Константин Затулин, директор Института стран СНГ, депутат Государственной Думы Российской Федерации
LentaCom.ru
Владимир Путин, не знаю, намерено ли он это сделал или так сложилось, выдержал паузу, заполненную брутальным американским вмешательством в дела арабского мира (операции США в Афганистане и в Ираке), и поехал на Ближний Восток, на который, стоит отметить, никто из Советских и нынешних руководителей России толком никогда не был.
Я считаю, что поездка президента России в страны Ближнего Востока (Саудовская Аравия, Катар и Иордания) очень важна. Она сигнализирует о том, что Россия возвращается в дела мировой политики, имея при этом качественно иной интерес, чем в прежние времена, когда все начинания диктовались элементарным желанием противостоять другому лагерю – США. В настоящее же время у России есть огромный спектр интересов, связанных с экономическим взаимодействием, с взаимным открытием рынков, с объединением усилий в энергетической сфере.
В каждой стране, в которой побывал Путин, есть свой перечень приоритетных проблем, как внутренних, так и внешних, хотя, безусловно, есть и общие. Его поездка должна была ответить на постоянные вызовы Ближнего Востока: это и арабо-израильский конфликт, и взаимоотношения между богатыми и бедными странами в этом регионе, и перспективы налаживания мира в Ливане.
И, по большому счету, вопрос о том, что же будет в ближайшее время со всем этим большим Ближнем Востоком (имеется в виду коллапс в Ираке, который чем дальше, тем больше будет оказывать влияние на весь арабский мир).
Очевидно, что арабский мир сегодня, благодаря в том числе и поведению США, напоминающего поведение слона в посудной лавке, обрел проблему в лице Ирака. Однако, хотя Путин и не побывал в Ираке, но на каждой его встрече эта тема озвучивалась. И я думаю, что вне зависимости от личных интересов собеседников Путина, они оценили и его мнение на этот счет, и поведение Российской Федерации в арабском кризисе.
Я думаю, что после этой поездки Путина, отношения между Россией и арабским миром действительно продвинутся на значительный шаг вперед.
Что же касается развития темы создания газового картеля, то можно отметить, что Россия над этим работает и заинтересованные в этом есть. В основе предложения лежит определенная общность интересов. А раз такая общность интересов присутствует, значит, газовый картель вполне может сложиться.
Дополнительную пикантность этой поездке придало то, что она произошла вслед за выступлением Путина в Мюнхене. То, что ближневосточные страны на ура приняли Путина, а многие даже беспокоились о третьем сроке его президентства, — плохой сигнал для «ястребов» США. Ближний Восток стал симпатизировать Путину еще больше после его выступления в Мюнхене. Причем, эта симпатия выражается теперь не только какими-то радикальными режимами, но и умеренными консервативными.
В самом деле, Россия перестала быть Советским Союзом, то есть коммунистической страной, которая угрожала устоям арабского мира, вмешивалась в религиозные вопросы. Россия стала в большей мере национальным государством, и оказалось, что интересы этого национального государства гораздо ближе интересам влиятельных стран Ближнего Востока, чем это было во времена СССР.