«Актуальные комментарии»
Языковой кризис разгорелся в Украине. Накануне Верховная рада приняла закон «Об основах государственной языковой политики», что вызвало протесты оппозиции и громкие заявления руководства парламента.
Председатель Верховной рады Украины Владимир Литвин попросил народных депутатов принять его отставку. «Прошу вас, мои коллеги, рассмотреть вопрос и принять решение о моей отставке», — сказал он, открывая утреннее заседание парламента в среду.
Спикер рассказал, что голосование по законопроекту «Об основах государственной языковой политики» во вторник проходило в его отсутствие, его «вызвали к президенту», передает «Интерфакс».
«Меня развели, развели Украину, развели народ», — сказал Литвин в ответ на гул, поднявшийся в зале.
«Мой товарищ бывший, с которым я делил хлеб-соль, который меня сдал. Полностью», — сказал Литвин, указывая на своего первого заместителя Адама Мартынюка, который вел вечернее заседание во вторник.
Его слова вызвали в зале возгласы, на что Литвин парировал: «Уважаемые коллеги, я имею право сказать все, что я думаю. Это — правда».
Он попросил Мартынюка включить вопрос его отставки в повестку дня и рассмотреть его в четверг на заседании, после чего покинул зал заседаний.
О желании уйти в отставку также сообщил и вице-спикер Рады Николай Томенко.
Президент Украины Виктор Янукович, со своей стороны, пригласил руководство парламента и депутатских фракций для обсуждения сложившейся ситуации в Верховной раде в связи с событиями, которые произошли на утреннем заседании.
В Партии регионов Украины уже заявили, что намерены уговорить председателя Верховной рады Украины Владимира Литвина не делать скоропалительных шагов и не уходить в отставку.
Как сообщалось, Верховная рада Украины на заседании во вторник 248 голосами приняла закон «Об основах государственной языковой политики», значительно расширяющий сферу применения русского языка.
Литвин в момент голосования отсутствовал в зале, поскольку встречался с президентом. Вел заседание его первый заместитель Адам Мартынюк. Спикер ранее заявлял, что «языковый» законопроект из-за его неготовности не может быть рассмотрен в ходе нынешней сессии, которая завершается 6 июля.
Парламентская оппозиция заявила, что «языковой» закон 3 июля был принят с большим количеством нарушений.
Между тем в интервью газете «Известия в Украине» Литвин заявил, что закон устроил бы обе противоборствующие стороны, если бы были приняты все внесенные им к этому закону поправки.
«Закон о языках в УССР, принятый в 1989 году, исчерпал себя и нуждается в корректировке с учетом нынешних реалий. Если говорить о сути проблемы, то все языки имеют право на существование, но не за счет государственного. К законопроекту Колесниченко-Кивалова на сегодня внесено более двух тысяч поправок, в том числе я внес десять. Если бы предложенные мною изменения, дополнения и уточнения были приняты в полном объеме, этот закон, на мой взгляд, отвечал бы духу времени и устроил бы всех: и сторонников единого государственного языка, и тех, кто ратует за расширение прав национальных меньшинств в национально-культурной и бытовой сфере», — сказал спикер.
При этом Литвин подчеркнул, что для него важны не сроки принятия этого документа, а его содержание.
Отвечая на вопрос, приведет ли «языковой» закон к появлению в Украине второго государственного языка, спикер отметил, что «формально никто не предлагает вводить второй государственный язык».
«Более того, подчеркивается статус украинского языка, а главным образом речь идет о повышении роли так называемых региональных языков. Однако нельзя не учитывать тот факт, что более сильным на постсоветском пространстве является русский язык. Многих беспокоит, что такое доминирование русского языка де-факто сделает его вторым государственным в Украине. И де-факто вытеснит украинский язык. Поэтому нужен широкий диалог на данную тему, понимание того, что нельзя силой заставить людей любить тот или иной язык. Равно как и необходимо понимание того, что в государстве язык является ключевым элементом конституционного строя», — подчеркнул спикер.
«Кстати, «специалистам» по языковому вопросу следовало бы для начала почитать законы о языках наших соседей: Польши — закон от 7 октября 1999 года о польском языке, России — о государственном языке Российской Федерации. Может быть, тогда они поубавили бы прыти», — добавил Литвин.
По словам спикера, при рассмотрении «языкового» вопроса нужно «исключить истерику и предвыборные лозунги». «Следует просто для начала знать проблему, а затем уже работать над ней. Меня удивляют взаимные обвинения и упреки народных депутатов, поскольку совершенно логично возникает вопрос: а что вы сделали для развития государственного языка за все годы независимости?», — отметил он в интервью.
«Если бы все делали то, о чем заявляют, выполняли обещания, подобных проблем можно было бы избежать. К сожалению, люди привыкли к процессу, а не к результату, и это очень плохо», — резюмировал Литвин.
Утренние баталии в Раде сопровождались уличными потасовками. В стычках между сотрудниками правоохранительных органов и противниками «языкового» закона возле Украинского дома в среду от слезоточивого газа мог пострадать лидер партии «УДАР», украинский боксер Виталий Кличко.
Как передал корреспондент агентства «Интерфакс-Украина», Кличко покинул место протеста.
В настоящее время возле Украинского дома продолжают находиться несколько сотен человек. Столкновений нет. Люди стоят с государственными и партийными флагами, сидят на ступеньках. Из динамиков звучат украинские народные песни.
В Партии регионов утверждают, что оппозицию тревожит не украинский язык, а собственные рейтинги. «Сегодня оппозиция в очередной раз показала свое настоящее лицо. Среди тех, кто там стоит, большая часть тех, кто не за украинский язык и не за украинский народ. Они создают напряжение в обществе и таким образом пытаются повысить свой рейтинг», — цитирует депутата пресс-служба Партии регионов в среду.
Тем временем в Верховной раде зарегистрировали законопроект об отмене закона «Об основах государственной языковой политики», принятого во вторник. Автор законопроекта — народный депутат Юрий Кармазин (фракция «Наша Украина — Народная самооборона»).
Евгений Минченко, директор Международного института политической экспертизы:
Если говорить о Владимире Литвине, то он прекрасно понимает, что по партийным спискам пройти в новую Раду шансов у него нет, поэтому он и его группа пойдут по одномандатным округам. При этом при внешней оппозиционности Литвин будет сохранять статус сателлита Партии регионов.
Что касается языкового вопроса, то, в общем-то, закон этот шулерский. Есть достаточно серьезный анализ Александра Привалова в журнале «Эксперт». На самом деле закон этот не расширяет, а даже сужает права русскоязычного населения. Но и даже в этой купированной версии, я думаю, власть закон принимать не будет, потому что история с языком для украинских властей — это как в известном анекдоте про семью адвокатов, когда радостный внучек приходит домой и говорит: «Папа, вот вы ковырялись с этим делом двадцать лет, а его выиграл на первом же процессе». А папа ему отвечает: «Идиот, это дело кормило нашу семью двадцать лет, а ты взял и лишил нас кормушки». Вот ровно так же используется в Украине языковой вопрос. Решать его никому не выгодно, потому что это помогает отвлекать население от социально-экономических проблем, это очень выгодная история для власти и для оппозиции. При этом большинство ярых «защитников» украинского языка в быту разговаривают на русском.
Что касается риска разделения Украины по языковому признаку, то такой опасности нет, потому это разделение уже существует. Его просто надо признать. В конце концов, есть пример Швейцарии, где семь языковых зон, есть пример Бельгии и ряда других стран. Страшного я здесь ничего не вижу. Двуязычие вполне бы отвечало национальным интересам Украины.
Евгения Войко, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры:
Реакция украинских парламентариев (прежде всего оппозиции) была предсказуема. Памятно еще первое чтение, когда в здании Верховной рады была устроена драка.
Оппозиционеры показывают, что они ни в коем случае не готовы соглашаться с инициативой регионалов, поскольку это бьет по их позициям. Аналогичной громкой инициативы, которая нашла бы у их сторонников понимание и одобрение, пока нет.
Наоборот, власть сейчас осуществила несколько ударов по позиции противников – это и процесс по делу Юлии Тимошенко, и позитивные итоги от проведения чемпионата Европы по футболу. Западные специалисты высоко оценивали подготовку Украины. Это добавило определенные бонусы в копилку Януковича и Партии регионов. Третий момент – это закон о статусе русского языка.
Оппозиции ничего не остается, кроме как идти на такие громкие шаги и демонстрировать, что с мерами властей они мириться не готовы. Упор делается именно на предстоящие парламентские выборы.
После чемпионата Европы по футболу было некоторое политическое затишье. Сейчас политика снова становится темой номер один на Украине.
Драка, я бы сказала, «естественная» форма борьбы за свои интересы на Украине. Как правило, элиты дерутся между собой в прямом смысле этого слова, но до глобального противостояния и кровопролития дело не доходит. Всем нам памятны события времен «оранжевой революции», когда позиции правящей элиты удалось перебороть стоянием на Майдане.
Идет предвыборная борьба. Регионалы заинтересованы в том, чтобы сделать громкий пиар-ход: эта тема получает освещение в СМИ и одобрение у носителей русского языка (как правило, в восточных областях Украины). А то, что западники с этим не соглашаются – на это ставки и не делалось. Было понятно, что любая властная инициатива будет встречена в штыки представителями оппозиции и политиками на западе Украины.
Закон о языке ждет подписи президента, и я думаю, что Виктор Янукович на это пойдет. Это в его интересах, даже несмотря на то, что со стороны оппозиции наблюдается такое мощное политическое противостояние.
Виктор Янукович сейчас особенно заинтересован в том, чтобы в преддверии парламентских выборов позиции регионалов были как никогда крепки. Юлия Тимошенко, даже находясь в тюрьме, консолидирует вокруг себя своих сторонников. И несмотря на футбольные события, тема Тимошенко не ушла с повестки дня. Запад высказывает негативное мнение, не вполне устраивающее Виктора Януковича.
Закон о статусе русского языка будет работать. Может быть, первое время будут определенные саботаж и пробуксовки, тем не менее он во многом облегчит жизнь тем, кто так и не научился говорить по-украински (как правило, это люди пенсионного возраста, те, кто жил здесь еще с советских времен).
Не исключаю, что в среднесрочной перспективе может быть поднята тема предоставления регионального статуса и другим языкам – например, румынскому. Эта тема сейчас поднимается, перспективы такие есть.
Есть опасения, что лоббисты румынизации будут продвигать румынский язык – даже не ради самого румынского, а только лишь для того, чтоб создать хаос вокруг этой проблемы, чтобы ситуация приобрела неупорядоченный характер.
Ирина Яровая, депутат Госдумы РФ, координатор Государственно-патриотического клуба партии «Единая Россия»:
Русский язык является исконно родным для очень многих граждан Украины. Я бы даже сказала, что для всей Украины. Принятие закона об основах языковой политики – это важный шаг в сторону здравого смысла, который, кстати, возобладал в головах далеко не всех.
Это один из подходов к возможности реализоваться людям, которые думают и говорят на родном языке. Права тех, кто говорит в Украине на негосударственном языке, не должны ограничиваться. Мы считаем украинский народ братским, нас связывают исторические, культурные, кровные, семейные узы. Мы, безусловно, заинтересованы в том, чтобы отношение к русскому языку, который является родным для тысяч семей, проживающих в Украине, было уважительным и соответствовало тому дружелюбию, открытости, которые веками складывались между нашими государствами, нашими народами.
Павел Святенков, политолог:
Проблема для руководства Украины заключается в том, что если Янукович не проводит такие законы как законопроект о языке, то в условиях общего падения популярности и правительства, и президента его поддержка размывается. Против него настраиваются и оппозиционеры, и его собственные сторонники, которые начинают задавать себе вопрос, зачем они его поддерживают, раз он не проводит политику в их интересах. Поэтому в данном случае принятие закона — предвыборный шаг, который должен сплотить электорат Партии регионов вокруг нее.
Это дает возможность объявить русский язык региональным на большей части территории Украины. На нем действительно говорит подавляющее большинство населения. Потому что, несмотря на официозное навязывание, население Украины на украинском не говорит. Так что в данном случае речь идет о большой политике, и, конечно, противники Януковича никак не могут допустить принятия русского языка в качестве хотя бы регионального, а ведь это на самом деле европейский стандарт, и тут будет большая борьба. Но мне кажется, что если Янукович в этой борьбе уступит, то это будет минус ему. Это будет означать, что он потеряет часть своих сторонников и одновременно не приобретет сторонников из числа людей, которые голосуют за оппозиционные партии.
Что же касается опасности того, что данный закон может поделить Украину по принципу использования языка, то Украина и так фактически разделена на эти две части, так что никакой проблемы не существует. Существует проблема навязывания украинского языка тем людям, которые на нем никогда не говорили, и на тех территориях, на которых он никогда не существовал. То есть существует политика украинизации, которая проводилась, начиная с большевиков, с целью разделить русский народ, потому что украинский народ — это часть русского народа. Поэтому в данном случае страх перед расколом бессмыслен — раскол уже существует.
Константин Затулин, Директор Института стран СНГ:
Политический кризис стал постоянным явлением на Украине, он нарастает по мере приближения к октябрьским выборам в Верховную раду, этим же и объясняются многие события в Верховной раде, включая обстоятельства, связанные с законом о языке.
При том что закон этот носит паллиативный характер, с точки зрения запросов русскоязычного населения Украины, принятие его является абсолютно необходимым в обстановке, которая сложилась вокруг языковых тем на Украине. Речь идет о том, могут или не могут русскоязычные украинские граждане считать себя полноценными, станут они или не станут настоящими патриотами Украины, считающими ее своей страной или будут относиться к ней как к временному месту жительства, хуже того — предпримут какие-нибудь шаги (в которых их всегда подозревают), связанные с развитием сепаратистских тенденций в этой стране.
Партия регионов, которая взяла на себя ответственность за происходящее на Украине, пытается по-своему «примирить ужа с ежом» и ответить чаяниям тех, кто на нее надеется. Это, прежде всего, политическая и экономическая элита страны, которая реализовалась именно в этом составе Украины.
Эта партия вынуждена была перед выборами продемонстрировать, что она хотя бы в какой-то степени выполняет свои предвыборные обещания 2010, 2006, 2007 годов, а ведь в программе партии записан государственный статус русского языка. Закон этот на сегодняшний день не дает такого статуса, но он снимает по крайней мере озабоченности у тех людей на востоке страны, кто уже сегодня реально сталкивается с притеснениями по языковому вопросу, кто вынужден мимикрировать, подлаживаться, вынужден извиняться за свой русский язык в государстве Украина. Между тем это все категорически расходится с реальностью. На самом деле на Украине большая часть населения не только знает, но и употребляет русский язык. Естественно, что этот вопрос с первых дней независимости государства рассматривался национал-радикалами, а со временем, благодаря их страстной пропаганде, и большинством в политической элите как знаковый для Украины. Иным образом в этой стране свой патриотизм украинский не утверждают, кроме как за счет сокращения ареала русского языка, за счет всяких насильственных мер, вопреки реальности и желаниям большинства населения не выводить этот язык из обихода.
В этой ситуации каждый для себя определяет, с какой стороны он оказывается. Что касается Владимира Литвина, то он давно уже является политическим «приживалом» Партии регионов. Он играл весьма двусмысленные роли в «оранжевую революцию», фактически благодаря ему состоялся так называемый компромисс, который дал возможность Ющенко прийти к власти, проведя не записанный ни в каких конституциях третий тур выборов. Литвин — более чем двусмысленная фигура. Сам он, растеряв остатки какой-либо самостоятельной популярности, пытается сейчас продемонстрировать свою независимость после того, как коготок увяз в отношениях с Партией регионов.
Он пытается продемонстрировать какую-то независимость и особое мнение в этом важном для Партии регионов вопросе, играет в свою игру. Это при том, что сам Литвин предварительно уже достиг договоренностей, что его люди идут по спискам Партии регионов, что «Народная партия» Литвина по сути вливается в Партию регионов.
«Народная партия» ни по каким рейтингам не проходит в будущий парламент. Эти его заявления об уходе, как и его заявления о необходимости досрочного роспуска Верховной рады, причем за три месяца до очередных выборов, являются отчаянной попыткой обратить на себя внимание. Мне кажется, сейчас он уже борется не за прохождение своих сторонников в Верховную раду, а за свой депутатский иммунитет, ибо этот иммунитет особо необходим в связи с разного рода делами, которые за ним тянутся, включая известные обвинения по делу Гонгадзе. И поскольку Литвин собирается баллотироваться в украиноязычном округе, то он пытается сейчас своими демонстративными заявлениями, своими самопожертвованиями в виде ухода с поста спикера Верховной рады заполучить хоть какие-то шансы на выборах в октябре. Как известно, в октябре выборы будут проходить по смешанному принципу, восстанавливаются округа, и в один из этих округов Литвин собирается баллотироваться.
Судьба Литвина в этой ситуации не так интересна. Он откровенный, типичный для Малороссии политик, который интригует, который одновременно как бы кормится за счет Партии регионов и, благодаря ей, удерживается на посту спикера, ибо ни одной минуты он бы не просидел на этом посту. И при этом Литвин одновременно пытается выставить свои условия дальнейшего пребывания. Он как тот известный персонаж, который все время в лес смотрит, как его ни корми.
Партия регионов обеспечивает его политическую карьеру, Партия регионов сегодня, находясь у власти, позволяет его братьям и кумовьям находиться при должностях. За голосование в Верховном совете, как требуется, депутаты его фракции имеют свои гешефты, и при этом он ломает комедию, связанную с тем, что вот он куда-то уйдет или предлагает переизбрать Верховную раду. Это все отчаянная попытка удержаться на плаву, и само по себе заявление Литвина не является на самом деле признаком политического кризиса.
Политический кризис возник не по этой причине. Он существует в силу того обстоятельства, что вот эта политика качелей между Западом и Востоком, традиционная для Украины, в очередной раз (опять же, по традиции) подходит к своему концу, что-то надо выбирать. Политика качелей, которую презентовал в своей деятельности бывший президент Леонид Кучма, в конце концов привела к «оранжевой революции». По возвращении к власти Виктора Януковича в 2010 году, хотя он недолюбливает Кучму и имеет основания считать его виноватым в том, что он в 2004 году проиграл борьбу за власть, он воспринял именно эту линию как чуть ли не естественно присущую Украине в своих внешнеполитических шагах.
И вот сегодня это выявление зашло в тупик, высшим достижением является проведение Евро-2012, но после проведения чемпионата надо опять выбирать между химерой Европейского союза и реальными перспективами интеграции с Россией, Белоруссией и Казахстаном, которые как раз и приносят сегодняшней Украине частичное решение ее экономических проблем.
Возвращаясь к принятию закона, следующим в повестку встает вопрос о его применении. Пользуясь теми плацдармами, которые этот закон создает, нужно развернуть борьбу за внедрение его положений. Это требует подъема русского и русскоязычного движения, требует загрузки этого русского движения, которое так и не сложилось в мощную политическую силу и вынуждено сегодня передоверять свои интересы Партии регионов, Компартии и тем партиям, которые в принципе не имеют четко выраженной позиции в этом вопросе. Компартия, имея такую четкую позицию, остается все-таки партией прошлого и неперспективна.
Просто это должно стать повесткой дня. И роль России в этом очень велика. Идет борьба за русский язык, она не может нас оставлять равнодушными.
Мы можем, конечно, рассорится с Украиной, но у нас на сегодняшний день нет пророссийской силы, которая пришла бы сразу на смену Януковичу, значит, поражение Партии регионов на выборах в октябре означает поражение наших интересов на перспективу. Если у вас есть что-то, что вы готовы представить взамен — ну что ж, у вас есть выбор, а у России сегодня во внутриполитическом пространстве Украины, к сожалению, нет другого политического союзника — значит, надо работать с этим. А люди, которые по этому поводу придаются сарказмам, они нам вообще ничем не помогают в решении нашей задачи — внедрению Украины в интеграционный процесс.