«Российская газета»
Вспомните, о чем Вы говорили стране и миру, когда шли к власти. Начнем с проблемы, которую Вы теперь отрицаете, — с русского языка на Украине. «Мне много чего не нравится в той политике, которую проводит украинская власть относительно русского языка, — утверждали Вы в интервью «Газете.Ру» 31 мая 2004 года — …У нас проживает около 10 млн. человек, которые считают родным языком русский. И если власть их уважает, она должна сделать все для того, чтобы удовлетворять их потребности, чтобы эти граждане Украины не имели гуманитарных проблем и могли читать русскую прессу, книги, ходить в русские школы и театры».
Напомню Вам проект Вашего же указа, который Вы обещали издать сразу после прихода к власти. Назывался он так: «Указ о защите прав граждан на использование русского языка и языков других национальностей Украины». Этот документ с Вашей личной подписью и открытой датой развешивался перед «третьим» туром выборов на всех столбах Востока и Юга Украины.
Сразу после выборов, — например 29 марта 2005 года на встрече с прессой, — Вы еще отстаивали проект этого указа. Осмелюсь опять Вас процитировать: «Это проект указа. Он разрабатывался в условиях формирования зеркального подхода к аналогичным подобным ситуациям Украины и стран-соседей… Давайте мы научимся уважать тех людей, которые живут в Украине, являются гражданами Украины, но общаются на другом языке… Если этих людей много, давайте говорить о том, что этим людям нужна школа, детский сад, театр, библиотека и т.д. Это нормальный европейский подход. В этом нет никакого преступления». Скажите, почему этот указ, — далеко не полная гарантия от насильной дерусификации русскоязычного населения Украины, — так и не был Вами подписан? Почему теперь стало преступлением объявление русского, наряду с украинским, допустимым языком общения в отдельных регионах Украины?
Только что, не к месту приведя фразу «Россия заканчивается там, где заканчивается русский язык», Вы вернули нас к реальности, вопреки, быть может, собственным намерениям. Русский язык еще не закончился на Украине, и мы в России вправе интересоваться тем, как он живет. Напомню, что после Польского восстания в XIX веке судьей украинской мовы в Российской империи на короткое время стало царское министерство внутренних дел. Практика нынешней прокуратуры Украины в отношении русского языка оставляет далеко позади прелести запретительных указов графа Валуева полуторавековой давности. Скажите, Виктор Андреевич: отчего русский язык изгнан с телевидения и радио, отчего он не возвращен в вузы, отчего Ваши назначенцы проталкивают идею квот на русские книги и прессу, ввозимую из России? Чего ради, наконец, у Вас на уме одни валуевские опыты в собственном исполнении и русский язык у Вас секут, как новгородский вечевой колокол? Ведь русские на Украине не восставали. Или голосование против Вас и Ваших друзей на выборах приравнивается к вооруженному восстанию?
Когда нужны были голоса русскоязычных регионов Украины, им говорили (22 декабря 2004 г. в эфире ТРК «Эра»): «Отныне вопрос об использовании должны решать местные органы власти и местного самоуправления… Они могут использовать русский или другие языки в официальном делопроизводстве на территориях, где большинство граждан общаются на этом языке». Это говорили Вы, Виктор Андреевич, а не заклейменные Вами позже «сепаратисты-федералисты» Востока и Юга Украины. Вы не сдержали обещания местным общинам и целым регионам. Стоя на Майдане, Вы обращались к Донбассу (2 декабря 2004 г.): «Никто лучше вас не знает, что нужно местной общине. Поэтому Вам нечего бояться, что кто-то из Киева будет навязывать свою власть». Вы обещали тогда, что «губернаторы будут назначаться не из Киева — они будут избираться общиной». Всего через два месяца, 10 февраля 2005 года, впервые прибыв в Донецк как Президент Украины, Вы заговорили другим языком: «мой главный посыл, с которым я приехал сюда, в крае абсолютно украинский, — никакая патологическая идея, которая принадлежит больным людям о сепаратизме, федерализме, не будет иметь развития, я вам это обещаю… Это не шутка, эти люди будут отвечать перед законом. Я доживу до того времени, когда эти люди будут отвечать перед судом за тот бред, который они привнесли в украинское общество».
Дай Бог Вам многих лет жизни, но Вы уже дожили до того, что люди, охоту на которых действительно развернула Ваша власть, избраны в Парламент и решают вместе с Вами судьбу Украины. Таков промежуточный итог Вашей борьбы с федеративной идеей, способной стать примирительным компромиссом между разными частями Украины. В чем практический смысл этой идеи, как не в выборности местных властей, взаимной дисциплине многообразных отношений между регионами и центром, признании права на своеобразие, в том числе и в вопросе о языках? Меня всегда удивляло: почему бывший или, допустим, нынешний посол США в Вашей стране Уильям Тейлор, который еще до приезда на Украину успел указать, какая коалиция в Парламенте ей нужна, не поторопились ознакомить Вас с принципами американского федерализма? С наследством Джефферсона, своей фразой «федерализм — это территориальная форма демократии» закрывшего спекуляции на эту тему?
Допустим, что мы в России не судьи во внутреннем устройстве Украины, хотя и понимаем, что от этого теперь зависит судьба ее и благополучие миллионов наших соотечественников. Но Вы не можете не признать, что в вопросах свободы совести и веры человеческая цивилизация не терпит границ. Став Президентом, на встрече с иерархами украинских церквей 24 января 2005 г. Вы торжественно пообещали: «Власть никоим образом не будет вмешиваться в дела Церкви». «Мы европейцы, — в который раз повторили Вы. — Мы уважаем каждую веру, духовный выбор человека. И никто из светской власти перстом не будет указывать, кому и в какую церковь ходить». Я сам, как и все в России, слышал, как Вы в свой первый официальный приезд в Москву сказали то же самое Святейшему Патриарху Алексию II. Но уже 24 марта прошлого года на встрече с представителями Священного Синода Вселенского Патриархата Вы позволили себе призывы к созданию т.н. «украинской поместной православной церкви». Вы приступили к практической деятельности в этом направлении, в то время как Ваши представители на местах санкционировали захваты храмов Украинской православной церкви Московского Патриархата. Совсем недавно, 12 апреля 2006 года на своей пресс-конференции вновь заговорив о необходимости создать «соборную территорию под покровительством единой соборной православной церкви», Вы сообщили: «Для этого будет создан Совет церквей при Президенте, где мы с представителями всех конфессий начинаем межцерковный диалог — как пройти эту дорогу».
Вы верующий человек нарушили обещание, данное первосвященнику так же, как и русскоязычным, так же, как регионам, которым обещали самоуправление. Неужели судьба православия на Украине, да и в России, недостаточно трагична, чтобы вновь вносить раскол в души верующих? Ведь тезис о «едином», «соборном» православии Украины — просто подмена, в духе Оруэлла, прямого призыва к расколу с православными верующими России. Почему глава государства указывает священнослужителям направление движения? Разве Вы слышали о подобных примерах в Европе III тысячелетия? И почему, позвольте поинтересоваться как европеец у европейца, Вы решили начать с православия? Может быть, взяться за создание «единой протестантской церкви» на Украине — ведь у Вас, как и у нас, теперь множество церквей и сект протестантского толка? А потом объединить протестантов с католиками? Почему бы Европе вновь не вернуться в Средневековье? Почему бы, в конце концов, и русским с украинцами не разрезать последнюю пуповину, при любых конфликтах удерживающую их от повторения «братских сербо-хорватских отношений»?
Кто же на самом деле раскалывает Украину? Или, говоря языком Службы безопасности Украины (из обвинения в адрес депутата Государственной Думы Константина Затулина), «создает предпосылки для противоправных проявлений в отношении территориальной целостности Украины, способствует разжиганию межнациональной розни»? Может быть, нет необходимости искать так далеко в Москве врагов украинского народа?
Справедливости ради следует признать, что долгое время не только Ваши предшественники на Украине, но и наши российские руководители не признавали необходимости серьезного совместного, семейного обсуждения проблем прав и свобод граждан наших стран, судеб демократии в России и на Украине. Несмотря на подписанный и узаконенный Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной, лишь немногие и нелюбимые Кассандры предупреждали о фатальных последствиях пренебрежения демократией в вопросах языковой и образовательной политики, вероисповедания, развития местного и регионального самоуправления. Разве не из-за моего разочарования в Леониде Кучме, грубо нарушившего все свои предвыборные обещания, позволившего скорый и неправый суд над Республикой наших соотечественников в Крыму, мне впервые в 1996 году запретили вступать на крымскую землю? Разве не в столкновении с неправдой того же, вошедшего уже во вкус режима, поднялись те люди, которые затем привели Вас на Майдан и сделали Президентом?
Если мы в России в чем-то виноваты перед Украиной, так только в том, что не хотим быть Каином, отвечающим о судьбе Авеля: «Не сторож я брату своему».