Интервью первого заместителя председателя Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константина Затулина армянскому изданию AZG.Daily
Константин Затулин, известный российский политик, депутат Госдумы РФ, член фракции «Единая Россия», первый заместитель председателя Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, по праву может считаться искренним другом армянского народа. В тяжелые дни 44-дневной войны, когда армянский народ бился насмерть в Нагорном Карабахе, к публичным выступлениям Константина Затулина в Армении относились с особым уважением и симпатией, поскольку он пытался сказать правду в политических дебатах и объяснить широкой общественности, кто такие армяне, насколько дорог для них каждый дюйм карабахской земли. А в самые жаркие дни войны Константин Затулин написал на официальной странице «Лазаревского Клуба»: «Я давно признал Республику Арцах, что является одной из причин, почему мне не разрешен въезд в Азербайджан. К сожалению, вопрос о признании Нагорно-Карабахской Республики на государственном уровне вряд ли будет решен во время боевых действий».
Многие из нас помнят, что ровно год назад Президент Республики Арцах «за неизменное дружеское отношение и поддержку Республики Арцах и армянского народа» наградил Константина Затулина орденом «Григорий Просветитель».
Спецкор «Азг» в Москве недавно встретился с известным политиком и попросил его ответить на несколько вопросов.
— Уважаемый господин Затулин, хочу начать наш разговор с неожиданного вопроса. В Вас течет армянская кровь?
— Откровенно говоря, этот вопрос не раз задавали мне и российские и иностранные журналисты в перерывах на различных пресс-конференциях в Москве. Их аргумент один: Затулин ведь защищает армян, а в политических дебатах, посвященных Армении и Арцаху, он убедительнее своих оппонентов.
Если учесть, что все люди произошли от Адама и Евы, то в вашем вопросе есть зерно истины, — с улыбкой говорит г-н Затулин. — Но насколько я знаю историю своих предков, в обозримом прошлом, на протяжении нескольких поколений, в нашей семье не было армян. Спасибо, конечно, за честь, но я чистокровный русский.
Мой отец Федор Иванович Затулин и мама Вера Ивановна Затулина (Федорова) родом с Дона, умерли и похоронены в Сочи. Отец – кадровый офицер, полковник, кавалер многих орденов, командовал погранотрядами и погранвойсками в Закавказье и Средней Азии. Я родился в 1958 году в Батуми, но детство провёл в Сочи, где окончил школу и начал работать. В 1977 году переехал в Москву на учебу в МГУ им. М.В. Ломоносова, который окончил с отличием в 1981 году. В 1985 году я закончил аспирантуру исторического факультета МГУ.
Возвращаясь к вашему вопросу, хочу отметить, что для того, чтобы любить армянский народ, не обязательно быть армянином. На протяжении всей своей общественной и политической деятельности я выступал в поддержку русских в Крыму и Севастополе, сербов, абхазов, осетин, Армении и армян Арцаха, и, помимо личного сочувствия, был убежден, что защищаю интересы моей родины — России. Когда касается армян, дополнительной основой является многовековая дружба, общность судеб русского и армянского народов, включая нашу общую христианскую веру. И боль, страдания и потери, понесенные армянским народом на всех трагических этапах своей истории, не могут оставить меня равнодушным как русского человека, историка, хорошо знающего исторические события, в том числе историю армянского народа.
Как мы можем забыть чудовищный Геноцид армян в годы первой мировой войны? Он не должен давать покоя не только армянам, но и нам, русским, симпатия к которым была одним из поводов к этому злодейству. Я был одним из инициаторов признания Россией Геноцида армян в Османской империи. Конкретно это произошло 14 апреля 1995 года, когда Государственная Дума России единогласно приняла заявление «Об осуждении геноцида армянского народа в 1915-1922 годах» и объявила 24 апреля Днем памяти жертв геноцида армян на основании моего выступления с таким предложением.
— 105 лет спустя, как мы убедились в войне, развязанной Азербайджаном против Армении 27 сентября, Турция вновь вмешивается, открыто поддерживая Азербайджан своими солдатами, офицерами, генералами и наемниками-террористами, которых привезли в Азербайджан воевать против народа Нагорного Карабаха. Нет сомнений в том, что Турция хочет совершить еще один геноцид, повторить то, что произошло 105 лет назад, в результате чего армяне подверглись этнической чистке и были изгнаны с их родины. Кстати, это непредвзятое вмешательство Турции и коварные и далеко идущие планы по закреплению своих позиций на Южном Кавказе осуждались многими российскими политиками.
— То, что Турция поддерживает Азербайджан, стало нам ясно в первый же день войны. Турция также хотела сыграть роль миротворца в Нагорном Карабахе. И не случайно, учитывая этот факт, президент России Владимир Путин недавно заявил, что Турция, как бы она ни хотела и ни прилагала усилий, не может осуществлять миротворческую деятельность в Нагорном Карабахе. Он прямо связал это с прошлой ролью Турции и геноцидом, который, как известно, ни Турция, ни Азербайджан не признают.
Но геноцид армян – первый в истории 20 века произошел по воле тогдашнего младотурецкого правительства Турции, которая считала армян ненадежными и нелояльными, ждущими прихода русской армии. Документы и живые свидетельства говорят о спланированной акции, жертвами которой стали в том числе, старики, женщины и дети. Может ли не признающая этот факт современная Турция претендовать на роль миротворца в спорах о принадлежности Нагорного Карабаха? Очевидно, нет.
— 9 ноября 2020 г. по предложению президента России Владимира Путина лидеры России, Армении и Азербайджана подписали соглашение о прекращении 44-дневной войны в Нагорном Карабахе. Это было позорным поражением армянского народа, и ратифицированный документ многие считают актом о капитуляции. Что Вы можете сказать об этом? Вы ожидали такого исхода?
— Нет, не ожидал. Я, конечно, не поддерживал каких-либо личных контактов и даже не знаком с Никола Пашиняном. Но я думал, что даже с таким сомнительным по своему уровню и опыту руководством Карабах может в случае нападения выстоять. Что Шушу невозможно взять. Я ошибался.
Соглашение от 9 ноября, подписанное Арменией, свидетельствует о том, что Армения не была готова к этой войне и больше не может продолжать боевые действия. Оно является очень болезненным для армянского народа. Этот вынужденный шаг был большим ударом не только в военном и политическом отношении, но и в моральном и духовном. Не только для Арцаха и Армении, но и для армян во всем мире.
Итоги конфликта нанесли ущерб не только Армении, но и, как я уверен, России. Когда твой союзник терпит поражение, бремя его накладывается и на тебя.
-До трехстороннего соглашения от 9 ноября Азербайджан, трижды нарушив режим гуманитарного перемирия, днем и ночью бомбил населенные пункты Нагорного Карабаха, а в некоторых частях — населенные пункты Республики Армения, в результате чего было много жертв, раненых и много разрушений среди мирного населения. На Ваш взгляд, почему Азербайджан не выполнил предыдущие договоренности о прекращении огня, какие ошибки допустила армянская сторона с учетом всего этого?
— Через несколько дней после начала войны, уже имея военные успехи, стало ясно, что дипломатического решения нагорно-карабахского конфликта не существует, так как Азербайджан хотел решить проблему только военными средствами; единственным приемлемым для них вариантом была капитуляция Арцаха. Азербайджан не был заинтересован в прекращении огня, а наоборот, продолжая войну, хотел достичь своей конечной цели, игнорируя даже договоренности с высшим руководством сопредседателей.
У Азербайджана уже были другие цели, он хотел победы. И он пошел на переговоры под давлением России, США и Франции. Однако он не хотел прекращать боевые действия, он добился своей цели, ему удалось выиграть войну, кульминацией которой стало взятие Шуши.
Я много раз настаивал на необходимости незамедлительного прекращения боевых действий. «Лазаревский клуб» сразу отреагировал на начало военных действий, дважды Совет клуба выступал с соответствующими заявлениями и организовал сбор средств для поддержки страдающего населения Карабаха.
К сожалению, жертв много. Данные варируются: две тысячи и более, в основном молодых, тяжелая утрата. Вина руководства Армении в том, что оно оказалось неспособно. Потери могли быть больше, если бы Россия не мешала.
До Соглашения от 9 ноября предпринимались многочисленные попытки урегулировать вопрос дипломатическим путем. Но этого не происходило более двух десятилетий. Вы можете посмотреть архив моих заявлений и выступлений, в которых много лет назад, начиная с 90-х годов, я предлагал следующий вариант. Возвращение 5 районов, отдельное решение для Лачинского и Кельбаджарского районов в качестве коридора с Арменией, одновременно решение вопроса о признании самоопределения Нагорного Карабаха.
Близкий к этому проект договоренности готовился к подписанию перед встречей в Казани в 2011 году.
На первом этапе возвращаются районы Агдам, Физули, Джабраил, Зангелан и Губатлу. Позже возвращаются Кельбаджарский район и некоридорные части Лачинского района.
Лачинский коридор — территория, которая должна была быть сохранена под контролем армян, составлял около 100 км вместо 5 км, указанных в действующем Соглашении.
Армянские силы выводятся из Кельбаджарского района. Части Лачинского района, которые находятся за пределами коридора, соединяющего Армению и Нагорный Карабах, будут возвращены под контроль Азербайджана после вступления в силу Мирного соглашения. До определения правового статуса Нагорного Карабаха Нагорный Карабах получает промежуточный статус, который дает его жителям определенные права и привилегии. Окончательный правовой статус Нагорного Карабаха должен был быть определен, если я не ошибаюсь, 30 лет спустя свободной волей населения Нагорного Карабаха. Речь шла о голосовании при сохранении тех же этнических пропорций, что и до начала конфликта в Нагорно-Карабахской области: 76% армян и 24% азербайджанцев. Другими словами, было очевидно, что в результате референдума, который должен был бы состояться через 30 лет, армяне Карабаха обретут независимость.
А что получилось в итоге — фактически, в обмен на прекращение войны, армяне были вынуждены сдать все свои козыри – контролируемые территории по периметру НКР. И не только это. Гадрут и Шуши утрачены. Фактически статус Нагорного Карабаха остается неопределенным.
Я неоднократно предупреждал об опасности войны. Подготовка к войне была уже очевидна и заметна — совместные военные учения с Турцией в Азербайджане и т.д. Но, к сожалению, Никол Пашинян и его правительство, пришедшие к власти в результате бархатной революции, оказались невменяемы. Лично Пашинян сделал много ошибок. Примерно через год после прихода к власти, сводя счеты с Робертом Кочаряном и так называемым «карабахским кланом», Пашинян решил перещеголять их словами «Арцах — это Армения и точка», низвести Республику Арцах до роли провинции – придатка к Армении. Он не снял того недоверия к себе и своей команде, на которое у России были все основания из-за его публичной политической позиции в предыдущие годы.
— Г-н Затулин, во время войны азербайджанская сторона неоднократно бомбила населенные пункты Республики Армения, Армения является членом ОДКБ. На Ваш взгляд, почему ОДКБ не предприняла никаких мер безопасности, обращаясь к своему стратегическому партнеру?
— Чтобы ОДКБ как организация была задействована в пределах своей компетенции, руководству Армении было необходимо обратиться в ОДКБ, чего не произошло на протяжении всего конфликта. Россия в течение всех военных действий оказывала Республике Армения значительную военно-техническую помощь. Достаточно ли было этой поддержки, правильно ли она была использована или нет, надо исследовать и выяснять. Но очевидно, что Армения не предприняла разумных шагов, чтобы правильно оценить ситуацию, предпринять необходимые шаги. Военно-технические возможности противника, большая и разрушительная опасность БПЛ и т.д. не были оценены правильно, в то время как армянские военные деятели после сирийской войны должны были знать о возможностях турецко-израильский БПЛА. Этот факт, безусловно, должен дать России пищу для размышлений, поскольку армянская сторона была вооружена российским оружием.
Президент России не раз заявлял, что Россия готова выполнить свои обязательства по стратегическому партнерству в любой момент. Руководство Армении хорошо осознавало эти условия, в то время как в вопросе Нагорного Карабаха таких обязательств не было.
— Сегодня российские миротворцы дислоцируются на территории Нагорного Карабаха, вдоль линии соприкосновения, что является надежной гарантией безопасности и мира для армянского населения. В турецко-азербайджанских СМИ периодически появляются слухи о том, что турецкие миротворцы также готовятся прибыть в Нагорный Карабах. Прокомментируйте, пожалуйста.
— Я очень люблю Нагорный Карабах. Можно сказать, я единственный в Госдуме России, кто много раз там бывал. То, что Россия взяла на себя миротворческую миссию, говорит о том, что ей небезразлична судьба армянского народа. За десять дней до подписания Соглашения я говорил о необходимости наращивания российского военного присутствия в Армении, о прорыве воздушной блокады вокруг нашей базы в Гюмри, а значит вокруг Армении вообще. Я полностью поддерживаю проведение нашей миротворческой операции в регионе.
Сегодня режим прекращения огня сохраняется на всей линии соприкосновения. И сразу скажу, что нет, турецких миротворцев там нет. По трехстороннему соглашению они не имеют права там находиться.
Конечно, мы не вправе запретить Азербайджану заключить с Турцией и даже пригласить на свою территорию турецких военнослужащих. Что они уже и сделали в Нахичевани. Но свои выводы из этого мы делаем и миротворцами их не считаем.
В то время, когда я говорил о том, что войну и кровопролитие нужно немедленно остановить, некоторые мои коллеги, к сожалению, злоупотребляли псевдопацифистскими заявлениями: «Это не наша война, это чужие земли, у азербайджанцев с армянами старые счеты, зачем там проливать кровь русского солдата» и т.д. Я несколько раз высказывался против, объясняя, зачем нам это нужно.
В общем, считаю необходимым убрать эту обманчивую пелену с глаз некоторых людей. Считается, что свидетельством, побуждающим Россию занять позицию Азербайджана, является распространенность русского языка в Азербайджане и наличие там русских школ. Это прекрасно, но никак не отменяет того факта, что Азербайджан нарушил мир, установленный в 1994 году, и стал проводником Турции в регионе. «Две страны — один народ», — это не про Россию с Азербайджаном, это про Азербайджан с Турцией. Разве мы можем рассчитывать на пророссийскую политику Англии и США на том основании, что в России повсюду преподают английский язык?
— Господин Затулин, в чем Вы видите выход из сказанного, какие события ожидаются в регионе, будут ли люди жить под мирным небом?
— Очевидно, что Россия должна сделать необходимые выводы. В том числе и по вопросу о дальнейших отношениях с Азербайджаном. А в России и в Госдуме, и в правительстве незачем попадаться в ловушку обмана, лелея надежды, повторяя, что Азербайджан — союзник России. Конечно, Азербайджан хочет поддерживать добрососедские отношения с Россией, но мы также должны понимать, кто есть кто и что означает распространенная ими фраза «Турция-Азербайджан — две страны, один народ». На первый взгляд это может показаться пропагандистским лозунгом, но он также используется на практике, в жизни. Влияние Турции в Азербайджане сильно возросло, поэтому доверять Азербайджану в контексте военно-политических вопросов, думаю, неправильно. Это не значит, что мы должны ссориться с Азербайджаном, нет, Россия должна правильно наладить отношения с Азербайджаном, тем более, чтобы не повредить миротворческой миссии в Карабахе.
Во второй раз с 2016 года Азербайджан нарушил соглашение о прекращении огня, подписанное в 1994 году по инициативе Азербайджана, потерпевшего военное поражение. И несмотря на это соглашение и многочисленные просьбы России не начинать войну, Азербайджан уже предпринял две атаки, что означает, что он действует по указанию Турции. Это означает, что мы не должны продавать оружие Азербайджану наряду с торговлей помидорами и огурцами. А по другим вопросам, например, визиты делегаций, заверения в дружбе и т.д., можем общаться. А надеяться, что Азербайджан может считаться для нас надежным союзником, бессмысленно.
Что касается дальнейшего регионального развития — мирного неба, я убежден, что у России достаточно воли и потенциала, чтобы обеспечить самое главное в регионе — мир.
— Господин Затулин, большое спасибо за нашу беседу, за ваши искренние слова, беспристрастный анализ и верные оценки. От своего и от имени нашей газеты позвольте пожелать вам успехов в работе, поблагодарить Вас за упорный труд по защите страдающих народов, и ваше искреннее признание: «Необязательно быть армянином, чтобы любить армянский народ», навсегда останется в наших сердцах.