Государственная Дума вчера в первом чтении приняла законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» в части регулирования временного пребывания иностранных граждан в Российской Федерации».
Согласно законопроекту трудовых мигрантов обяжут предоставлять биометрические данные при въезде на территорию России без визы.
С докладом выступил официальный представитель Правительства статс-секретарь – заместитель Министра внутренних дел Игорь Николаевич Зубов:
«Уважаемые коллеги!
Законопроект подготовлен в целях совершенствования механизмов регулирования порядка временного пребывания в стране определенных категорий иностранных граждан. Для этого вносятся изменения в условия продления сроков временного пребывания, а именно – для иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность без разрешения на работу и патентов и членов их семей, он будет определяться, исходя из срока действия трудового или гражданско-правового договора. Если договор заключен на неопределенный срок, то период пребывания может быть продлен на срок до 1 года с даты въезда в Россию, при этом количество продлений не ограничивается.
Такой подход в настоящее время уже применяется в отношении граждан государств договора о Евразийском экономическом союзе. Для иностранцев, членов семей гражданина Российской Федерации или постоянно пребывающих… проживающих в России, срок их временного пребывания будет продляться до одного года с даты въезда в страну. В настоящее время на них распространяется общий порядок пребывания в России, предполагающий беспрепятственное нахождение в стране 90 суток, после этого они должны выехать за пределы Российской Федерации и въехать вновь. По этому поводу, кстати, большое количество жалоб поступало.
Для участников государственной программы по оказанию содействия добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также членов их семей срок временного пребывания будет распространяться на весь период действия свидетельства участника государственной программы. В настоящее время на них также распространяется общий порядок пребывания в Российской Федерации, то есть до получения вида на жительство они также могут находиться в стране безвыездно только 90 суток. Все иностранные граждане, въехавшие в Российскую Федерацию в безвизовом порядке и находящиеся на ее территории свыше 90 суток, суммарно в течение календарного года, будут обязаны пройти дактилоскопическую регистрацию, фотографирование и медицинское освидетельствование. Если указанные лица прибыли в Россию с целью осуществления трудовой деятельности срок исполнения ими данной обязанности составит 30 дней со дня въезда. Дактилоскопирование и фотографирование будет осуществляться полицией при содействии предприятия, находящегося в ведении МВД России, а также уполномоченный городом федерального значения Москвой организации.
Предполагается определить перечень лиц, которые по гуманным соображениям и на основе принципа взаимности не будут подлежать дактилоскопической регистрации, фотографированию и медицинскому освидетельствованию. Это, в частности, будут дипломаты, недееспособные или ограниченные в дееспособности, несовершеннолетние, а также иностранные граждане, достигшие пенсионного возраста.
В соответствии с законопроектом в отношении иностранных граждан, уклоняющихся от обязательного фотографирования, дактилоскопирования и прохождения медицинского освидетельствования будут приниматься решения о сокращении срока их временного пребывания в Российской Федерации. Нахождение в Российской Федерации лиц, признанных по результатам медицинского освидетельствования, страдающих опасными заболеваниями, может быть признано нежелательным. Им также может быть запрещен въезд в Российскую Федерацию.
По законопроекту имеются все необходимые согласования. В случае его принятия он вступит в силу через 180 дней после официального опубликования, что необходимо для подготовки подзаконных актов. Принятие законопроекта не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета. С учетом изложенного прошу поддержать и принять в первом чтении».
Содокладчиком законопроекта выступил Константин Федорович Затулин.
«Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Как вы уже слышали от официального представителя правительства, уважаемого Игоря Николаевича, 1 февраля Правительство Российской Федерации внесло в Думу законопроект, который затрагивает два закона – «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации».
Законопроект этот разработан правительством в целях надлежащего контроля за временным пребыванием иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию, в том числе с целью осуществления трудовой деятельности.
Я хотел бы прежде всего сказать, что мнение нашего Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, равно как и мнение комитетов-соисполнителей – Комитета по безопасности и противодействию коррупции и Комитета по охране здоровья, в пользу того, чтобы мы сегодня поддержали принятие этого закона в первом чтении. Хотя, не скрою, есть целый ряд вещей, которые, как кажется не только нам, но и Правовому управлению Государственной Думы, нуждаются в уточнениях ко второму чтению.
Хотел бы заметить – принятие закона повысит уровень санитарно-эпидемиологической безопасности, будет способствовать раскрываемости преступлений, затруднит возможность сокрытия действительных персональных данных иностранными гражданами, в том числе теми, которые относятся к разного рода преступным и даже террористическим организациям. Таким образом, он станет одним из элементов укрепления национальной безопасности Российской Федерации. Одним словом, он будет принят в интересах лучшего порядка, и отвечает вызовам сегодняшнего дня, особенно всем страхам, связанным с заражениями, эпидемиями, пандемиями и так далее.
На что хотелось бы обратить внимание при этом. Ну, прежде всего, здесь уже было сказано, восстанавливается определенная справедливость для тех, кто въехал из визовых и безвизовых стран. По каким-то причинам в иных случаях у нас положение тех, кто въехал из визовых стран в отношении всяких мер, выглядит более комфортным, чем тех, кто въехал из безвизовых.
Здесь, скажем, речь идет о том, чтобы теперь для тех, кто участвует в Государственной программе по добровольному переселению соотечественников России, то есть программе репатриации, на весь срок действия свидетельства участников программы фактически отменяется правило, – мы его уже затрагивали, если вы помните, при обсуждении других законопроектов, – это правило 90-180. Вот 90 дней – въехал, через 90 дней на 90 дней выехал, потом снова на 90 дней въехал и так далее. В данном случае те, кто участвует в программе, не должны будут этого делать.
Необходимо, на наш взгляд, на мой взгляд, дополнить законопроект поправкой, не нарушающей его концепцию – о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина из безвизовой страны, получившего свидетельство о признании его носителем русского языка. У нас такая новелла в законодательстве появилась в 2014 году после предложения Президента в Послании Федеральному Собранию от 2012 года. Но, однако, не во всех случаях, когда мы правим наши законопроекты, – и вот правительство в этом случае тоже не обратило на это достаточно внимания. Надо исправить недоразумение, чтобы в отношении тех, кто участвует вот в этой процедуре – определении носителя русского языка, тоже действовали те же льготы, как в отношении всех остальных из безвизовых стран.
Важный вопрос – дактилоскопическая регистрация и медицинское освидетельствование. Обращаю ваше внимание на то, что по перечню, который принят Минздравом, у нас следующие заболевания являются основанием для беспокойства: туберкулез, лепра, сифилис, вирус иммунодефицита – ВИЧ и теперь еще и ковид.
Когда дело касается законопослушных ВИЧ-инфицированных, у которых есть, скажем, члены семьи – граждане России, то выдворение их не предполагается, а вот когда дело касается нового иммунодефицита, то здесь, собственно говоря, этим законопроектом предусмотрена возможность выдворения в случае, если человек переболел иммунодефицитом. На мой взгляд, это чрезмерная мера. Если можно, еще минуту.
Методики определения наличия COVID несовершенны, и излечение проходит достаточно быстро, если идет нормально. Наказывать высылкой переболевшего ковидом, на наш взгляд, не совсем справедливо.
Во всем остальном мы, безусловно, поддерживаем принятие законопроекта в первом чтении. Есть повод еще раз уточнить, должны ли те, кто уже у нас здесь находятся и не прошли дактилоскопию и все остальное, быть подвергнуты нормам этого закона».
В ходе обсуждения докладчикам были заданы вопросы. Представляем стенограмму обсуждения законопроекта:
Сапко И.В. Спасибо, Иван Иванович.
Уважаемый Игорь Николаевич, уточните, пожалуйста, в какой срок иностранные граждане должны пройти медицинское освидетельствование? И каковы последствия для тех, кто не пройдет его в установленный срок?
Зубов И.Н. Ну, я еще раз тогда расскажу о законопроекте. Значит, если вы прибыли, если иностранный гражданин прибыл с целью, в безвизовом порядке прибыл с целью осуществления трудовой деятельности, то он должен пройти дактилоскопирование до 30 дней с момента прибытия, ну и остальные процедуры. Если он прибыл с иными целями и находится свыше 90 суток, то он обязан по истечении 90 дней сделать то же самое.
Значит, последствия я тоже говорил, они могут быть самые различные. Во-первых, он нарушает другие нормы и может быть подвергнут административному наказанию. Плюс к этому в зависимости от того, в связи с чем он не прошел вот это, допустим, медицинское освидетельствование, может быть, он не прошел ввиду того, что у него есть опасное заболевание, которое в перечень входит, он может быть признан нежелательным лицом и выдворен за пределы Российской Федерации.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Затулин К.Ф. Я бы хотел только добавить, что кроме вот такого крайнего решения о нежелательности пребывания и, соответственно, выдворении из России, есть еще и решение о сокращении срока пребывания, временного пребывания. Такой вариант тоже существует, если вы отказываетесь от этих процедур, от медицинского освидетельствования.
Председательствующий. Спасибо.
Куринный Алексей Владимирович.
Куринный А.В. Спасибо, Иван Иванович.
Уважаемый Игорь Николаевич, вот то, что касается исключений, как вы сказали, там по гуманистическим и прочим основаниям, вот здесь получивший патент или разрешение на работу, вот в чем здесь гуманизм в данном случае, почему эти люди исключаются из числа тех, кто проходит именно медицинское исследование? Там опустим пока дактилоскопию и прочие варианты. И лица, скажем так, которые являются беженцами либо получили временное убежище по политическим мотивам, почему они исключаются из числа проходящих медицинское исследование?
Зубов И.Н. Алексей Владимирович, надо просто посмотреть саму эту норму, эта норма говорит о тех, кто в нее не включен по разным основаниям.
Вот те категории, которые вы назвали, они все это проходят, но по другим статьям при установлении их статуса, при получении патента, поэтому два раза указывать их вот… ну, мы как бы не считаем возможным.
Но в принципе много было, кстати, разных замечаний по этому поводу. Категории можно ко второму чтению и подшлифовать.
Председательствующий. Спасибо.
Алыневских Андрей Геннадьевич, пожалуйста.
Алыиевских А.Г. Спасибо.
Игорь Николаевич, в законопроекте есть категории, которые, вы уже сказали, не попадают – это и несовершеннолетние, и мужчины, женщины 65 и 60 лет, соответственно, по принципу взаимности и гуманности. А скажите, пожалуйста, вот насколько без этих категорий, насколько полнота контроля то есть, чтобы было понимание?
Зубов И.Н. Я так намеком сказал, еще раз скажу, что было очень много споров по поводу того, кому дать исключения. Первоначально в нашем проекте исключений практически не было, кроме принципа взаимности.
При обсуждении законопроекта и в деловом сообществе, и с представителями гражданского общества вот настойчиво звучали требования включить вот данные категории, которые вы назвали, в исключение. Если мы здесь с вами примем иное решение, но, значит, оно будет, это решение принято. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Константин Федорович, спасибо.
Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть.
Включите режим записи на выступление.
Покажите список.
Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста.
Нилов О.А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, уважаемый Игорь Николаевич.
Не знаю, занимали ли вы свою должность в октябре 2013 года, но 14 октября 2013 года именно этот законопроект был мною внесен, затем рассмотрен, отклонен, ну, по причине того, что идея хорошая, но денег нет. Ну и вот сегодня я, конечно же, с удовлетворением слышу, что называется, работу над ошибками правительства, правда, 7 с лишним лет прошло. За это многие проблемы, в том числе и по вашему ведомству, ну, что называется, пришлось расхлебывать, но было и продолжение.
Игорь Николаевич, в моих поправках, отдельных законопроектах было следующее предложение, что после обнаружения с помощью дактилоскопии, других методов вычисления, ну, так скажем, нежелательных граждан, которые проникают на территорию России, они должны не просто вычисляться, выявляться, они должны депортироваться, причем в сжатые сроки, если это закоренелые преступники, наркодилеры, серийные убийцы, педофилы, маньяки и так далее, и так далее, да и просто рецидивисты, насильники, я считаю, нужно обязательно, вычислив таких граждан, принимать жесткие вот такие адекватные меры.
Есть ли это в ваших дальнейших намерениях, пока не знаю. Предлагаю, может быть, это, в том числе, поправками сразу оговорить либо принять в отдельном законопроекте. А так, конечно, мы будем голосовать за этот законопроект и готовы, в том числе, продолжить работу над тем, чтобы защитить, прежде всего, наших граждан от нежелательных вот таких преступных, прежде всего, элементов.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Олег Анатольевич.
Кавинов Артем Александрович, пожалуйста.
Кавинов А.А., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Уважаемые коллеги!
Достаточно подробно мы остановились на том законопроекте, который предстоит рассматривать, я уверен, после этого голосования во втором чтении, и в вопросах прозвучали справедливые пометки, на которые мы должны обратить внимание. Поэтому единственный момент, на котором я еще раз хотел заострить внимание, это то, что отсутствие возможности идентификации по биометрическим персональным данным, оно по сути значительно затрудняет реализацию решений о нежелательности пребывания или проживания в Российской Федерации лиц, которые находятся в розыске, причастны к деятельности террористических организаций, прежде всего, из- за изменения иностранными гражданами своих установочных данных и повторного как раз въезда в Российскую Федерацию уже с новыми персональными данными.
Внесение этого положения, о котором мы говорим, его прохождение… прохождение обязательной медицинской регистрации, фотографирование, последующая биометрическая идентификация, они как раз способствуют решению тех проблем, о которых мы все говорим.
Законопроект соответствует всем положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Просим поддержать.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Артем Александрович.
Игорь Николаевич, заключительное слово, если есть необходимость.
Нет.
Константин Федорович!
Депутату Затулину включите микрофон, пожалуйста.
Затулин К.Ф. Я хотел бы обратить особенное внимание всех, в том числе и Правительства, на то, что мы очень рассчитываем, что после того, как закон будет принят, я уверен, важно соблюсти чистоту рук в его применении. Чтобы сфера дактилоскопирования, медицинского освидетельствования и так далее, которая в ряде случаев передоверяется различного рода организациям ведения МВД или, допустим, в Москве, подведомственным Москве организациям, не была сферой каких-либо злоупотреблений. Что нанесет ущерб не только кошельку, но и чести Российской Федерации.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Законопроект был поддержан и принят в первом чтении единогласно 404 голосами «ЗА».