В интервью «Голосу Армении» директор Института истории НАН РА академик Ашот Мелконян комментирует Московский договор 1921 года.
— Г-н Мелконян, приближается печальная дата в истории нашего народа. 16 марта 1921 года в рамках заключенного с Турцией договора огромные исторические территории Армении были переданы Турции и Азербайджану. Как вы прокомментируете этот факт?
— Этот факт не укладывается в общий контекст армяно-российских отношений, которые начали развиваться в ХVIII веке после встречи лидера армянского освободительного движения российской ориентации Исраэла Ори с императором Петром I. Если в период Первой мировой войны Россия воевала в Западной Армении c целью захвата этой территории, на что очень надеялся армянский народ, то после революции 1917 года многое изменилось, причем не только в нашем регионе, но и на евразийском пространстве. 3 марта 1918 года теперь уже Советская Россия заключила мирный договор с Германией, с которой Российская империя воевала 4 года. Бывшие враги стали союзниками, недавние враги наладили отношения. У Османской империи и России, которые в этот период оказались в изоляции, появился повод к сближению. Напомню также, что по соглашению Сайкса-Пико 1916 года Турецкая империя прекращала существование. Великобритания сделала несколько заявлений в пользу Армении, но реальных действий не предприняла.
Лидер Турции Кемаль Ататюрк выступал против Севрского договора, заключенного 10 августа 1920 года, по которому территории Западной Армении — а это Трапезундский, Эрзерумский, Битлисский и Ванский вилайеты — переходили в состав независимой Армении. Россия не участвовала в заключении этого договора, но 24 августа того же 1920 года большевики заключили с кемалистами секретный договор и стали союзниками. В сентябре в Баку прошел съезд мусульманских народов Востока, где было решено, что с помощью войск Мустафы Кемаля Армения будет советизирована. Армения оказалась между двух огней: с севера наступала 11-я Красная армия, с запада — турки, получившие право продвигаться на восток до центра Карсской области. Силы были неравные, армянские войска потерпели поражение. 30 октября турки заняли Карс.
18 ноября 1920 года было заключено перемирие, в результате которого турецкие войска, уже занявшие и Александрополь, прекратили военные действия. Руководство Первой Республики Армения было вынуждено отказаться от власти, которая перешла к армревкому во главе с Касьяном. В начале 1921 года было решено созвать четырехстороннюю конференцию с участием Советской России, Армении, Азербайджана и кемалистской Турции. Турки и азербайджанцы быстро нашли общий язык. Кемаль заверил председателя ревкома Азербайджана Нариманова, что в Москве турецкая сторона будет защищать интересы Азербайджана, поэтому надо, чтобы Азербайджан не участвовал в конференции.
— Это было сделано для того, чтобы не допустить Армению к участию в конференции?
— Разумеется. Так четырехсторонняя конференция превратилась в двустороннюю. Армянскую делегацию во главе с наркомом иностранных дел Александром Бекзадяном на конференцию не пустили. Он обратился с протестом к председателю совнаркома России Ленину, но это ничего не изменило. На конференции в Москве был подписан советско-кемалистский договор, по которому территории западнее рек Ахурян и Аракс переходили к Турции, в том числе вся Западная Армения, Карсская область и даже Сурмалинский уезд, включающий гору Арарат, хотя Сурмалинский уезд никогда не был в составе Османской империи.
— А разве это не противоречило интересам России?
— По мнению наших ученых, Сурмалинский уезд обменяли на Батумскую область. Советская Россия вернула захваченный турками порт Батуми, Батумская область была включена в состав Грузии, а Турция получила Сурмалинский уезд.
— Выходит, Россия решила свои вопросы за счет Армении?
— К сожалению, да.
— Эти территории были переданы Турции навсегда?
— Конечно. Причем по третьему пункту этого договора Армения лишилась Нахиджевана, который был занят турками в 1920 году. По этому же пункту Турция отказывалась от Нахиджевана в пользу Советского Азербайджана с условием, что Азербайджан не имеет права уступить это право третьей стороне.
— То есть очередная турецкая хитрость…
— Россия хотела вернуть Нахиджеван в российское пространство. Турки согласились на это с условием, что Нахиджеван будет в составе Азербайджана, причем не имея с ним общей границы. Поэтому сейчас азербайджанцы мечтают о включении юга Армении — Мегри — в состав Азербайджана. По 15-му пункту договора Советская Россия обязывалась оказать давление на Армению, Азербайджан и Грузию, чтобы они подписали договор с Турцией и приняли все пункты Московского договора. Когда в октябре 1921 года была организована конференция в Карсе с участием Турции, трех закавказских республик и представителя России, армянская сторона потребовала вернуть Ани и Сурмалинский уезд. Со свойственным туркам лицемерием они заявили, что не против возвращения Ани Армении, но официально вопрос должен решать парламент кемалистов — меджлис. А 5 октября в Карс пришла телеграмма из Анкары, где сообщалось, что в соответствии с 15-м пунктом договора пересмотр границ исключается. Так произошел новый передел Армении между Советской Россией и Турцией.
— То есть армянская сторона подписала этот договор?
— Другого выхода не было.
— И все-таки непонятно, почему Россия подписала договор, который не только стал ударом в спину Армении, но и противоречил ее собственным интересам?
— Дело в том, что в это время Турция параллельно вела переговоры с Англией и, используя шантаж, утверждала, что если с Россией возникнут разногласия по поводу армянских земель, то она перейдет на сторону Англии. Будучи в сложной политической ситуации, Советская Россия была вынуждена принять невыгодные условия. Потом на Потсдамской конференции летом 1945 г. нарком иностранных дел СССР В.Молотов заявил, что Армения и Грузия не забыли о своих исторических территориях. В 1918 году, оказавшись в очень сложной ситуации, Россия вынуждена была отказаться и от других принадлежащих ей территорий: Прибалтики, Западной Украины, Западной Белоруссии и части Молдавии. Правда, в 1939-1940 годах СССР вернул себе эти территории. Только Армения не получила ничего.
— Подписание Московского договора не вызвало протестных настроений в Армении?
— Представьте 1921-й год… Последствия Геноцида, интервенции, гражданской войны, голод, разруха, эпидемии, огромное число беженцев… После всех потрясений народ был уже полностью обессилен.
— Есть ли какие-то надежды на восстановление исторической справедливости, ведь даже в самой России высказываются за пересмотр Московского договора 1921 года?
— О необходимости пересмотра этого договора постоянно говорит видный российский политический деятель, депутат Государственной Думы РФ Константин Затулин, и не только он. Но история имеет обыкновение повторяться. Сегодня, как и в 20-е годы прошлого века, Россия и Турция снова оказались в изоляции. Несмотря на весьма сложные исторические отношения, сегодня эти страны многое сближает. Напомню, что в течение 250 лет Россия и Турция воевали 13 раз, 12 раз победила Россия и только один раз — Турция, причем благодаря помощи западных стран. Интересы России и Турции всегда не совпадали. Но сегодня у России и Турции относительно теплые отношения, поэтому пересмотр Московского договора не реален. В последние годы все мы не раз становились свидетелями событий, которые могли крайне осложнить отношения двух стран, но этого не случилось. В искренность теплых чувств лидеров России и Турции трудно поверить, но условия вынуждают дружить. После убийства русского посла в Турции многие российские парламентарии требовали пересмотра Карсского договора и Московского договора 1921 года. Но даже это не повлияло на российско-турецкие отношения.
— А подписание Московского договора имело юридические основания?
— Фактически граница между Арменией и Турцией по Ахуряну-Араксу не является границей де-юре, поскольку Московский договор был подписан между двумя странами, которые тогда не являлись субъектами международного права. Кроме того, договор был заключен без участия третьей стороны, интересами которой пожертвовали, наконец, по условиям договора Турция должна была отодвинуть свои войска на 6 километров от границы, однако в 1941 году турецкие войска стояли на самой границе Армении. Договор изначально был заключен незаконно, в дальнейшем его условия нарушались, но он фактически действует, поскольку другого договора заключено не было. Армения имеет очень древнюю историю, и она еще не закончена. Рано или поздно историческая справедливость будет восстановлена.
Гаянэ Сармакешян