Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, который дает право Минздраву РФ может разрабатывать единый порядок медосвидетельствования беженцев.
Приводим стенограмму обсуждения законопроекта полностью:
15-й вопрос. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О беженцах» в части уточнения порядка обязательного медицинского освидетельствования». Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра здравоохранения Олег Олегович Салагай.
Салагай О.О. Глубокоуважаемый Иван Иванович, глубокоуважаемые коллеги! В действующей редакции Федерального закона «О беженцах» предусмотрено проведение медицинского освидетельствования с выдачей медицинского сертификата, который является необходимым и обязательным требованием для рассмотрения ходатайства о признании лица беженцем.
Устанавливая соответствующую необходимость, закон не наделяет никакой из федеральных органов государственной власти полномочиями по установлению порядка освидетельствования. Отсутствие такого единого порядка порождает правовую неопределенность и обращения граждан в Министерство внутренних дел, в Министерство здравоохранения с просьбой унифицировать соответствующий порядок. На практике применяется ряд нормативных актов Министерства здравоохранения, но, повторюсь, единого порядка в данном случае нет.
С учетом изложенного, Министерством здравоохранения совместно с МВД России разработан проект федерального закона, который закрепляет правовые основания для издания порядка и определения объема медицинского освидетельствования, а также уточняет федеральные полномочия федеральных органов исполнительной власти по вопросам здравоохранения.
Законопроект поддержан федеральными органами исполнительной власти, обсужден в комитете, просим поддержать.
Председательствующий. Спасибо, Олег Олегович. Присаживайтесь.
С содокладом выступает Константин Федорович Затулин.
Затулин К.Ф., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги и уважаемый Олег Олегович, конечно же!
Как вы слышали только что от официального представителя правительства, в январе этого года правительство внесло в Государственную Думу законопроект, который предполагает внесение необходимых поправок в закон «О беженцах».
Напомню, закон «О беженцах» принят в 1993 году, а поправки, которые сейчас мы будем обсуждать в первом чтении, говорят о необходимости определения того органа, который должен проводить медицинское освидетельствование лиц, которые претендуют на статус беженца или предоставление временного убежища. Эта необходимость содержится в действующем законе, но не сказано, какой именно орган уполномочен этим заниматься. В данном случае вносится ясность, как и в другом случае: уточняются полномочия Роспотребнадзора по осуществлению санитарно- эпидемиологического надзора временного содержания или в центре временного размещения лиц, ходатайствующих о признании беженцами.
Мы, безусловно, поддерживаем принятие этого закона. Но обсуждение этого вроде бы формального вопроса, на самом деле, подталкивает к необходимости в целом обратить внимание на положение с беженцами и лицами, которые претендуют или уже являются на территории России временными беженцами.
Может быть, это вас удивит, но на сегодняшний день беженцами официально в Российской Федерации признано 400 человек. Всего-навсего. Это по той причине, что в свое время, желая уйти от расходов, – давайте называть вещи своими именами, – связанными с признанием статуса беженца, придумали право на временное убежище и, таким образом, ушли от необходимости финансирования в соответствии с законом «О беженцах».
Представьте себе, что в 2014 году два с лишним миллиона граждан Украины в результате происшедшего на Украине переворота, начала конфликта на Донбассе, репрессий, преследования инакомыслящих переместились в Российскую Федерацию. И ни один из них беженцем признан не был, в лучшем случае они получили право на временное убежище. Конечно же, это породило целый ряд проблем, необходимость издания 22 июля 2014 года правительственного документа о предоставлении временного убежища гражданам Украины. И так далее.
Я считаю, что мы должны, на самом деле, нацелить и правоохранительные органы, которые ведут работу с этой категорией лиц, прежде всего, Министерство внутренних дел, и в целом Правительство на то, чтобы мы более ответственно отнеслись к исполнению законов, действующих в Российской Федерации, я имею в виду закон «О беженцах» 1993 года. И не придумывали каких-либо причин, по которым мы обходим эти законы в интересах то ли экономии бюджета, то ли еще чего-то. Мы в этом случае не худшим образом выглядим в глазах несчастных беженцев – наших соотечественников, которые надеются на нашу помощь и поддержку.
И, исходя из этого, я думаю, будет правильно говорить о том, что ко второму чтению нужно обсудить возможность поправок в тот законопроект, который мы сегодня призываем принять в первом чтении. В частности, я лично полагаю, что было бы правильно говорить о необходимости предоставления не только медицинской помощи, но и сохранении для беженцев лекарственной помощи, которая содержится в действующем законе «О беженцах», а поправками, которые вносит правительство, снимается с рассмотрения. Только медицинская, но не лекарственная.
И я думаю, что вполне возможно, имея в виду вот такое небольшое количество беженцев, все-таки установить, чтобы это медицинское освидетельствование, эта медицинская помощь предоставлялась бесплатно. Я обращаю на это внимание. Призываю вас проголосовать за этот закон.
Обращаю внимание, что мы уже внесли ясность в вопрос о политэмигрантах, которых в России ни одного нет. Потому что в свое время Ельцин так хотел избежать трений со странами СНГ и со странами Запада, что зарегулировал возможность обращения за политическим убежищем к РФ. Но президент Российской Федерации Путин поправил это своим указом. Сейчас необходимо учесть этот факт в своей работе, как и необходимость прибегать к нормам закона «О беженцах».
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Константин Федорович.
Коллеги, будут ли вопросы по сути рассматриваемого законопроекта? Есть вопросы?
Включите режим записи на вопросы.
Покажите список. Куринный Алексей Владимирович. Пожалуйста.
Куринный А.В., фракция КПРФ.
Спасибо.
Уважаемый Олег Олегович, каковы правовые последствия при выявлении в данном случае какого-либо заболевания, которое препятствует нахождению на территории Российской Федерации? Оно такое же, как у иностранного гражданина, то есть он высылается из страны? Либо там какие- то другие основания?
И второй вопрос, Константин Федорович. Константин Федорович, что касается лекарственного обеспечения, вы говорили об обеспечении лекарствами в амбулаторных условиях только или в каких-то других еще вариантах?
Председательствующий. Олег Олегович, начните вы, а потом Константин Федорович.
Салагай О.О. Глубокоуважаемый Алексей Владимирович, применительно к беженцам порядок несколько иной. В данном случае медицинское освидетельствование не является для них основанием для выдворения за пределы территории Российской Федерации, является частью той помощи, которая им оказывается с целью прежде всего оценки состояния их здоровья.
Если вы разрешите, я, может быть, так же отреагирую на реплику по лекарственной помощи. Дело в том, что на момент принятия закона о беженцах в 1993 году такой термин использовался в законодательстве – «лекарственная помощь». В настоящее время термина «лекарственная помощь» в законодательстве нет. Поэтому мы оперируем термином «медицинская помощь», которая включает в себя в том числе и лекарственное обеспечение, ровно так же, как для граждан Российской Федерации.
Председательствующий. Спасибо.
Константин Федорович, если что хотите добавить, пожалуйста.
Затулин К.Ф. Да. Я просто должен ответить на вопрос, который мне был задан.
Я хочу обратить внимание, что на данный момент, Олег Олегович, все- таки слово «лекарственная помощь» употребляется именно в законе о беженцах, и новым своим предложением вы его снимаете. Естественно, это порождает вопросы. И если в этом случае будет дано развернутое объяснение, что «лекарственная помощь» теперь включается в понятие «медицинской помощи» в соответствии с современным представлением о том, что из себя представляет медицинская помощь, то вопрос, конечно, снимается.
А что касается вопроса уважаемого депутата, хочу сказать, что закон не детализирует, в амбулаторных или в каких-либо иных условиях осуществляется помощь. Он говорит о помощи в соответствии с федеральными законами и другими актами, которые ее устанавливают.
По результатам голосования законопроект был принят в первом чтении единогласно 409 голосами «За».
Также, согласно принятому законопроекту Роспотребнадзор получит полномочия по санитарно-эпидемиологическому надзору в местах временного содержания или центрах временного размещения лиц, ходатайствующих о признании их беженцами.