«Известия»
Политик Константин Затулин анализирует политическое поведение президента Украины и предлагает свои пути выхода из кризиса
Все, кто в ночь на 18 февраля в Киеве и мире — urbi et orbi — наблюдал за происходящим, сочли, что ружье, долго висевшее на стене украинской драмы, выстрелило.
Речь, разумеется, не о новой попытке оппозиции провести с утра 18 февраля государственный переворот извне и изнутри Верховной рады: это заурядное по нынешним меркам «мирное шествие, — цитирую, — до зубов вооруженного народа» с невинной целью убедить депутатов проголосовать «как надо». К этому, спасибо западным СМИ, уже привыкли. Впервые власть перешла от «стояния на реке Угре» к активным действиям, окружив священную корову майдана кольцом спецназа.
Ну и что?
А пока всё то же самое: боевики, вновь превратившиеся в мирных протестантов, жгут покрышки, запас которых пополняется через созданные милицией коридоры. «Беркут» вновь ждет приказа. «Люди-телевизоры» — Кличко, Яценюк и другие, еще вчера требовавшие немедленного самоубийства власти, безо всякого покаяния призывают громы и санкции доброй фрау Меркель и других друзей на Западе на голову «кровавого президента»: «Мама, он меня бьет!»
Президент вновь уговаривает «тритушек», включая Тягнибока, быть хорошими мальчиками и не дружить с плохими. Совсем как в старом кино с Жаном Маре: «Набегают тучки, дождик льет, я чихаю — каждый делает что умеет».
После того как послы западных стран еще позавчера передавали захваченные здания властям, а власти по амнистии выпускали поджигателей на свободу «с чистой совестью», после того как вчера здания были захвачены вновь, а амнистированные влились в ряды паливших особняк «регионалов» на Липской, — после всего этого и многого другого впору считать происходящее на Украине и вокруг нее «днем обманутых».
Был такой эпизод в истории Франции, когда, запутавшись в интриге, придворные побежали от кардинала Ришелье ко двору королевы-матери. Но опала Ришелье не состоялась, а королеве пришлось бежать за границу — со всеми вытекающими последствиями для несчастных конъюнктурщиков. Не только они на Западе, но и мы в России рискуем обмануться по-настоящему, если не отсечем всё лишнее из того клубка фактов и предположений, которые сопровождают каждый поворот в кризисе на Украине.
Как это не трудно, нужно выудить цепочку причинно-следственных событий. Вот моя: Виктор Янукович отвернул в самый последний момент от кабального соглашения с Евросоюзом, когда до президента наконец дошло, что, несмотря на его историческую роль в евроинтеграции, Запад не только не поможет ему на выборах в 2015 году, но сдаст его с потрохами Юлии Тимошенко и Ко, в чьих чувствах он может не сомневаться.
Сосед из Днепропетровска, Павел Лазаренко, в этом случае, я думаю, с удовольствием поделился бы с бывшим донецким губернатором впечатлениями о «щиром» западном гостеприимстве и условиях проживания в американских тюрьмах. Перспектива «чемодан– вокзал–Россия» при этом была бы заранее утрачена.
Выбор Януковича, чем бы он ни руководствовался, был совершенно правильным — история с российским кредитом это подтверждает — и этот вывод сохраняет определяющее значение для украинской власти. Но она не была бы сама собой, если бы не «брала шить на дом»: отсюда вся история с отставкой правительства Николая Азарова, которая стала неизбежной, после того как он сам, Украина и Россия по телевизору узнали о предложении Арсению Яценюку возглавить кабмин.
Таким неуклюжим образом президент Украины хотел уйти из-под западного пресса, заодно разобщив оппозицию. Яценюку, как и Порошенко, и хочется, и колется, и мама (Юлия Тимошенко) не велит. Он отказывается — тем паче что поднявшиеся вслед за Тягнибоком со дна западноукраинского подсознания мрачные призраки с битами в руках дышат ему в затылок.
Настроение нашего героя на троне портится — сваливать не на кого, а опереться на естественный подъем Востока и Юга Украины после всего, что ему обещал и не сделал, кажется рискованным. Начинаются маневры, амнистии и проч. Запад, в свою очередь, вызывает зицпредседателей оппозиции в Мюнхен и промывает им мозги, по ходу делая попытку — в таком легком, дипломатическом стиле — подменить в «тройке» Тягнибока на Порошенко.
Америка, раздраженная скопидомством Европейского союза, сама выступает на авансцену, требуя от «оппозиции с человеческим лицом» схватить, пока не поздно, Януковича за язык, идти во власть и перетягивать ее на себя: Западу никак не улыбается перспектива пробуждения Востока Украины и фактического пата дальнейших попыток пристегнуть ее целиком к какому-нибудь «восточному партнерству».
Тягнибоки и все, кто купил билет в «Правый сектор»*, огорчены черной неблагодарностью партнеров. С плохо скрытой «военной хитростью» на мордах они «освобождают» захваченные (а на Западной Украине — просто переданные им) здания администраций, получая взамен своих «сидельцев».
Кличко с Яценюком пытаются втолковать Меркель, что Янукович никак не хочет отдать им ключи от Украины, а потому идти в его правительство нельзя — только в свое, ему не подотчетное. Яценюк громко озвучивает эту позицию на майдане.
Собравшись вместе, «контролируемые» с «неконтролируемыми» договариваются вновь попробовать Януковича на зуб — чем черт не шутит, победителей не судят. Роли распределяются — «контролируемые» таранят раду изнутри, «неконтролируемые» — снаружи.
Осечка.
Если в действиях власти есть какая-то логика, то операция по зачистке улиц и площадей Киева от майданов в ближайшее время должна быть завершена. Выступая в «Известиях» в прошлый раз, я предполагал, что «майдану на площади Независимости, в отличие от его брата на Европейской площади, всерьез ничего не угрожает: речь идет лишь об укрощении того самого «Правого сектора» и иже с ним, что перешли грань».
Теперь, после «дня обманутых», этого уже недостаточно — власть обязана продемонстрировать силу, чтобы не пришлось применять ее в гораздо бóльших масштабах. Если нет — хвост собаки будут резать по частям, боли и жертв будет еще больше.
Означает ли это конец кризиса и умиротворение Украины? Конечно, нет. В интересах самосохранения власть и оппозиция на Украине действительно должны перейти к политическому диалогу. Предмет этого диалога — не столько возлюбленный олигархатом переход к парламентско-президентской республике, сколько реальное федеративное переустройство Украины.
Эгоизм властей и оппозиции Украины ни в чем так не проявляется, как в отказе от этого естественного рецепта успокоения страстей. Виктор Янукович в состоянии победить в Киеве, но есть серьезные сомнения в том, что ему и кому бы то ни было удастся добиться того, что оказалось, в конце концов, не под силу Сталину и Советской власти, — замирить Западную Украину.
Точно так же пусть никто не обольщается терпением Востока и Юга. Вчера в Крыму отмечали 60-летие его передачи Украине — как поминки, а не как праздник.
Пока не поздно, пора понять, что именно на Востоке создается национальное богатство Украины.
* Организация запрещена на территории РФ.