«Московский комсомолец»
Константин Затулин
Веселися, храбрый росс! Пришла помощь, откуда не ждали. Триста лет спустя битвы под Полтавой съездил на Украину наш министр Михайло сын Ефимов Швыдкой и облегчил птенцам гнезда Петрова, да и самому Петру Алексеевичу бранную ношу. На пресс-конференции в Киеве министр культуры РФ заявил о намерении вложить четверть миллиона долларов в тонущий украинский блокбастер “Мазепа”. Чем несказанно обрадовал друга – министра культуры Украины Богдана Ступку, играющего в “Мазепе” Мазепу. Ведь что обидно: половина фильма уже снята – скорей всего, на деньги, нажитые на “несанкционированном отборе”, сиречь воровстве, транзитного российского газа, – а половины нет. И денег уже нет: опять же газ на время новой нерушимой дружбы с Россией воровать запретили. Так и ходил бы вечно Богдан Ступка, пугая коллег-министров копной отращенных под Мазепу длинных волос, не случись к нему в гости Михаил Швыдкой.
Уж Михаил–от Ефимыч-то за ради культуры ничего российского не пожалеет. Особенно за рубежом. Для начала в интервью ИТАР-ТАСС заявил, что “позиция украинских властей в отношении русского языка на Украине вполне приемлема”. Затем, духа не переводя, передал Михайловскому Златоверхому собору в Киеве 4 старинные фрески, прежде хранившиеся в Эрмитаже. И вот, наконец, порадовал деньгами на Мазепу.
Швыдкого можно понять: человек искусства, настоящий эстет. Ну не мог Швыдкой допустить чтобы наш русский человек в России ли, на Украине не увидел талантливого Ступку в новой роли предателя (напомню, что нашим зрителям Богдан Ступка особенно полюбился прежде в роли председателя КГБ Семичастного в фильме о заговоре против Хрущева “Охота на волков”). По взаимной любезности, Михаилу Швыдкому, глядишь, тоже какая-нибудь роль перепадет. Шведского короля Карла или турецкого султана, например. Разве плохо?
Но нашлись люди, которых и людьми-то не охота называть – так, политики, — которые принялись честных, культурных министров порочить, наводить тень на их беспримерную казацкую дружбу. И особенно Швыдкому достается. Зачем, говорят, министр культуры России плюнул в лицо миллионам своих соотечественников на Украине, добивающимся языкового равноправия, открытия закрытых в последние годы русских театров и школ? Почему Михаил Швыдкой, так умно объясняющий в России свой отказ от возврата Русской Православной Церкви музейных церковных реликвий, вдруг изменил своим принципам, передавая фрески на Украине, причем не кому-нибудь, а именно раскольнической церкви Филарета, преданного Архиерейским собором РПЦ анафеме? Почему, наконец, он не найдет ненужным ему 250-ти тысячам долларов другое применение, кроме как финансировать фильм о гетмане, с пушкинских времен слывущем в России символом предательства? Мэр Москвы Юрий Лужков даже пообещал прислать Швыдкому томик “Полтавы” Пушкина для оживления исторической памяти.
Но щирого Михайлу Ефимыча голыми руками не возьмешь. Он хоть и от культуры, а в политических баталиях человек подкованный. Для начала подвел базу: обозвал все сомнения в его непорочности “пропагандистской кампанией определенных политиков”. И направлена она, эта кампания – куда б вы думали? Правильно! – “на срыв той политической стратегии, которая была сформулирована во время визита Президента РФ на Украину”. Правда, не уточнил – кем сформулирована, поскольку Путин вроде бы ничего такого, из чего вся нынешняя “стратегия” Швыдкого в украинских делах проистекает, не “формулировал”. Но звучит красиво – так, как будто это не в его, а в путинский огород камни бросают. Ему – о фресках и Мазепе, а он, молодец, – иконой отбивается.
Не понимают темные люди всего масштаба замысла нашего министра, дальше собственного носа не видят. Пришлось Швыдкому прямо сказать: “Если бы Россия изначально участвовала в создании фильма “Мазепа”, то он приобрел бы иной характер”. Вот оно! Представьте себе: выходит шедевр на экраны, и видим мы Ивана Мазепу (в исполнении блистательного Ступки), рука об руку с царем Петром вместе бьющего шведа под Полтавой! А может, даже жизнь за царя отдающего, как Сусанин? И за все про все – 250 тысяч долларов. Не знаю, как Петр, но Александр Данилович Меньшиков на это государевых денег точно бы не пожалел. И откат бы взял.
Нет, не оскудела еще земля русская вельможами-патриотами. Вдохновленному взору представляются новые кинематографические образы: атаман Петлюра в обнимку с еврейскими детьми, или Степан Бандера, обороняющий от гитлеровцев Брестскую крепость. Эх, кабы бюджет Швыдкому крылья не подрезал. Он бы Пушкину с Лужковым нос-то утер!