«Московский комсомолец»
Ташкент приостанавливает свое членство в Организации Договора о коллективной безопасности — ноту об этом в секретариате ОДКБ уже получили. При этом Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан теряют достаточно формального союзника, который давно игнорировал мероприятия «СНГ-шного НАТО». Ислам Каримов в очередной раз повел себя как «кошка, которая гуляет сама по себе», отмечают эксперты.Секретариат ОДКБ уже начал экспертизу поступивших из Ташкента документов. Затем предстоит официальный доклад Владимиру Путину и другим президентам стран, входящих в ОДКБ. Только после этих формальностей Узбекистан сможет покинуть организацию.
Надо сказать, для наших азиатских соседей это не первый выход из ОДКБ: в 1999 году Ташкент уже хлопнул дверью, отказавшись продлить договор. Однако в августе 2006 года передумал и восстановил членство.
Правда, как говорят в российских дипломатических кругах, толку от присутствия Узбекистана было мало — скорее, неудобство. В последние годы соседи демонстративно отказывались от участия в совместных мероприятиях ОДКБ, что создавало определенные трудности для других членов организации. «Из-за этого приходилось неоднократно в оперативном порядке менять нормативно-правовую базу», — сетует один из дипломатов. А по сведениям руководителя Института стратегических оценок Александра Коновалова, Узбекистан «не очень хотел» нести расходы, связанные с членством в организации, а также вместе проводить учения.
В октябре 2011 года недовольство вылилось в публичную плоскость: президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что «тройная игра, которую ведет Узбекистан, не позволяет ему находиться в ОДКБ». Белорусский лидер предложил остальным «союзникам» определиться: не стоит ли «исключить» Ислама Каримова (президента Узбекистана) из компании? В частности, Лукашенко отправил личные соображения президенту РФ Дмитрию Медведеву. Однако Каримов, не дождавшись «исключения», сделал ход первым.
Хотя конкретный повод для очередного ухода Узбекистана из ОДКБ и не указан, но причины этого очевидны, сказал «МК» директор Института стран СНГ Константин Затулин. «Узбекистан ведет себя в Центральной Азии как кошка, которая гуляет сама по себе», — говорит эксперт. И эта «кошка», напоминает эксперт, постоянно мечется между Россией и США. И все это усугубляется «острыми приступами ревности к Казахстану». «Будучи одной из самых населенных стран, однако лишенной выхода к морю и значимых ресурсов, Узбекистан просто обречен на неустойчивую и изменчивую политическую линию», — замечает он.
Потеряв в свое время всесоюзное финансирование, Узбекистан было стал «лучшим другом США», вспоминает эксперт. Однако после известных андижанских событий 2005 года сближение с Западом оказалось под вопросом. «Оказалось, что это небезопасно для авторитарного узбекского режима, — говорит Затулин. — Тогда и сложился флирт с путинской Россией. Узбекистан вступил в ШОС, ЕврАзЭС, ОДКБ». Неслучайно Ташкент вышел из состава ГУУАМ — патронируемого США интеграционного объединения на постсоветском пространстве с участием Грузии, Украины, Узбекистана, Молдавии и Азербайджана.
ШОС, отмечает аналитик, Ташкенту все же интересен — именно на этой площадке согласовывают совместные действия Россия и Китай. А вот в ОДКБ от Каримова стали требовать «все больше дисциплины». Но не это главное: позиции США и Узбекистана стали неуклонно сближаться. В частности, снят запрет на предоставление военной помощи Узбекистану, наложенный как раз после событий в Андижане. Кроме того, активно муссируется информация о планах США по передаче узбекской стороне части вооружения и военного снаряжения, вывозимого американцами и их союзниками из Афганистана.
На этом информационном фоне Узбекистан и решает дистанцироваться от ОДКБ. Надо напомнить, что другой союз на постсоветском пространстве — ЕврАзЭС — Ташкент покинул еще в 2008 году. Таким образом Ислам Каримов, по сведениям от «доверенных людей», решил семейный вопрос, вспоминает Затулин. Он попросту поменял уход из пророссийской организации на «прощение» американцами своей дочери («не въездной» статус она получила из-за скандала). Подоплекой приостановления участия в ОДКБ, возможно, является похожая история, ведь Каримов, замечает директор Института стран СНГ, нередко руководствуется в своей политике частными, семейными причинами.