Янина Соколовская, Киев, Игорь Являнский
ИЗВЕСТИЯ
В пояснительной записке автор указал, что его целью является, в первую очередь, конкретизация принципов государственной языковой политики относительно обеспечения конституционного права российского и русскоязычного населения на свободное использование их родного языка. Законопроектом предусматривается, что Украина должна обеспечить своим гражданам право свободного пользования русским как языком коренного народа Украины, межнационального и международного общения, а в регионах компактного проживания граждан, для которых русский язык является родным, — его функционирование наравне с государственным.
При этом незнание государственного языка или языка межнационального общения не может быть основанием для отказа в приеме на работу. Оговаривается лишь, что гражданин Украины обязан овладеть языком работы органа или организации в объеме, который необходим для выполнения служебных обязанностей. В то же время тексты законодательных актов, официальных документов, объявлений, сообщений центральных органов власти выполняются на государственном и русском языках.
— Всё это — предвыборные уловки. Принятие такого законопроекта невозможно. Помимо изменений в конституцию, нужно, чтобы в парламенте набралось 300 голосов в поддержку документа. Да еще и референдум необходимо провести, — сказал «Известиям» украинский политолог Михаил Погребинский.
— При нынешнем соотношении мнений в окружении президента Януковича вряд ли можно рассчитывать, что этот депутатский законопроект будет поддержан. Скорее всего, он останется в наследство будущим созывам Верховной рады, — полагает руководитель Института стран СНГ Константин Затулин.
Однако инициатива Черноморова, по мнению эксперта, полезна и свидетельствует, что уже принятый украинским парламентом закон «Об основах государственной языковой политики» не отвечает в полном объеме чаяниям русскоязычного населения.
Его авторы, как утверждает Затулин, и сами вынуждены признать, что он носит половинчатый характер. И с точки зрения логики дальнейшего строительства государства было бы, конечно, правильнее перейти к языковому равноправию. То есть к официальному государственному двуязычию.
По всему Крыму сейчас висят «языковые» предвыборные билборды Партии регионов, на которых написано примерно следующее: «Первый шаг — региональный, второй — государственный». Но это, безусловно, предвыборная агитация, ибо в Крыму идея государственности русского языка пользуется почти абсолютной поддержкой населения. К сожалению, на остальной Украине это не так. Ситуация колеблется: по одним опросам большинство — за двуязычие, по другим — таковых несколько меньше половины. Но в любом случае это значительная масса людей. И, конечно, их интересы и права должны быть защищены.
Напомним, что согласно данным всеукраинской переписи 2001 года, 67,5% населения назвали родным языком украинский, 29,6% — русский.
Решение о признании русского языка региональным уже приняли Одесский областной и городской советы, Харьковский, Херсонский, Николаевский, Запорожский, Севастопольский, Днепропетровский и Луганский горсоветы, Краснолучский горсовет (Луганская область), Запорожский, Донецкий, Херсонский, Николаевский и Днепропетровский областные советы.