С большим интересом все мы наблюдаем за развитием инициированной три с лишним года назад кампании против боевого офицера, Национального героя Армении и Болгарии, дважды Георгиевского кавалера России Гарегина Нжде.
Судя по количеству подключившихся к этой кампании российских журналистов, псевдо-экспертов и просто гавкающих недоумков, становится ясно, какие суммы брошены Баку на очередную бесперспективную попытку вбить клин в российско-армянские отношения.
Свидетельством бесперспективности этой затеи уже явились многочисленные здравые голоса российских политических деятелей и экспертов, которые в последние недели опубликовали ряд материалов не только в защиту Гарегина Нжде, но и разъясняющих, откуда «ноги торчат» у этой оголтелой кампании. Мы, в частности, имеем в виду недавнюю статью Константина Затулина в «Московском Комсомольце», которая дает обоснованные ответы на вопрос «зачем и кому это нужно?»
Между тем, поток грязи из Баку имеет целый ряд пластов, — то есть не только цель вбить клин в отношения Москва-Ереван. Очевидно, что Гарегин Нжде, как человек и воин, отстоявший армянский Зангезур от грязных посягательств турко-мусаватистов, вполне обоснованно стал предметом ненависти Баку и Анкары в ходе раздуваемой ими кампании под кратким названием «Зангезур бизимдир!» — то есть, «Зангезур будет наш!».
Ясное дело: «Ах, фашист, устроил этнические чистки азербайджанцев в рамках геноцида азербайджанцев в XX веке, открытого Указом Гейдара Алиева от 26.03. 1998 года».
Но и это ещё не все. Есть, есть одна сокровенная тайна, объясняющая, почему Ильхам Алиев к Гарегину Нжде «такую неприязнь питает, что даже кушать не может»!
А ведь дело-то серьезное: ведь Нжде, можно сказать, увёл у Ильхама Гейдара оглы «любимую женщину».
Что за бред, скажет читатель: ведь Нжде умер до того ещё, как родился Ильхам Алиев?
А вот и не бред вовсе.
В 2013 году на экраны вышел армянский художественный фильм режиссера Грача Кешишяна «Гарегин Нжде». Фильм, может быть, и не самый сильный, но на фоне упадка армянского кино в последние десятилетия несомненно ставший заметным явлением в армянском искусстве. Между прочим, батальные сцены в фильме и вовсе вполне удались.
В фильме играют не только армянские, но и известные российские актеры: Чулпан Хаматова и Михаил Ефремов. Хаматова играла жену Гарегина Нжде.
И вот тут-то мы и подходим к самому главному.
В ряде интервью Ильхама Алиева, с пиететом взятых у него российскими журналистами буквально за год-другой до выхода фильма, говорилось, что Ильхам Алиевич следит за российским кино и его любимой актрисой является Чулпан Хаматова. Все фильмы и роли Хаматовой азербайджанский президент, по его собственному признанию, отслеживал и знал чуть ли не наизусть. Как поётся в бразильской народной песне: если не любовь, так что же это?
И вдруг представляете: любимая актриса сыграла роль… жены «злодея», которым в Азербайджане пугают собственных детей и отупляемое пропагандой население! Как вы думаете, могла ли Чулпан Хаматова после этого оставаться тайной любовью Ильхама Гейдаровича?
Понимаешь ли ты читатель, как вскипела ненависть Ильхама Алиева к героическому Нжде, который насолил бакинскому вождю более чем через полвека после своей кончины?!
А тут ещё и Зангезур, и памятник Нжде в Ереване (то бишь Иреване, — древнем центре азербайджанской культур-мультуры, куда плохой Грибоедов переселил откуда-то злых эрмени!)
Ну как стерпеть такое? Вот и началось всё.
Воистину, история делается опосредованно руками женщин.
О, бедный луноликий вождь. Он не вынес такого предательства…
Александр Андреасян