В российском обществе сегодня проходят бурные обсуждения по внесению поправок в Конституцию РФ. Эксперты, законодатели активно реагируют на это народное обсуждение и со своей стороны инициируют все новые и новые поправки. Совершенно очевидно, что для качественной обработки поступивших поправок требуется дополнительное время, именно поэтому Совет Федерации принял решение о продлении срока внесения поправок до 2 марта.
Одна из поправок коснулась и соотечественников, проживающих за рубежом. Эта поправка в преамбулу Конституции РФ была внесена Депутатом Государственной Думы К.Ф.Затулиным. Мы решили обсудить эту инициативу, а также поговорить о движении соотечественников, проживающих за рубежом, с председателем Всемирного координационного совета российских соотечественников, проживающих за рубежом, Михаилом Дроздовым.
— Михаил Владиславович, буквально несколько слов о Всемирном координационном совете российских соотечественников, который вы возглавляете: для чего он был создан, какие функции выполняет, как строится его работа?
— Боюсь, что в двух словах ответить на этот вопрос не получится. Мне кажется важным рассказать не только о нашем Совете, но и о всей системе координационных советов соотечественников, которая сложилась на сегодня.
В тот момент, когда российское государство только начинало работу по взаимодействию с соотечественниками, проживающими за рубежом, было не очень понятно с кем именно из многочисленных общественных объединений, созданных русскими за рубежом, российским официальным лицам следует вести диалог. Ведь практически во всех государствах мира, за исключением некоторых мелких стран, существуют объединения соотечественников самого разного толка. Это и культурные сообщества, исторические и патриотические кружки, религиозные общины, школы, спортивные, молодежные объединения и т.д. До введения системы координационных советов было непонятно кто из них мог бы считаться голосом общины. К тому же, к большому сожалению, в ряде стран некоторые такие организации иногда враждуют друг с другом. Поэтому поддержав одну из них, можно было вызвать неудовольствие другой, и вместо доброго дела получить еще один повод к конфликту. Нельзя было забывать, что некоторые объединения занимали антироссийские позиции. Именно поэтому координационные советы и стали той площадкой, которая позволила объединить все здоровые силы соотечественников в той или иной стране.
Что касается нашего Всемирного совета, то в соответствии с положениями Федерального закона «О государственной политике России в отношении соотечественников, проживающих за рубежом» именно Совет является высшим представительным органом, обеспечивающим взаимодействие соотечественников с органами государственной власти России, с государственными органами субъектов Российской Федерации. ВКСРС – это, так скажем, верхняя часть системы координационных советов, созданных по всему миру, которых в настоящее время действует уже более ста.
Наш Всемирный совет сформирован из представителей соотечественников, проживающих во всех регионах мира, делегированы в него лидеры крупных общин, потомки всех основных волн эмиграции, а также те, кто оказался «соотечественником поневоле». Я говорю о русских, живущих в странах, которые входили ранее в состав Советского Союза. Совет собирается несколько раз в год и обсуждает вопросы, которые волнуют «наших за рубежом», в частности, вопросы, связанные с сохранением русского языка и традиций, защитой прав и законных интересов соотечественников, развитием СМИ, молодежных инициатив и т.п. Традиционными стали наши встречи с членами Правительственной комиссии по делам соотечественников, которую возглавляет министр иностранных дел С.В.Лавров. Мы имеем возможность направлять запросы в органы государственной власти России, нередко на наши заседания приходят видные российские политики и чиновники с которыми мы имеем возможность вести прямой диалог. ВКСРС считает своим долгом транслировать властям ключевые предложения, которые звучат от российской диаспоры.
— Насколько необходимо, по вашему мнению, включить термин «соотечественник» в текст Конституции? Ведь существует отдельный ФЗ-99 в котором уже отражены вопросы взаимодействия РФ и соотечественников за рубежом?
— С принятия действующей Конституции прошло уже немногим более четверти века. Принималась она, как мы знаем, наскоро, в стрессовых условиях. Ее утверждали буквально через пару месяцев после едва не начавшейся гражданской войны, запылавшей в октябре 1993 года и завершившейся расстрелом российского парламента. Разумеется, с тех пор Россия прошла большой путь. Как человек регулярно бывающий на родине, могу засвидетельствовать, что страна с тех пор изменилась кардинально. Так что необходимость внесения изменений в Основной Закон назрели. Назрели и поправки, касающиеся важных смысловых вопросов бытия нашего народа: кто мы, зачем живем, к чему стремимся, на какие ценности опираемся, кем видим сами себя в современном мире. Именно в этом смысле внесение в Конституцию самого понятия «соотечественник» мне представляется очень важным.
Как известно, распад Советского Союза привел к тому, что за пределами исторической Родины оказалось более 20 млн. граждан Советского Союза. В те же годы немало людей в поисках лучшей жизни добровольно покинули нашу страну, погруженную в хаос 90-х. Нельзя забывать и о предыдущих волнах русской эмиграции, возникновение которых было связано с серьезными историческими катаклизмами — трагедией русской революции, второй мировой войной. Лишь «третья волна» была, главным образом, добровольной. Тем не менее, даже ее представители, искавшие на Западе большей свободы, творческой реализации, не хотели полностью обрывать связи со своей исторической Родиной. Две части нашего народа: живущего в метрополии и за ее пределами, ощущая свое единство должны задекларировать его важность, подчеркнуть необходимость. Сделать это лучше всего именно в Конституции.
Безусловно, уже давно действует Федеральный закон о соотечественниках, но введя понятие «соотечественник» в Конституцию, работа государственных структур с соотечественниками может подняться на новый качественный уровень, закрепление этого термина в Основном Законе страны подчеркнет конституционную обязанность государства по обеспечению взаимодействия с соотечественниками за рубежом. А мы – русские, живущие за пределами России, откликаясь на данную норму, должны будем, в свою очередь, стать платформой на которую наше государство сможет рассчитывать, как на народных дипломатов, экспертов в странах проживания, тех людей которые могут быть полезными стране.
— Действительно ли предложенная К.Ф.Затулиным конституционная инициатива соответствует чаяниям зарубежного Русского мира?
Относительно данной конкретной поправки. Еще в 20-х числах января у меня состоялась переписка с членом рабочей группы по подготовке предложений по внесению поправок в Конституцию Российской Федерации писателем Захаром Прилепиным, с которым меня связывают добрые личные отношения. Я предложил Захару подумать о том, чтобы внести на рассмотрение поправку, связанную с соотечественниками, и я очень благодарен ему за то что 13 февраля, во время заседания рабочей группы, на которой присутствовал президент России В.В. Путин, Захар эту идею озвучил. Комментарий президента был сдержанно-положительный, что дало уверенность в том, что работу по данному направлению можно и нужно активно продолжать.
Буквально вскоре, мы получили информацию из Института стран СНГ о той поправке в преамбулу Конституции, которую подготовил К.Ф. Затулин. С учетом многолетнего опыта работы Константина Федоровича в российском парламенте, нам показалось, что это его предложение имеет шанс быть принятым. Скажу честно, для нас, живущих за рубежом, упоминание соотечественников в Основном Законе в любом положительном контексте, было бы большим шагом вперед. Над конкретной формулировкой можно думать, хотя, повторюсь, поправка К.Ф.Затулина выглядит продуманной и реалистичной.
Для того чтобы подкрепить позицию, выраженную депутатом Затулиным и писателем Захаром Прилепиным, руководство ВКСРС подготовило и направило соответствующие письма председателю Государственной Думы В.В.Володину, а также сопредседателям рабочей группы по внесению изменений в Конституцию – А.А.Клишасу, П.В.Крашенниникову и Т.Х.Хабриевой.
«Окно возможностей» для внесения изменений в Основной Закон страны открывается не так часто, поэтому и я, и мои коллеги по ВКСРС, среди которых мои заместители – Максим Крамаренко из Казахстана и Дюк Мишель Нгебана из Конго, секретарь ВКСРС Татьяна Дале из Норвегии, известный французский журналист Дмитрий де Кошко, общественный деятель Александр Трубецкой и многие другие считают очень важным принять участие в данной дискуссии, и выражают готовность на любых площадках обосновывать необходимость отражения понятия «соотечественник» в Конституции. К большому сожалению, насколько могу судить, за пределами России голосование по принятию поправок проводиться не будет. Это вызывает грустные мысли и лишний раз подчеркивает, что, к сожалению, о соотечественниках, даже с российскими паспортами, вспоминают далеко не всегда.
— Исходя из вашего многолетнего опыта участия и работы в движении соотечественников, стоит ли что-то еще менять, вносить дополнения в политику России в отношении соотечественников, проживающих за рубежом?
— Да, я думаю, что назрела в хорошем смысле этого слова, определенная «встряска» для всего нашего движения. За последние годы сложились понятные и привычные для всех алгоритмы взаимодействия России с соотечественниками: ежегодно на страновом, региональном и всемирном уровне проводятся конференции, разнообразные молодежные форумы, мероприятия, посвященные историческим датам, для детей организуются ознакомительные поездки в Россию, осуществляется методическая и техническая поддержка русских школ, нам присылают книги и учебники… Все это прекрасно, но эти формы понемногу начинают себя исчерпывать, уже не дают того драйва, который необходим для того, чтобы не скатиться в состояние благочестивого застоя.
В этом смысле, я благодарен руководству Республики Татарстан предложившему в апреле 2020 года провести деловой форум для соотечественников-предпринимателей. Аналогичное мероприятие около года назад впервые прошло в г. Салехарде, на Ямале.
Бытует мнение что соотечественники это те, кто требует неустанной заботы, кому нужно помогать, кого нужно спасать и т.д. Мир большой, действительно есть страны в которых состояние дел с проживающими там соотечественниками весьма неблагополучно. С другой стороны, как мне кажется, соотечественники истосковались по позитивной повестке и большому делу. Таким большим делом, на мой взгляд, было бы активное привлечение соотечественников к реализации национальных проектов, которые сейчас объявлены в России. Над формами и методами такого участия можно и нужно думать. В этом смысле, опираясь на опыт предстоящего мероприятия в Казани, считал бы важным предложить посвятить всемирную конференцию соотечественников, намеченную на осень нынешнего года, деловой повестке: выстраиванию бизнес-мостов между соотечественниками, Россией и российскими регионами.
Нам нужно продумать механизмы привлечения к участию в нашем движении успешных соотечественников, а для этого необходимо разработать систему стимулирования такого их участия. Хочу подчеркнуть, говоря об успешности, я не имею в виду только и исключительно бизнесменов. Успешные соотечественники имеются в самых разных областях: в науке, в культуре, в спорте… Для того чтобы стать заметными участниками движения таким людям совсем не обязательно входить в состав координационных советов (на общественную работу у них далеко не всегда есть время). Но они могут оказаться в сфере нашего притяжения в качестве участников или членов жюри наших конкурсов, номинируясь на премии или иные знаки признания их заслуг. К слову сказать, ВКСРС совсем недавно учредил почетный знак, которым будут награждаться выдающиеся соотечественники, те, кто ярко проявил себя, внес значительную лепту в движение.
Пользуясь случаем, хотел бы призвать соотечественников к дискуссии на тему связанную с тем, вокруг какого большого дела мы могли и готовы бы были объединяться. Это сейчас ключевой вопрос.
Материал подготовлен пресс-центром ВКСРС