газета «Россiя»
То, что парламент Швейцарии присоединился к государствам, признавшим геноцид армянского народа в начале ХХ века в Османской империи, является безусловной победой не только Армении и армянской диаспоры во всем мире, но и всех людей, которые знают историю. Истребление армян в тогдашней Османской империи было первым, по сути, массовым актом масштабного геноцида целого народа в ХХ веке.
Отсутствие своевременной и должной оценки факта геноцида армян в Османской империи послужило питательной средой для фашистской Германии, совершившей акты геноцида по отношению к еврейскому народу. То, что сегодня эти события, отстоящие от нас почти на сто лет, признаются в парламентах государств мира и называются своими именами, на мой взгляд, дают возможность лишний раз вспомнить, оценить последствия этого ущерба и подтвердить, что никто не забыт и ничто не забыто.
Это очень важно для того, чтобы такие преступления вновь не повторялись. Чтобы у тех, кто принимал или принимает в этом участие, не было надежды избежать наказания.
Хочу обратить внимание на то, что российская Государственная дума в 1995 году одной из первых после распада Советского Союза и образования независимого армянского государства специальным решением признала факт геноцида армян в Османской империи и объявила 24 апреля траурным днем. Это событие дало новый импульс попыткам армянской диаспоры во всем мире обратить внимание парламентариев, властей цивилизованных государств на существующую проблему.
Турция на самом деле должна учесть справедливое требование потомков жертв геноцида, компенсировать их ущерб. В полной мере сделать это, безусловно, не удастся, но в какой-то, хотя бы символической, форме, мне кажется, просто необходимо. Иначе, повторяю, даже акт признания самого факта геноцида будет неполным.
Если бы Турция сама пошла на это и не дожидалась, пока весь свет в индивидуальном порядке присоединится к такому мнению, то это подчеркнуло бы европейский характер Турции, создало бы новое впечатление о ней. К большому сожалению, я не вижу в сегодняшней деятельности турецкого правительства каких-то симптомов отказа от противодействия признанию фактов геноцида и начала сотрудничества в этом отношении. Больше того, турецкая сторона фактически шантажирует армянскую, требуя, чтобы она отказалась от всякой риторики, а тем более деятельности с признанием факта геноцида армян.
Даже на доверительных консультациях, которые, я знаю, проводились при посредничестве американской стороны между представителями турецкой и армянской общественности, людьми, близкими к власти или ранее бывшими властью (было несколько раундов встреч), турецкие представители заявили, что готовы идти на какие-то уступки в двусторонних отношениях только при условии, если армянская сторона откажется от своей деятельности по разоблачению факта геноцида. А это для армян просто неприемлемо.
Сегодня Турция стремится в Евросоюз и другие европейские структуры. Однако ее вступление в ЕС фактически было заблокировано из-за особой позиции Франции и ряда других европейских стран. Они не считают Турцию достаточно демократическим и европейски ориентированным современным государством. Думаю, вопросы, связанные с признанием геноцида, играют не последнюю роль в этой оценке.