В Институте стран СНГ глубоко обеспокоены обострением положения в Республике Южная Осетия накануне назначенных на ноябрь очередных выборов Президента Республики. Как известно, в этих выборах в соответствии с Конституцией Республики не может и не будет принимать участие действующий Президент Республики Эдуард Кокойты. Очевидно, что многие влиятельные, авторитетные в юго-осетинском обществе люди обеспокоены предстоящей предвыборной борьбой и самим уходом Эдуарда Кокойты, с лидерством которого связаны наиболее яркие эпизоды борьбы народа Южной Осетии за независимость и признание. Эти настроения порождают необходимость гарантии будущего для наиболее дееспособной и энергичной части населения республики. Неопределенность с такими гарантиями и породила идею проведения референдума о третьем сроке действующего президента, а затем и всплеск эмоций 15 марта, сопровождавшийся попытками силового давления на депутатов юго-осетинского парламента.
Мы, безусловно, не можем поддержать какие-либо попытки незаконного давления на избранных народом депутатов, ровно также как и попытки загнать в тупик и выкорчевать из будущей политической жизни республики уходящего со своего поста в этом году Эдуарда Джабеевича Кокойты. В глазах многих искренних друзей Южной Осетии в России Эдуард Кокойты был и остается мужественным вождем народа Южной Осетии, на помощь к которому Российская Федерация пришла в дни августовской агрессии 2008 года. Решение Э.Кокойты не менять в свою пользу Конституцию и не баллотироваться на третий срок, повторяющее аналогичное решение Президента Российской Федерации в 2007 году, — вполне достаточная дань уважения к основному закону и демократическим устоям Республики. Мы не исключаем, что, исходя из логики поданного в России примера, сам Э.Кокойты может и должен нести ответственность за последствия этого решения, продолжая и после ухода с поста Президента играть самую активную роль в дальнейшей политической жизни Южной Осетии. К этому его подталкивает и собственная роль в достижении исторического признания государственного суверенитета Республики Южная Осетия, то есть оформлении исторического выбора юго-осетинского народа.
Возможно, мы не стали бы так ясно и определенно высказываться по этим внутренним вопросам жизни союзной России республики, если бы не сталкивались с заинтересованностью определенных сил, как в Южной Осетии, так и за ее пределами, унизить и скомпрометировать действующего Президента республики, лишить его всякого права влиять на будущий выбор югоосетинского избирателя. Мы рассматриваем такие попытки или как недоумие или как злой умысел, противоречащий не только уважению к нормам и традициям Кавказа, но и интересам самой Российской Федерации. Лицо, народ или страна, доверившиеся России и прибегшие к ее помощи, не могут быть преданы, выданы или унижены. Мы хотели бы призвать власти, общество и средства массовой информации России к полному и глубокому пониманию этой традиции, позволявшей России при любых перипетиях ее исторической судьбы сохранять свой авторитет на Кавказе.
Директор Института стран СНГ К.Ф.Затулин