18 ноября Главное управление по вопросам миграции МВД России организовало онлайн совещание межведомственной рабочей группы по вопросам миграции, на котором предложили обсудить 2 вопроса: о реализации положений главы 8.1 Федерального закона «О гражданстве РФ» и о практике документирования лиц без гражданства (ЛБГ) временным удостоверением личности.
К участию в совещании кроме представителей ГУВМ МВД были приглашены члены рабочей группы: депутаты Государственной Думы Константин Затулин, Виктор Водолацкий, от управления Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан А.Б.Чигишева, от Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В.М.Салтанова.
По первому вопросу ведущий совещание заместитель начальника ГУВМ МВД Кирилл Адзинов сообщил, что с ноября 2012 года в соответствии с нормами главы 8.1 правовой статус урегулирован у 67 360 человек, из которых 57 118 человек приняты в гражданство РФ, 10 242 человек признаны российским гражданами (это те, кто уже получал паспорт гражданина России, но затем этот паспорт органы МВД посчитали выданным с нарушением принятого регламента).
В новом законе о гражданстве, который готовят в Администрации Президента, возможности урегулирования правового статуса, предлагаемые сейчас в главе 8.1, будут даже расширены. Но пока нет текста законопроекта, трудно угадать конкретные изменения, которые могут быть предложены. Хотя, наверно, будут сняты требования отсутствия гражданства иного государства при получении гражданства России, которые остались в тексте главы 8.1. Скорее всего, будет снят срок 1 января 2010 года для получения паспорта, который потом посчитали выданным необоснованно, чтобы «лишенец» имел право на восстановление (признание) гражданства с момента первого получения документа о гражданстве РФ.
О начавшемся документировании ЛБГ доложил начальник управления разрешительно-визовой работы ГУВМ Олег Молодиевский. В августе этого года вступили в силу поправки в закон о правовом положении иностранных граждан, которые определили порядок получения удостоверения личности лицами без гражданства. Наконец, появилась возможность выхода из нелегального положения у тех, кто утратил действительные документы, у кого нет страны, признающей его своим гражданином или готова его принять.
После процедуры установления личности, ЛБГ может подать заявление на получение временного удостоверения личности. На 1 ноября, как сообщил Олег Молодиевский, от ЛБГ органами миграции было принято 550 заявлений, по пятистам из которых уже приняты положительные решения. ЛБГ, находящиеся в ЦВСИГах, могут подавать заявления на удостоверение через руководство этих учреждений. Из 36 таких заявлений 30 уже удовлетворены.
Наибольшую сложность в процессе документирования представляет процедура установления личности. Требуются надежные свидетели, приходится ждать ответов на запросы из иностранных государств, которые не всегда приходят. На эту процедуру закон отводит три месяца, а при необходимости срок может быть однократно продлен еще на три месяца (т.е. все проверки по установлению личности не могут длиться более 6 месяцев). Поправка, ограничивающая шестью месяцами процесс установления личности, наряду с еще несколькими, была принята по предложению Константин Затулина, который работал по этой проблеме с экспертом «Гражданского содействия» Еленой Буртиной.
Для тех ЛБГ, кто получает удостоверение, открывается путь к дальнейшей легализации. Они могут получить РВП без квоты, затем вид на жительство и в дальнейшем — гражданство России. Если у владельца удостоверения ЛБГ есть не погашенная или не снятая судимость, то до истечения срока такой судимости он не может оформлять ни РВП, ни вид на жительство. Но, встав на миграционный учет, он получает право на работу без разрешительных документов, на медицинскую, социальную помощь.
В обсуждении вопросов на совещании принял участие Константин Затулин. Он обратил внимание, что, как и прежде, депутаты остаются в стороне при разработке законопроектов, инициаторами которых выступают Правительство или Президент. Участие депутатов на стадии подготовки проектов помогло бы избежать многих недоразумений, которые приходится исправлять после поступления законопроектов в Госдуму, что значительно бы облегчило их прохождение в Парламенте. А пока нет текста нового законопроекта, обсуждение планируемых изменений в законодательство о гражданстве РФ имеет достаточно абстрактный характер.
Константин Затулин также обратился за поддержкой законопроекта «О репатриации в Российскую Федерацию», который им внесен в июне с.г. Он сказал о принципиальной важности принятия этого закона в свете поправок, внесенных в 2020 году в Конституцию России, которая закрепила ответственность государства перед соотечественниками за рубежом за соблюдение их прав и сохранение культурной самоидентификации. Право на репатриацию как раз и обеспечивает возможность соотечественника вернуться на историческую Родину, чтобы избежать ассимиляции в странах, вставших на путь ревизии общечеловеческих ценностей. Право соотечественника при этом не ограничивается условиями Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников (наличием вакансий на работу в избранном регионе), хотя при желании он может ей воспользоваться.
Еще одна проблема, о которой сказал Константин Затулин, много лет не имеет законодательного разрешения. Она касается предоставления гражданства ребенку, родившемуся в семье с разным гражданством родителей, когда она находится за рубежом. Родитель-гражданин России не может оформить российское гражданство ребенку без письменного согласия другого родителя-иностранца. В то же время на территории России гражданство РФ ребенок получает по заявлению одного российского родителя. Чтобы устранить зависимость от места проживания права российского гражданина на оформление гражданства своей страны собственному ребенку, в Госдуму, начиная с 2010 года, поступило 4 законопроекта. Три из них вносил Константин Затулин, последний раз в 2017 году. Он поддержан депутатами разных фракций, но остается без рассмотрения из-за «вето» Государственно-правового Управления Администрации Президента. Законопроект одобрен МИДом, Управлением Президента РФ по Внешней политике, Правительство не возражает. Наконец, Сергей Лавров — Министр иностранных дел России, являющийся Председателем Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, публично обещал первоочередное решение этого вопроса на недавно прошедшем Всемирном конгрессе соотечественников. Как заверил Кирилл Адзинов, у МВД нет претензий по этому законопроекту. В Госдуме законопроект готовится к первому чтению, но дата его рассмотрения пока не определена. К сожалению, в ходе совещания представитель Управления Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан не высказала никакой позиции по этому, как впрочем, и по всем другим вопросам.
Совещание на этом закрылось пожеланиями всем участникам крепкого здоровья и успехов в трудах по обеспечению прав наших соотечественников, находящихся как в России, так и за рубежом.
Александра Докучаева