По мнению первого заместителя председателя Комитета Госдумы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками Константина Затулина, Россия, в случае прямого вмешательства Турции в конфликт между Арменией и Азербайджаном на стороне последней, вступится за Ереван на правах члена ОДКБ.
«Русская планета» пообщалась с зампредседателя Комитета Госдумы РФ Константином Затулиным
Об этом в интервью «Русской планете» заявил первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин.
Однако ожидать таких шагов от Анкары не стоит, так как там понимают последствия.
— Насколько сейчас реально введение российских миротворцев в Карабах для стабилизации ситуации?
— Это было бы очень важно, но боюсь, что на данный момент такая договоренность не может быть достигнута. Она в любом случае должна сопровождать общую договоренность, потому что введение миротворцев в Карабах без достижения прекращения огня вряд ли возможно.
Азербайджанская сторона, на мой взгляд, для видимости соглашаясь с необходимостью остановить военные действия, выдвигает свои условия, которые выглядят как своего рода капитуляция армянских сил, на которую армяне в свою очередь тоже не готовы. Речь идет о передаче Азербайджану сразу Лачинского, Кельбаджарского, Шушинского районов, которые ему неподконтрольны. Если такие условия прекращения огня, на мой взгляд, это на данный момент неприемлемо для армян. Это значит, что трудно рассчитывать на миротворцев в качестве срочной меры.
— Уже третье перемирие нарушается обеими сторонами. Силы Минской группы ОБСЕ и России в частности как будто нивелируются. Так ли это?
— Перемирия срываются, и это предопределено тем, что нет ни наблюдателей, ни тем более миротворцев. Неизвестно: кто, собственно говоря, нарушает, кто инициатор? Исходя из соображений, кому выгодны вооруженные столкновения, мне совершенно очевидно, что в большинстве случаев инициатором является Азербайджан. Он был инициатором нарушения режима прекращения огня, действовавшего с 1994 года, в 2016 году, и в еще больших масштабах теперь — с 27 сентября этого года. Он публично заявляет о своем стремлении добиться окончательной и полной победы, он претендует на то, чтобы вернуть себе территорию Нагорного Карабаха. При этом продолжая атаковать и расстреливать населенные города, потому что он заинтересован в том, чтобы армянское население ушло из НКР. Он не хочет на этом этапе обсуждать статус Нагорного Карабаха, а требует себе господствующие высоты и позиции, чтобы иметь возможность на следующем этапе говорить с позиции силы.
При прочих равных ясно, что одна сторона нападает, другая сторона обороняется, и обороняющаяся сторона готова идти на перемирие, но не готова идти на капитуляцию — я имею в виду армянскую сторону. Что касается Баку, там вдохновлены поддержкой Турции и любое перемирие заведомо рассматривает как временное. Поэтому азербайджанская сторона нарушает это перемирие в первую же минуту, потому что заинтересована в том, чтобы дальше продвигаться, надеется на военную победу, и вся игра в перемирие нужна просто для общественного мнения, чтобы доказывать, что Азербайджан тоже привержен миру. Баку нарушил это условие масштабно 27 сентября, и верить в то, что Азербайджан на данном этапе склоняется к миру, у меня нет никаких оснований.
— Каким вы видите выход из сложившейся ситуации? Возможно ли вообще прекратить периодические обострения между Арменией и Азербайджаном?
— Выход из этой ситуации был предложен давно. Речь идет о том, чтобы признать за Азербайджаном право на возвращение районов вокруг Нагорного Карабаха — это же содержалось в «Казанской формуле», в «Мадридских принципах». При этом здраво подойти к вопросу самоопределения самого Нагорного Карабаха и понимать, что армяне там — автохтонное население, и свою волю к самоопределению они выразили еще до распада Советского Союза. С этой точки зрения, мне кажется, независимость Нагорного Карабаха и удостоверение его выхода из [состава] Азербайджана должны быть рано или поздно признаны, но на пути к этому очень много всяких обстоятельств. Очень может быть, что это должно произойти не сразу — как предлагали в Казани, а через какое-то время может быть проведен референдум. Но пока никаких уступок по поводу самого Нагорного Карабаха Азербайджан официально не признает.
— Если Турция открыто пойдет на столкновение с Арменией на стороне Азербайджана, Россия в рамках ОДКБ будет помогать Армении?
— Безусловно, но я думаю, что Турция сегодня поостережется так публично, откровенно напасть на республику Армения, она понимает, что за этим последует. Несмотря на все хвастливые заявления Реджепа Тайипа Эрдогана, мне кажется он понимает, что это вызовет реакцию и вмешательство России. И это было не раз нами подчеркнуто. Сколько бы Эрдоган ни хорохорился, это пока всего лишь очередные словесные эскапады. И на нападение на Армению он, скорее всего, не пойдет.
Россия, на мой взгляд, тверда в вопросе о судьбе Нагорного Карабаха. Это очень важно, поскольку судьба НКР — элемент судьбы армянского народа и по-другому к ней нельзя относиться. Никто не должен допустить, чтобы народ, однажды переживший геноцид со стороны турок, вновь подвергся бы изгнанию на своих же землях. И хотя после распада Советского государства эти земли были причислены к Азербайджану, они не перестали быть исконно армянскими.
Дмитрий Байков