К.Затулин, депутат ГД от фракции «Единая Россия», специально для KM.RU прокомментировал ситуацию, сложившуюся вокруг окончания выборов на Украине.
«ЦИК Украины опубликовал окончательные итоги выборов в Верховную Раду, состоявшихся 26 марта. Уверенную победу одержала Партия регионов, возглавляемая оппозиционным «оранжевой» власти политиком Виктором Януковичем. За нее проголосовал почти каждый третий избиратель. Итоговый результат – 32,14%. Блок Юлии Тимошенко набрал 22,29%. Союз «Наша Украина» во главе с Ющенко получил 13,95% голосов. Также, преодолев трехпроцентный барьер, в парламент прошли Социалистическая и Коммунистическая партии, набрав 5,69 и 3,66% соответственно», — считает Затулин.
«Не все еще до конца ясно в позициях, оппозициях и т.д. Я, например, уверен, что «оранжевая оппозиция» вряд ли возможна. Вся эта игра ведется, главным образом для того, чтобы заморочить собственных сторонников и затем иметь повод сказать, что мы сделали все, что могли, для создания такой коалиции, а потом обвинить партнеров, которые при этом совсем не желательны для того же Ющенко. По существу, Партия регионов действительно ведущая сила Украины, и, безусловно, эти выборы проводились исполнительной властью так, чтобы она получила как можно меньше голосов. В этом отношении я могу сослаться на заявление наблюдателей Госдумы, к которым я тоже принадлежал: в результате манипуляции волеизъявлением на западе и востоке Украины у Партии регионов все-таки удалось скосить несколько процентов. Может быть, не так много (всего 5-7%), но все равно она их не получила. Это как раз те проценты, которые позволили бы совершенно по иному выстраивать политический процесс формирования парламентского большинства. Я думаю, что эти нереализованные голоса избирателей востока Украины могли бы с большой долей вероятности провести в парламент народную оппозицию Наталии Витренко», — заявил депутат.
«Как видим, при выборах по пропорциональной системе нужно совсем немного усилий (особенно если очевидна политическая география, а она очевидна и носит устойчивый характер), для того чтобы добавить голоса одним и отнять у других. Это делается не с помощью выбрасывания бюллетеней, хотя этого тоже нельзя исключать, а просто с помощью затруднения явки одним и облегчения другим. Как происходили выборы в этот раз, известно. Я думаю, что это обстоятельство серьезно повлияло на политическую картину нынешней Верховной Рады. Опять из-за наличия трехпроцентного барьера и барьера вообще и из-за того, что политическая география Украины очевидна, манипулировать в этом плане можно достаточно эффективно, что и было продемонстрировано. С другой стороны, оранжевые, несмотря ни на какие попытки, не смогли переломить ситуацию в свою пользу, и сам Ющенко потерпел унизительное поражение» — отметил Затулин.
«Именно Ющенко в полной мере был наследником Майдана, хотя сегодня некоторые пытаются представить такой наследницей Тимошенко. Я думаю, что на последнем этапе избирательной кампании она взяла часть голосов не определившихся до последнего момента избирателей, прежде всего, за счет своей жестко-критической позиции по отношении к президенту и его окружению. В этом плане нельзя отданные ей голоса на все 100% отождествлять со сторонниками «оранжевой революции». Происходящее сегодня делается исключительно в конъюнктурных целях, для того чтобы на этом основании требовать восстановления так называемой «оранжевой коалиции» во главе с премьером Тимошенко. Она, по сути, публично отказывается от той части своих избирателей, которые не поддерживали «оранжевую революцию», но были вдохновлены ею лично. Она отказывается ради того, чтобы пробовать все-таки решить свою главную задачу – вернуться в правительство и возглавить его. Я думаю, что ради кресла премьера она демонстрирует готовность пожертвовать какими-то своими политическими лозунгами, в том числе теми, которые были в ходе этой избирательной кампании. Хочу заметить, что в ходе самой избирательной кампании Юлия Владимировна вообще тщательно избегала оранжевого цвета. Вспомнила она про него только после выборов, познакомившись с раскладом сил в Верховной Раде после оглашения результатов голосования» — добавил депутат.
«Поэтому я не думаю, что сегодня возможно управлять Украиной, игнорируя Партию регионов. И это больше вопрос не к власти, а к победившей партии: согласна она с кем-то делить ответственность, если сам курс при этом не претерпевает изменений, или нет. Т.е. очевидно, что Партия регионов совершила бы самоубийство, если бы она пошла на коалицию при неизменном политическом внутреннем и внешнем курсе Украины. Другое дело, если эта коалиция носит компромиссный характер. Здесь уже надо думать, считать, анализировать, кто в результате уступает больше, кто меньше. Наиболее реальна коалиция Партии регионов с «Нашей Украиной», хотя по своим идейным основаниям она чрезвычайно затруднена, тем не менее, только она может хотя бы претендовать на представительство от имени всей Украины. Иная коалиция – это коалиция одной части Украины против другой, потому что восток достаточно единодушно проголосовал за Партию регионов. Это придется принимать и уважать любому руководителю Украины, к какой бы политической группе он не принадлежал, включая Ющенко. Собственно, Ющенко над этим вынужден думать, и сегодня он взвешивает для себя очень непростое решение: объединяться с Тимошенко или с Януковичем. Я думаю, что в личном плане ему проще было бы объединиться с Януковичем, чем с Тимошенко» — сказал Затулин.
«Если бы «оранжевые» объединились до выборов, то получили бы гораздо меньше голосов. Но это не обязательно считать хитрым пиар-ходом или каким-то заговором. Наверное, элементы этого присутствовали, особенно у политтехнологов, но в целом это распределение ролей пошло «оранжевым» на пользу. Тимошенко взяла больше голосов избирателей, чем могла бы претендовать, выступая в роли действительной наследницы «майдана». Если бы все они объединились до парламентских выборов, то в сумме они, безусловно, получили бы значительно меньше голосов», — заключил депутат.