктовать решение», — сказал российский политик.
На ремарку Владимира Познера «А мы можем?», Затулин ответил: «Ну я думаю, что мы можем на это выйти, но официальная позиция РФ в том, что они должны договориться сами, во-первых, и во-вторых, что самое главное – ни в коем случае нельзя решать этот вопрос военным путем. К сожалению, Азербайджан все время наращивает свои военные бюджеты и риторику. Как вы знаете, в апреле 2016 года предпринял атаку – пятидневная, шестидневная война — которая привела к очень серьезным жертвам и со стороны Азербайджана, и со стороны Нагорного Карабаха. Я вот категорически выступаю против этого. И с этим я поехал в Нагорный Карабах в очередной раз».
Затулин заметил, что реакции Азербайджана на его поездку в Нагорный Карабах достойна его удивления, «потому что есть разные стадии конфликта». «Вот старшие братья азербайджанцев – турки, как вы знаете, с 1974 года оккупируют северный Кипр. Тем не менее люди из северного Кипра могут друг к другу ездить, ходить и никто по этому поводу не устраивает истерик», -сказал политик, подчеркнув, что «если вы хотите на самом деле урегулирования, то вместо того, чтобы запугивать армянскую сторону – напомню, что некоторые официальные лица (Азербайджана – Ред.) включая президента рассказывали публично о том, что и Ереван надо вернуть, что это азербайджанская земля, историческая, и мы ее обязательно вернем… Но послушайте, таким путем к миру не придешь».
В другом фрагменте передачи, говоря об отношениях России со странами СНГ в контексте отношений с Арменией и Азербайджаном, Затулин подчеркнул, что Россия пытается выдержать равноудаление и равноприближение, а на ремарку Познера о том, что этот подход не нравится и тем, и другим, подчеркнул: «Может не нравится, но хотя у нас с Арменией договор о военном союзе, с Азербайджаном этого нет, но никто у нас не рассматривает каких-то вариантов выступления на стороне Армении в карабахском конфликте. Мы пытаемся удержать эту ситуацию бесконфликтным путем».
Эммануил Мкртчян