Жизнь быстротечна — и то, что еще вчера казалось так понятно, логично и объяснимо, сегодня задает одну загадку за другой. Да ладно бы только историкам… Жизнь все чаще тыкает нас с вами, обычных людей, далеких от изучения этой важной науки, в аксиому: все, что мы переживаем сегодня, уже было! А то, что было, непостижимым образом из «глубины веков» влияет на наше завтра…
Короче, только что случилась одна знаменательная дата. Малозаметная, но тем не менее не канувшая в Лету. 75 лет назад в эти летние дни Верховный Совет РСФСР своим указом утвердил принятое годом раньше решение о преобразовании Крымской АССР в Крымскую область в составе РСФСР. Утвердил неправомерно — как случалось тогда сплошь и рядом. Естественно, крымчан никто даже не подумал спросить, согласны ли они.
1954 год случился, как вы понимаете, позже. И о нем мы хорошо помним, потому что тогда, 19 февраля, полуостров со всеми его жителями, не соблюдая все действующие на тот момент правовые процедуры, отдали братской республике Украине. Она же братская. Плечом к плечу в окопах. 300 лет, опять же, воссоединения. И потом, провода легче тянуть с материка, а не через пролив. Хотя, говорят, у Хрущева были некие личные соображения, которые с лихвой перекрывают все «хозяйственные аргументы»…
История Крыма весьма богата на события — и в стародавности, и в совсем еще недавние: еще живы люди, которые это переживали в реальном времени. Как же важно собрать все воспоминания, заметки, понять мотивы, аргументы «действующих лиц и исполнителей»…
Заметил ли тогда Крым понижение своего административно-территориального статуса? Он ведь потерял автономию, стал рядовой областью! А потом вообще превратился в украинскую область. Тогда никто не вышел на площади, никто не написал гневных статей, никто не отвез петиций в Кремль. Хотя работал тогда в Симферополе секретарь обкома партии Титов, который таки возвысил свой голос, но судьбу мужику сломали быстро — сняли с поста, отправили куда подальше… Тяжелые были времена.
Судить давние события с высоты сегодняшнего дня нельзя категорически. Сегодня уже не учесть всего контекста, на фоне и вследствие чего принимались те или иные решения. Но ведь так легко представить, что, однажды получив опыт жизни в автономии, пусть и вполне себе номинальной, Крым, попавший после 1991 года в чужую для себя страну, вспомнил о нем («руки-то помнят!»). И во второй раз статус автономии уже стал той страховкой, спасательным кругом, позволившим сохранить в себе русскость, причастность к своей большой родине и в конечном итоге вернуться домой.
Обо всем этом говорили сегодня на видеомосте в МИА «Россия сегодня» политолог, кандидат филологических наук Сергей Киселев; политолог, член Общественной палаты Республики Крым, директор ГБУ РК «Центральный музей Тавриды» Андрей Мальгин и главный научный сотрудник Института государства и права РАН, доктор юридических наук Сергей Бабурин (г.Москва). Тему обозначили так: «Как Крым боролся за свои права: автономия против области».
У каждого из них было что рассказать. Киселева и Мальгина крымчане, конечно, знают получше, а вот Бабурина стали забывать. А ведь он в начале 90-х крепко постоял в Москве за Крым, за Черноморский флот. Сегодня он рассказал некоторые подробности того, как Ельцин прятался от наседающего адмирала Игоря Касатонова, отчаянно пытавшегося сохранить российский флот за Россией именно в Севастополе, потому что, если честно, никакой Новороссийск заменить базу в крымском городе-герое не сможет (кстати, на нашем сайте есть довольно много материалов о Касатонове и о тех событиях).
Вспоминали сегодня и Константина Затулина, и Юрия Лужкова — как людей, которые протянули крымчанам руку в самые тяжелые времена. Протянули, несмотря на то, что за связь с Крымом в те ельцинские времена в Москве жестоко карали, отлучая от должностей и ссылая куда подальше (вспомним, кто тогда и для чего писал Конституцию РФ, закладывал основы современной экономики и финансовой системы и пролезал во все щели, мечтая о том, чтобы Россия жила под дудку Запада).
Вспомнили и патриарха крымской политики — Николая Васильевича Багрова, первого председателя Верховного Совета Крыма. Он был во главе Крыма в самые тяжелые годы сразу после развала Советского союза, в самые смутные времена, когда старые законы уже не действовали, а новых еще не было, и поэтому все, кому не лень, тащили из-под носа что «плохо лежало».
«Чудо, что нашлись и в Москве, и в Крыму политики, которые пошли против основной «линии партии», — так коротко подвел итог тем событиям Сергей Киселев.
Он же рассказал бытовую историю, которая очень точно характеризует, насколько народ был далек от этих игр вождей по перетасовке административной карты страны. После 1954 года один из его знакомых собрался в горы; решил купить минералки. Зашел в магазин, увидел самую дешевую, с надписью «Оцет» (уксус по-укр.) — и…
Кстати, вот из-за таких мелких, казалось бы, штрихов, и вырастало в народе недовольство тем, что им, не спрашивая, меняют жизнь. Кстати, Сергей Бабурин напомнил об одном очень важном международном правиле: если меняется юрисдикция на какой-то территории, нужно обязательно спросить людей об их мнении.
В 2014-м так и случилось. Нас спросили — мы ответили. Поэтому уже больше семи лет мы живем дома, в России. И кто знает, может, мы свой путь домой начали как раз в эти дни 75 лет назад…