На сайте Материк.ру cостоялась онлайн-конференция директора Института стран СНГ, депутата Государственной Думы Константина Затулина «СНГ. Итоги и перспективы»
Аза Тибилова,
доцент Юго-Осетинского госуниверситета
|
Уважаемый Константин Федорович!
Иногда приходится слышать, что, если в Грузии придет к власти пророссийское руководство, Россия может отказаться от признания независимости Южной Осетии и начать настаивать на ее вхождении в состав Грузии. Насколько, по Вашему мнению, реален этот вариант? |
К.Ф.Затулин
|
Модно утверждать, что в политике «никогда нельзя говорить «никогда». Но лично я считаю, что своим признанием Южной Осетии, а заодно и Абхазии, в драматической обстановке после войны 2008 года Россия навсегда отрезала для себя возможность принуждать Южную Осетию и Абхазию к возвращению в Грузию. Российские власти не семь, а семижды семь отмерили, прежде чем принять такое решение: долгое время официальная Россия всячески подталкивала противоборствующие стороны к восстановлению общего государственного пространства, заходя в этом порой, по-моему, гораздо дальше, чем следовало.
Отказ от данного Южной Осетии и Абхазии слова в вопросе о признании означал бы, во-первых, полную потерю лица не только на Кавказе, но и в международных отношениях в целом. Это было бы предательством прежде всего самих себя, державного статуса России. Ну и, конечно, народов Абхазии и Южной Осетии, которые имеют исторические связи, друзей и прямых родственников на российском Северном Кавказе. Убежден, что никакой дружбы с Грузией на почве предательства Южной Осетии и Абхазии Россия бы не восстановила. Ведь прохладные, а временами, как сейчас, враждебные отношения с Грузией заданы не столько поддержкой с нашей стороны Абхазии и Южной Осетии (уж в Грузии-то знают, как во времена Ельцина и Козырева, в 90-е годы, российская власть пыталась помочь Грузии выйти из тупиков, в которые та сама себя загнала), а фактом распада Советского Союза и переориентации грузинской политической элиты, перешедшей под покровительство США и НАТО.
Я готов поверить в пророссийские симпатии отдельных оппозиционных политиков Грузии. Я сочувствую их борьбе с Саакашвили. То, во что я не верю: в возможность реализации их симпатий в заданных внутри и вовне Грузии обстоятельствах. Чтобы отказаться от идеи возвращения не принадлежащих Грузии Абхазии и Южной Осетии, грузинскому обществу пришлось бы переоценить слишком многое, к чему ни власть, ни оппозиция в Грузии не готовы. |
Елена Заводская,
журналист
Абхазия
|
В чем заключается основное содержание стратегии России в процессе выстраивания отношений с Республикой Абхазии? Какими Вы видите эти отношения в ближайшем будущем, в идеале? К чему нам надо стремиться? |
К.Ф.Затулин
|
Российская Федерация признала независимость Республики Абхазия, пойдя в этом вопросе наперекор США и их союзникам. Россия не посчиталась с тем, как к этому отнесутся наши якобы союзники в СНГ, озабоченные проблемами собственной территориальной целостности. У России теперь один путь: помочь сделать Абхазию витриной благополучной жизни под «зонтиком» наших военных и пограничников.
Было бы наивным думать, что на этом пути нет препятствий, ям и колдобин. Коррупция и эгоизм отдельных российских и абхазских чиновников, бизнесменов, политиков в этом плане дополняют друг друга. Абхазия почти 20 лет жила в другом измерении – за это время многие в ней уверовали в то, что можно вечно ничего не менять, не прилагать усилий, никого не подпускать ни к пляжам, ни к санаториям, ни к земле. Одним словом, не ударять палец о палец и ожидать манны небесной. Эту психологию, как не мучительно, надо менять. Сохраняя, безусловно, национальный облик, традиции, язык, природные ресурсы Апсны.
Со своей стороны, в России должны понимать чувства населения Абхазии. В отношениях с абхазской интеллигенцией, абхазским обществом необходимо полагаться на аргументы, на взаимопонимание, а не на какое-то давление. У нас за 200 лет общей истории достаточно опыта и того и другого, чтобы сделать выбор.
На долгий исторический период, – для ныне живущих навсегда, – Абхазия обрела независимость, государственный суверенитет. Но без России ее реальное вхождение в круг независимых государств, ее экономическое возрождение не состоятся. |
Илья Галинский
Приднестровье
|
Уважаемый Константин Федорович!
Как Вы думаете, кого на президентских выборах в Приднестровье поддержит сегодняшняя российская власть и есть ли вероятность, что в ответ на создание элементов ПРО в Румынии, Кремль более серьезно озаботится судьбой Приднестровья? Спасибо! |
К.Ф.Затулин
|
В той ситуации, которая складывается сегодня в Молдово-Приднестровском регионе и даже еще шире в многосторонних отношениях между Россией, Украиной, Молдавией, Приднестровьем и Румынией, я бы не стремился «менять коней на переправе» и слишком глубоко влезать во внутренние дела Приднестровья. Убежден, что в российских интересах сейчас, больше чем когда бы то ни было, сильная и внутренне консолидированная Приднестровская Молдавская Республика. Уверен, Вы меня поняли. |
Игорь Зеленковский
|
Уважаемый Константин Федорович, Вы первый призвали Владимира Путина консолидировать сейчас вокруг себя все конструктивные политические силы России перед предстоящими выборами. Это был Ваш смелый, решительный, и в тоже время ответственный перед Россией шаг.
Можно сказать, Вы предвосхитили позже объявленное Владимиром Путиным формирование Народного Фронта. Планирует ли, руководимый Вами Институт стран СНГ войти в структуру Народного фронта и вложить в его формирование свой авторитет и научный потенциал? |
К.Ф.Затулин
|
Я считаю Народный фронт очень своевременной политической инициативой Владимира Путина. Ее правильная реализация позволила бы «обновить кровь» «Единой России», помочь ей, наконец, обрести по-настоящему внятную идеологию. Находясь внутри «Единой России», я по горло сыт отсутствием полноценной дискуссии, необъяснимыми кадровыми решениями, превращением внутрипартийной дисциплины из формы в цель. При этом я считаю, что политически нерасчетливым было бы отказаться от «Единой России», как в свое время от КПСС, выбросив псу под хвост ее плохой и хороший опыт, всероссийскую структуру, людей. Народный фронт, таким образом, – рычаг для исправления ошибок и обновления «ЕР».
Народный фронт только формируется. В этом я и Институт стран СНГ участвуем пока только косвенно. Мы настроены на более серьезное сотрудничество – причем ради идеи, а не ради места в партийном списке, что давно уже перестало быть для меня главным. |
Валерий Васильевич
Украина
|
Здравствуйте Константин Фёдорович
Во-первых, примите мои наилучшие пожелания в связи с годовщиной Вашего детища – Института стран СНГ. Я считаю Вас одним из немногих российских политиков, который понимает суть украинства и какую угрозу оно таит для сохранения единства Русского Мира. В этой связи прошу Вас ответить на вопрос, на какой я не нахожу ответа: почему Россия малороссов Украины считает украинцами, а этнических русских российскими соотечественниками, то есть русской диаспорой иностранного государства. Ведь малороссы и русские Украины, как и россияне, живут на русской земле, у нас с вами одни предки – русичи, одна культура, одна Вера, общая история. Почему США смогли заявить на весь мир, что в Украине находятся их национальные интересы и Конгресс США под выделяет миллионы долларов. Не пора ли России принять адекватные США меры и видеть свою опору в Украине малороссов и русских, а не первых лиц государства, которые получают ярлык не правление в Брюсселе? |
К.Ф.Затулин
|
Уважаемый Валерий, во-первых, малороссы Украины, нравится нам это или нет, стали украинским народом. Можно спорить о том, когда это произошло, но это произошло. В свое время немцы, жившие в австрийском маркграфстве, стали австрийским народом, а английские мигранты в северо-американских колониях Великобритании превратились в американцев. Конечно, недавние события во Львове лишний раз доказывают, что единого во всех смыслах, политически и мировоззренчески, украинского народа тоже не существует. Бессмысленно, как в 90-е годы, отрицать, что есть Западная и есть Восточная Украина.
Я думаю, именно Восток и Юг Украины, где живут бок о бок, не отделяя себя друг от друга, русские и украинцы, являются надеждой и опорой российско-украинских отношений. Поверьте, никто в России, включая самых, что ни на есть первых лиц в государстве, не заблуждается насчет этого факта. Хотя должен признать, что межгосударственный протокол, существующий между Россией и Украиной с 1991 года, серьезно ограничивает нас в возможностях напрямую общаться и адресоваться к симпатизирующим России массам Юга и Востока Украины. Мы рассматриваем Партию регионов, руководящую сегодня Украиной, как политического представителя Юга и Востока Украины во власти. Со всеми ее ошибками, издержками, путаницей во взглядах и действиях. В России не потеряли надежды, что исходя из собственных прагматических интересов, нынешняя власть Украины будет двигаться в направлении более глубокого сотрудничества с Россией. Надежда, как известно, умирает последней. Но вы правы, говоря о том, что никакие надежды на политическую элиту не должны заменять потребность в кропотливой и ежедневной работе ради успеха российско-украинских отношений. Это – тема для отдельного серьезного разговора. |
Алексей Онищенко
Гомель
|
Договор о создании Союзного государства вступил в силу уже более 11 лет назад, но за этот немалый срок оно так и не обрело реальные очертания. Не является ли это свидетельством бесперспективности воссоздания общей белорусско-российский государственности или необходимы какие-то иные пути нашего воссоединения? |
К.Ф.Затулин
|
Можно спорить с Вашей оценкой итогов строительства Союзного государства Россия – Беларусь Мы как-то привыкли и к безвизовому режиму, к отсутствию обычных в других случаях таможенных и пограничных процедур, и, по сути, к общему гражданству и облегченным правилам трудоустройства для россиян в Беларуси и граждан Беларуси в России. В массе своей мы не вовлечено в усилия по поддержанию совместной обороны и безопасности, т.е. не работаем в тех областях, в которых создание Союзного государства позволило достичь серьезной интеграции России и Белоруссии.
Но, к сожалению, Вы правы в том, что прошедший после подписания договора о Союзном государстве период не оправдал всех надежд и планов, озвученных 11 лет назад. Договор остается невыполненным, главным образом, в наиболее существенных политических и экономических пунктах: не принят общий Конституционный акт, не проведены выборы в Союзный парламент, которые позволили бы воссоздать общее политическое пространство, не сводя его к фигурам двух – трех чиновников аппарата Союзного государства. Факт подписания столь важного документа, как договор о Союзном государстве, не нашел ни малейшего отражения в Конституциях наших стран, что порождает, как минимума, двусмысленное отношение к самому этому Союзному государству. Начавшиеся еще в 1993 году переговоры об объединении денежных систем уперлись в эгоизм обеих сторон. Хотя справедливости ради следует отметить, что на протяжении долгого периода и до сих пор Беларусь извлекала выгоду из привилегированных цен на российские энергоносители, открытости, за некоторым исключением, российского рынка для белорусских товаров и т.д. – наличие договоренностей о Союзном государстве служило и служит этому главным объяснением.
Я уверен, что мы в состоянии преодолеть имеющиеся разные подходы к дальнейшему союзному строительству. Прежде всего, надо избавиться от ощущения, что речь идет об объединении России с Лукашенко или Белоруссии с Путиным и Медведевым. Речь идет о гораздо большем – о повороте вспять процессов распада и расхождения нашего общего материка. Из этого следует, что переговорщики не должны поддаваться эмоциям или цепляться за мелочи, за преходящие детали. Я давно предлагал воспользоваться хотя бы китайским опытом, подписав отложенные на 50 лет решения о нашем действительном воссоединении – с тем, чтобы участников такого подписания сегодня не смущали вопросы личного политического будущего в объединенном государстве.
Мы, конечно, вовлечены в интеграционные процессы в других форматах. В настоящее время много сил отдается развитию Таможенного союза и переходу к Единому Экономическому Пространству России, Белоруссии и Казахстана. Идет борьба за привлечение к этому процессу Украины. Но это не значит, что мы можем позволить себе роскошь ограничиться недостроем, вырыв котлован и не построив «под ключ» здание Союзного государства. Если хотите, это вопрос о качестве нашей политической элиты, о ее способности понимать и продвигать национальные интересы. Отказ от идеи Союзного государства означал бы, что мы ставим точку в споре о славянском союзе, как одной из системообразующих целей российской политики. Очередное празднование 24 мая в России, Белоруссии и на Украине Дня славянской письменности и культуры позволяет нам надеяться, что эта идея славянского союза не умерла и не умрет. А значит, надо продолжать бороться за Союзное государство России и Белоруссии – первый шаг в этом направлении. Нельзя опускать руки. |
Ольга Карпович
Минск
|
В мире довольно распространен институт двойного гражданства, особенно между исторически и культурно близкими странами. Возможно ли введение взаимного гражданства между государствами-участниками Таможенного союза, ведь это бы решило очень многие проблемы? |
К.Ф.Затулин
|
Я уверен, что общее гражданство для населения стран – участниц Таможенного союза необходимо и возможно. Оно неизбежно, если, конечно, кто-либо из нынешних участников не даст себя отвлечь, позволив таким образом загубить начатое дело объединения наших экономик. Я уже давно настаиваю на том, чтобы существующая у нас практика предоставления российского гражданства была изменена в пользу поощрения двойного гражданства для граждан стран СНГ, по крайней мере, для соотечественников России в этих странах. Наша Конституция это допускает. Но требуется поворот в умах и кропотливая работа по пропаганде принципов общего или двойного, второго гражданства в странах СНГ. Сегодня двойное гражданство официально признается только в России и в Армении. Национальные элиты других стран боятся, что с признанием двойного гражданства их подданные «убегут в Россию». Считаю эти страхи преувеличенными и уж, во всяком случае, вредными для широких масс. |
Максим
|
Не находите ли Вы общего между беспорядками во Львове 9 мая и волнениями которые случились в Москве на Манежной площади (11 декабря)? |
К.Ф.Затулин
|
Общим в событиях 9 мая во Львове и 11 декабря в Москве на Манежной площади был сам факт нарушения порядка, хотя нарушали его по-разному и с разными целями. Общим было участие в этом молодежи и витавший над событиями дух ксенофобии: в Москве – к «лицам кавказской национальности», во Львове – к ненавистным «москалям».
Дальше начинаются различия, причем довольно принципиальные. Убежден, что власти Москвы и России происшедшее на Красной площади застало врасплох. В то же время, у нас сложилось впечатление, что участники событий во Львове действовали с попустительства местных властей, которые в этом случае, прежде всего львовский и областной Советы депутатов, тем самым бросили сознательный вызов центральным властям Украины. Сами центральные власти этого не ожидали и уж, во всяком случае, перенадеялись на эффект собственной политики уступок, которые они проводили после прихода к власти ради «приручения» Западной Украины и консолидации Украины в целом.
В событиях на Манежной площади украинские граждане и сама Украина никаким образом прямо не были задеты. Во Львове Генеральному консулу Российской Федерации, а значит и в целом России, было сознательно нанесено оскорбление. Но даже если бы этого эпизода не было, глумление над ветеранами Великой Отечественной войны со стороны юнцов, которым «промыли мозги» Бандерой и Шухевичем, рассматривалось бы и рассматривается в России как глубочайшее оскорбление. Последствия этого оскорбления будут еще долго аукаться в наших отношениях с Украиной и, совершенно точно, в нашем отношении к жителям Западной Украины, сделавшим такое возможным. Очень надеюсь на то, что власти Украины это поймут: теперь все зависит от их решимости принять реальные меры для борьбы с поднимающим на Западной Украине голову фашизмом.
Хочу отметить, что события на Манежной площади вызвали немедленную и жесткую реакцию со стороны наших властей, осуждение нашего общества. Никаких попыток обелить организаторов беспорядков на Манежной площади не было. Это стало поводом для дискуссий и переосмысления, но дискуссия велась исключительно ради поиска путей предотвращения подобного. На Украине, как мне кажется, есть много желающих выгородить львовских мерзавцев или, хотя бы, поставить тех, кто вышел отмечать государственный праздник и тех, кто не давал им это делать, на одну доску. Это тревожно. |
Agentstvo Novosti
Armenia
|
Константин Федорович, добрый день. Мой вопрос касается ситуации на Южном Кавказе.
Какова, на Ваш взгляд, вероятность обострения ситуации в регионе? Может ли Азербайджан пойти на силовое решение карабахского конфликта? Существуют ли внерегиональные силы, которым выгодно возобновление войны в Карабахе? |
К.Ф.Затулин
|
Я никогда не верил всерьез в желание власти Азербайджана, переживающего экономический бум и приток инвестиций, вновь рискнуть собой и всем этим, развернув масштабные военные действия ради возврата Нагорного Карабаха. При Гейдаре Алиеве, какой бы ни была его риторика, это вряд ли бы произошло. И действительно не произошло. Но после срыва армяно-турецкого урегулирования, происшедшего под давлением Азербайджана на Турцию, на какой-то момент у наследников Гейдара Алиева закружилась голова. Не думаю, что они решили избрать военный сценарий. Но они совершенно точно решили в 2010 году добиться от стран – участниц Минской группы, посредников в нагорно-карабахском урегулировании, оказания как можно более жесткого давления на армянскую сторону, чтобы вынудить ту исключить из переговорных тем какое-либо обсуждение варианта признания независимости Нагорного Карабаха.
Азербайджан сознательно нагнетал напряженность в зоне прекращения огня, и, впервые с 1994 года, нарушения этого режима из исключения превратилось в правило. Кроме этого, Азербайджан на всех уровнях прибегал к военным угрозам и впервые объявил персонами нон грата целую группу международных наблюдателей, уже не в первый раз посещающих НКР во время выборов.
Не то чтобы я поверил, что Азербайджан в самом деле готовится воевать, но эта эйфория,- от того, что, в истории с армяно-турецким урегулированием Азербайджан сумел «поймать Бога за бороду», — могла привести к непредсказуемому развитию событий. Нынешнее руководство Азербайджана, которое совсем не Гейдар Алиев по своему опыту, могло увлечься событиями. Но в итоге обошлось. В немалой степени этому способствовала, в конечном счете, прохладная реакция США и других участников Минской группы на попытки шантажировать посредников, выразившаяся в охолаживающих Азербайджан итогах саммита ОБСЕ в Казахстане и других международных форумов, которые заняли осторожную позицию в отношении азербайджанских требований. Как мне кажется, на наших руководителей в России произвели впечатления и известные откровения властей Азербайджана, обнародованные сайтом WikiLeaks. Со стороны ответственных мировых держав нет заинтересованности в новой войне вокруг Нагорного Карабаха. Думаю, что мы постепенно возвращаемся в прежние, более вязкие, менее драматичные времена. |
|
|