Вечерняя Москва
На днях в Государственной думе обсуждались проблемы миграции. Это одна из наиболее острых проблем для Москвы, которая сталкивается с непрекращающимся потоком гостей, особенно из ближнего зарубежья. Об этом мы беседуем с директором Института стран СНГ, советником мэра Москвы Константином Затулиным.
— Как вообще возникла эта проблема, почему она приобрела столь острый характер?
— По сути, это одно из негативных последствий распада Советского Союза. Резкое ухудшение экономического положения в бывших братских республиках, этнические конфликты привели к тому, что на нашу территорию хлынул огромный по своим масштабам поток мигрантов — более 10 миллионов человек. Из некоторых государств, например, Азербайджана или Грузии, уехало до трети населения! К сожалению, в первые годы становления Российской Федерации наша власть особо не задумывалась над этой проблемой, увлеченно занимаясь дележом союзного наследства. Не было никаких регулирующих миграцию законов, не принимались меры по ужесточению пограничного контроля. До сих пор на участках в тысячи километров граница России отсутствует.
— У государства, столкнувшегося с такими проблемами, должна быть четкая миграционная политика. Похоже, у нас ее нет?
— Вот именно, что должна быть. Россия переживает демографический спад, и ей нужны трудовые ресурсы. Но надо четко представлять, сколько людей нужно, кто нужен, а главное — где они нужны. Ведь у нас целые регионы сегодня просто опустошены, люди оттуда уезжают. А мигранты стремятся туда, где рынок труда и так пресыщен, — в Москву, крупные города, на юг России. Необходимо иметь программу, ориентирующую переселенцев из других стран на районы, где в них есть потребность. В отношении незаконных, нежелательных мигрантов следует принимать жесткие меры для их возвращения на родину. А в отношении тех, кому мы открываем дверь (в первую очередь это наши соотечественники), должна быть выстроена целостная миграционная политика. А ее, увы, до сих пор нет.
— Вы сказали о Москве. Здесь все эти проблемы ощущаются особо.
— Помните чеховское — «в Москву, в Москву!»? С тех пор в этом отношении мало что изменилось. Только теперь вместо «трех сестер» в Москву рвутся совершенно другие персонажи. Сегодня в столице, по разным оценкам, от 600 тысяч до миллиона незаконных мигрантов. Это люди, которые живут на нелегальном положении — не регистрируются, не платят налоги и готовы на все ради добывания денег. С 1993 года количество преступлений, совершенных иностранцами, возросло более чем в 3 раза.
— Почта «Вечерней Москвы» свидетельствует о том, что недовольство москвичей такой ситуацией ощущается все более остро…
— Естественно, москвичи встревожены. Пока озабоченность проявляется в основном в закрытых соцопросах. Это характерно, потому что русские люди стеснительны. Им неудобно открыто говорить о межнациональных проблемах. Но все исследования показывают подспудный рост напряженности, отторжение, связанное с наплывом мигрантов. Есть опасения, что через какое-то время многие стесняться перестанут. А кое-кто перейдет и от слов к делу. Первые симптомы нарастания агрессивности в молодежной среде (вроде тех же скинхедов) мы уже наблюдаем. Если эта серьезная проблема останется запущенной, в перспективе мы можем получить серьезнейший кризис в Москве. Необходимо, как говорится, принимать меры.
— Что за меры?
— Москва, думая о своем покое, имеет право взять под контроль приезд мигрантов в наш город. И в этом федеральный центр должен пойти ей навстречу. Необходимо подтвердить правомерность всех тех решений, которые в свое время Москвой принимались, которые реализовывались мэром Москвы, хотя и вызывали жесткое неприятие со стороны правозащитников или отдельных представителей правительства. Я имею в виду наличие в Москве специальных норм регистрации.
— А как к этому отнесутся руководители национальных диаспор?
— Я полагаю, представители национальных общин, традиционно живущие в Москве, согласятся с таким подходом. Ведь очень часто бывает так, что хамят и ведут себя вызывающе, замешаны в каких-то правонарушениях одни «гости столицы», а страдают от возникающего протестного настроения совершенно другие люди. Зачастую вполне законопослушные, даже коренные москвичи. В этом одна из несправедливостей, порождаемых сложными межнациональными взаимоотношениями.
Решению этой проблемы должна способствовать и целевая работа московского правительства с национальными общинами, существующими в Москве. Москва — интернациональный город, она не должна потерять это свое качество. Но внутри Москвы не должны существенным образом нарушаться пропорции сложившегося этнического баланса.