Государственная дума приняла во втором чтении новую редакцию закона о соотечественниках. Документ был внесен на рассмотрение нижней палаты парламента в марте 2010 года. Подробности об этих изменениях в законодательстве сообщил «Голосу России» депутат Государственной думы, директор Института стран СНГ Константин Затулин.
– Какие изменения содержатся в этом законе? Насколько мне известно, предлагалось определить, кто имеет право называться соотечественником, а кто нет. Что решили в итоге депутаты?
– Первый законопроект о поправках к действующему с 1999 года Закону о государственной политике в отношении соотечественников за рубежом месяц назад был принят в первом чтении. Сегодня он был принят во втором чтении, с учетом 13-ти поправок, в том числе и ряда моих поправок. 10 поправок были отклонены, в том числе и некоторые мои поправки.
Отношение к самому факту принятия этого закона у меня сложное, противоречивое. Я считаю, что вряд ли мы можем сейчас говорить об одобрении новой концепции. Это слишком серьезно было бы сказано. Речь идет об уточнении некоторых нюансов. На мой взгляд, новой концепция стала бы, если бы мы предоставили соотечественникам более широкие возможности в России.
На чем бы мне хотелось настоять? Из всего того, что предлагалось, удалось провести одну важную поправку о возвращении в российское законодательство упрощенного порядка предоставления гражданства соотечественникам за рубежом. Такой порядок у нас был. В соответствии с ним 2,5 миллиона человек получили гражданство Российской Федерации с 1991 года.
Но в прошлом году эта норма была изъята из российского законодательства, она ушла из наших законов. Теперь она восстанавливается. Это очень важно. К сожалению, не прошли другие предложения — о бесплатной многократной визе для въезда наших соотечественников. О некоторых таких символических, но важных для мироощущения наших соотечественников правах. Видимо, борьба за них продолжится уже после принятия закона. Я надеюсь, что в перспективе все-таки мне и моим коллегам, некоторым из тех, кто меня поддержал, удастся эти вещи отстоять. Вот такая ситуация.
– Константин Федорович, сегодня было второе чтение. Оно уже окончательное, или будет еще третье чтение закона?
– В соответствии с регламентом Государственной думы должно быть еще и третье чтение. Но третье чтение не приводит к изменению текста закона. Оно касается лишь, может быть, каких-то редакционных шероховатостей.
– Возвращаюсь к самому первому вопросу. Устанавливается ли законом определенное правило, кто может получить статус соотечественника? Или же в законе эту норму исключили?
– Там есть определение, оно носит сложносочиненный характер, оно другим быть не может, поскольку должно учитывать одновременно и объективные критерии. Основанием для причисления к соотечественникам являются и субъективные факторы, то есть свободный выбор самого человека в пользу признания его соотечественником.
Согласитесь, если есть объективные, но нет субъективных, то тогда мы навязываем свое родство человеку. Если же субъективные есть, но нет объективных оснований, опять же, как к этому отнесутся все остальные? Допустим, если все жители Азии, Африки и Латинской Америки захотят по каким-то причинам объявить себя соотечественниками России. Как к этому отнесутся подлинные соотечественники? Поэтому такое определение здесь есть.
Но вот в отношении статуса как раз и возникли определенные проблемы, потому что для того, чтобы подтвердить статус, я предлагал сохранить право обратиться за свидетельством. А свидетельство насытить определенными привилегиями, о которых я уже говорил, которые обладатель свидетельства мог бы использовать.
К сожалению, ведомство Министерства иностранных дел не хочет заниматься выдачей свидетельств, оставляя в ряде случаев это на усмотрение, допустим, приемных комиссий вузов. Если наш соотечественник захочет получить образование, он, в соответствии с этим законом, имеет право на равных основаниях с гражданами Российской Федерации претендовать на поступление в российские вузы. А российские вузы должны будут получить от него документы, целый перечень, в соответствии с которыми они будут признавать или не признавать его соотечественником.
Я предлагал заменить это одним документом. К сожалению, это решение не состоялось.
– Как изменится ситуация с программой переселения соотечественников в Россию после вступления в силу обновленного закона? Он повиляет на то, что люди поедут, потянутся в Россию? Или, на ваш взгляд, никаких изменений не произойдет?
– Я не предвижу больших изменений, потому что проблемы с программой добровольного переселения не были так уж связаны с этим законом. Правда, этот закон дает дополнительную возможность, а именно предоставляет то самое упрощенное гражданство для граждан иностранных государств, которые захотят переселиться в Россию. Есть определенный дополнительный стимул. Но я уверен, что сегодняшняя пробуксовка этой программы переселения связана не столько с нормами закона, сколько с тем, что недостаточно других льгот и нашей готовности принять соотечественников из-за рубежа.