Поделиться


    Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

    Защита от спама reCAPTCHA Конфиденциальность и Условия использования

    Оставить наказ кандидату

      Выберите округ:


      Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

      Написать письмо депутату

        Выберите приемную:


        Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

        На страницу депутата
        от Сочинского округа

        Выступление Константина Затулина в Государственной Думе 16 декабря 2021 года

        VIDEO

        Константин Затулин выступил с докладом о проекте федерального закона № 1160385-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части установления упрощенного порядка выдачи иностранным инвесторам вида на жительство в Российской Федерации».

        Размещаем полное обсуждение данного законопроекта в Государственной Думе.

         

        Председательствующий. Итак, 42-й вопрос. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации » в части установления упрощенного порядка выдачи иностранным инвесторам вида на жительство в Российской Федерации». Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра экономического развития Дмитрий Валерьевич Вольвач.

        Вольвач Д. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

        Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

        Министерством экономического развития в целях реализации концепции миграционной политики до 2025 года, утверждённой Президентом Российской Федерации, был разработан и предлагается на ваше рассмотрение законопроект об упрощении получения вида на жительства для иностранных инвесторов и их родственников. Такая практика уже действует более чем в 20 странах мира и является важным элементом глобальной конкуренции за инвестиции и человеческий капитал. Воспользоваться привилегией, по идее авторов законопроекта, смогут не только супруги и дети таких инвесторов, но и супруги их детей, родители, супруги родителей, бабушки, дедушки и внуки, то есть расширенный состав родственников.

        Сейчас оформление вида на жительство занимает как минимум полтора года, полгода уходит на оформление разрешения на временное проживание, ещё как минимум год нужно прожить в этом статусе, чтобы подать заявку для перехода на следующий этап, а именно оформление вида на жительство.

        Мы предлагаем сократить сроки процедуры для инвесторов, соответствующих критериям, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. Срок этой процедуры до 6 месяцев.

        Какие именно возможности для иностранцев, инвестирующих в экономику, мы создаём? Если инвестор соответствует установленным Правительством Российской Федерации критериям, по факту уже по прибытии он сможет запустить процесс оформления статуса и впоследствии приобрести практически те же права, что и российских граждан, в том числе пользоваться социальными гарантиями практически наравне с гражданами Российской Федерации, безусловно, кроме права участвовать в выборах и служить в армии.

        Кроме того, введение механизма позволит выезжать за пределы государства и возвращаться обратно, не оформляя каждый раз по новой приглашения и визы, работать или открывать собственное дело в любом регионе.

        Сейчас, напомню, работать иностранцу можно исключительно в субъекте получения разрешения на работу или разрешения на временное пребывание.

        Определить основания и критерии для получения вида на жительство в упрощённом порядке проектом закона представляется Правительству Российской Федерации. Мы уже разработали проект постановления с соответствующими критериями, направили его на согласование в МВД, в Минтруд, ряд других наших ведомств, которые работают в этом направлении.

        Параллельно обсуждаем его с экспертным сообществом и представителями бизнеса, зарубежных бизнес-ассоциаций.

        В качестве основания о предоставлении вида на жительство нами с учётом изученного международного опыта и российских реалий сейчас рассматриваются основные критерии в виде инвестиций в компании, работающих в Российской Федерации, уплачивающие налоги в бюджетную систему Российской Федерации и создающие рабочие места в Российской Федерации, а также и инвестиции в российскую недвижимость.

        Минимальный порог инвестирования мы предлагаем установить на уровне 30 миллионов рублей для каждого инвестора, претендующего на такое право. Мы ожидаем в первый год запуска программы где-то 300-400 человек в год. Соответственно, через три года планируем, что программа выйдет на стабилизацию потока желающих получить вид на жительство в таком порядке, это будет где-то 600-650 человек в год, по нашим оценкам.

        И, соответственно, возможные инвестиции от 9 до 12 миллиардов рублей в год, за три года более 40 миллиардов рублей, а на период до 2030 года более 260 миллиардов рублей мы ожидаем в связи с введением этой программы.

        Ответственные комитеты по законопроекту поддержали. Ответственным комитетом является Комитет по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками. Также законопроект был рассмотрен и поддержан на Комитете по финансовому рынку

        В связи с этим прошу поддержать. Спасибо.

        Председательствующий. Спасибо.

        С содокладом выступает Константин Федорович Затулин. Пожалуйста, Константин Федорович.

        Затулин К. Ф. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вот наконец-то мы приступили к первому чтению законопроекта, который внесён правительством, но из-за напряжённости в принятии законов, из-за большого числа правительственных в том числе законопроектов, мы делаем это только сегодня. Хотя в октябре этот проект уже был поставлен в повестку, а наш комитет, уже здесь названный, по делам СНГ его рассмотрел и одобрил. Как и Комитет Государственной Думы по финансовому рынку — соисполнитель.

        Это очень хорошо, что мы начнём новый год в случае принятия этого законопроекта с новыми правилами для инвесторов, когда дело касается их пребывания в Российской Федерации. Я, как и наш комитет, полностью поддерживаю этот законопроект. Считаю, что уже давно правительство должно было бы определиться со ставкой, с тем самым размером, о котором сейчас Дмитрий Валерьевич сказал. Он пока не установлен.

        Я помню времена, когда говорили о сумме — 100 миллионов. Сейчас говорят о сумме — 30 миллионов. Но это достаточно всё дискуссионные ставки. Тем не менее это должно быть сделано. И очень может быть, что даже в этом законе мы могли бы их временно установить. Или ограничиться нормой, что такую ставку будет менять правительство, потому что всё течёт, всё изменяется, и деньги тоже обесцениваются, и в этом смысле ставка должна периодически повышаться, наверное, в связи с инфляцией.

        Мы действительно гуманизируем наше законодательство о правовом положении иностранных граждан, как и наше законодательство о гражданстве. В данном случае о гражданстве речь не идёт, но речь идёт о виде на жительство. В самом деле, совершенно дикая ситуация, когда человек, вложивший средства в России и работающий, например, в России, не может сюда пригласить ни свою жену, ни своих детей, если они у него есть. Это всё прежде было зарегулировано. Мы даём ему такую возможность, это правильно.

        И мне кажется, что нам надо уходить от излишних ограничений, когда дело касается людей, заинтересованных в том, чтобы жить и быть в России, касается это инвесторов или касается это наших соотечественников. Не всех вообще, кому не лень хочется приехать в Россию, для того чтобы здесь подрабатывать, а тех, кто России в самом деле что-то принесёт — свой ум, талант или свои деньги, как в этом случае.

        Поэтому призываю вас проголосовать за этот закон.

        Председательствующий. Спасибо, Константин Федорович.

        Коллеги, будут ли вопросы?

        Олег Анатольевич Нилов.

        Ещё есть вопросы? Есть?

        Тогда запись включите на вопросы.

        Покажите список.

        Шеремет Михаил Сергеевич, пожалуйста.

        Шеремет М. С., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

        Спасибо.

        Уважаемый Дмитрий Валерьевич, к вам два вопроса.

        Первый. Скажите, пожалуйста, сколько вы прогнозируете заявок от иностранных инвесторов по вопросу вида на жительство и из каких стран?

        И второй вопрос. Будут ли установлены критерии или приоритеты по регионам инвестирования? Например, Крым, Дальний Восток, средняя полоса России? Потому что понятно, что такие инвесторы, как правило, будут стремиться в Москву или областные центры.

        Вольвач Д. В. Спасибо большое за вопрос.

        Начну со второго. Пока в том постановлении правительства, в проекте постановления правительства с критериями, которые мы согласовываем с нашими коллегами, вот регионального аспекта нет. На самом деле очень интересный подход и, наверное, нам следует взять его на вооружение. Мы в рамках проработки постановления обязательно этот вопрос исследуем. Пока там рассматриваем только виды инвестиций, то есть это прямые инвестиции в создание компаний и инвестиции в недвижимость, а также объём этих инвестиций для того, чтобы можно было претендовать на соответствующий упрощённый порядок получения вида на жительство.

        То, что мы прогнозируем, ну вот я сказал, первый где-то год-два — это 400 человек в год. Человек 600 максимум мы планируем, когда эта система начнет работать. Понятно, что надо не забывать, мы будем конкурировать этой нашей программой с другими странами, которые тоже достаточно активно развивают различного рода преференционные режимы для инвесторов. И я думаю, что очень многое будет зависеть от того, как будет вообще развиваться глобальная конкуренция за инвестиции и капитал по мере реализации нашего законопроекта. Ну, я считаю, что мы это делаем действительно вовремя и, мне кажется, решение очень важное.

        Пользуясь случаем, скажу, обращу ваше внимание, что в соответствии с законопроектом все условия, по которым претендующему может быть отказано в предоставлении вида на жительство, а также в соответствии с которыми вид на жительство может быть аннулирован, безусловно, распространяются и на тех, кто получит его в этом режиме. То есть мы совершенно не ослабляем критерии, которые требуются для получения этого статуса.

        Спасибо.

        Председательствующий. Спасибо.

        Останина Нина Александровна, пожалуйста.

        Останина Н. А. Уважаемый Дмитрий Валерьевич, вы наверняка были свидетелями той дискуссии, которая велась по предыдущему законопроекту, где речь шла об упразднении льгот с потребителей — наших российских граждан, поэтому, конечно, немножко режет слух, когда мы предоставляем благоприятные льготы для развития инвестиций и развития собственного бизнеса иностранным гражданам. Вы ведь представляете Министерство экономического развития Российской Федерации всё-таки.

        Но у меня, как и у Константина Федоровича, тоже опасения. Правила игры определяет правительство. Вот вы назвали эту сумму — 30 миллионов, но мы-то понимаем, что это такое и какие это инвестиции. Громкое слово — инвестиции, но 30 миллионов в региональном даже аспекте — это чрезвычайно малая сумма. Скажите, пожалуйста, вы предполагаете всё-таки, ну, 400, 600 называете численность, а перспективы, что мы от этого будем иметь?

        И второе. Ну, избавьте, пожалуйста, вашу пояснительную записку вот этим критерием… (Микрофон отключён.)

        Председательствующий. Добавьте 20 секунд. Коллеги, старайтесь укладываться в отведенное время.

        Из зала. (Не слышно.)

        Останина Н. А. Извините. Раиса, если останется термин «высококачественный человеческий капитал», то это что-то сродни расовой теории или Ницше попахивает. Поэтому хорошо, если бы это были просто иностранные инвесторы, а не высококачественный человеческий капитал. Не бывает низкокачественного человека.

        Председательствующий. Пожалуйста.

        Вольвач Д. В. Да, поправка принимается.

        По поводу развития экономики. Но инвестиции это и есть развитие экономики, и мы никоим образом не ущемляем здесь, безусловно, наших, российских, отечественных инвесторов. Ведь заметьте, мы здесь не даем никаких льгот, речь не идет о том, чтобы там пониженная ставка налога или пониженные какие-то платежи, просто небольшое снижение административных препятствий и барьеров, которые на сегодняшний день избыточны, для тех людей, кто готов не просто вложить деньги в российскую экономику, а связать свою дальнейшую жизнь, судьбу и бизнес с Россией. Вот основной посыл этого законопроекта. Спасибо.

        Председательствующий. Центральную трибуну, пожалуйста, включите.

        Затулин К. Ф. Просто с удовольствием выслушал вопрос уважаемой коллеги. Я тоже придерживаюсь тоже такого очень внимательного, придирчивого отношения во всех случаях, когда предлагают какие-то льготы, тем более иностранцам. Но она, эта придирчивость, не должна развиваться в подозрительность.

        Давайте представим на минуточку, что мы хотим, вообще чем мы хотим осчастливить людей, которые вложат какие-то несчастные 30 миллионов рублей. Ну, наверное, у каждого здесь есть избыток денег, поэтому 30 миллионов рублей на нас впечатления не производят. Но мы всего-навсего позволяем людям, которые сюда приедут и вложат эти деньги, пригласить свою семью сюда. Вот и вся история.

        Поэтому давайте не думать, что 400 или 600 человек собьют с толку и с курса Российскую Федерацию, оттого что они сюда приедут.

        Председательствующий. Константин Федорович, ваш пассаж по поводу 30 миллионов, я почувствовал, в зале не очень поддержали.

        Пожалуйста, Нилов Олег Анатольевич.

        Нилов О. А. Дмитрий Валерьевич, ну действительно, вы предлагаете расширить состав до практически нескольких десятков членов семьи одного человека. Один инвестор может привезти всю свою семью (бабушек, дедушек, их родственников и так далее).

        А в пояснительной записке, или вернее в документации, вы пишете, что это не повлечет никаких бюджетных расходов.

        Как же так? Детей надо учить, лечить всех, выплачивать какие-то пособия, пенсии. Это какие расходы? Кто их посчитает?

        И самый главный вопрос. А 30 миллионов вы предлагаете в том числе засчитывать, если это будет вложение в недвижимость, свою недвижимость? То есть что, купил квартиру в Москве, и всё, и встал на пособие, получаешь маткапитал и так далее, и так далее, это тоже инвестор что ли?

        И почему 30 миллионов? Откуда вы взяли такую цифру? Приведите цифры 20 стран, которые, вы говорите, есть такая практика, какие там суммы предлагается внести, причем в бюджет внести, а…

        (Микрофон отключен.)

        Председательствующий. Пожалуйста.

        Вольвач Д. В. Коллеги, исследования мы подробные проводили. Цифра 30 миллионов, она, скажем так, очень конкурентно находится на уровне большинства стран Европейского союза, которые именно такую планку инвестиций, не налогов, ставят для инвесторов, которым предоставляются какие бы то ни было программы поддержки.

        Что касается налогов, которые должна, например, уплатить компания, которую создает этот инвестор на территории Российской Федерации, такой критерий мы также заложили в проект постановления.

        Пожалуйста, правительство вправе, и это условие, там мы установили количество сотрудников, которые должны быть наняты и должны работать в этой компании, и сколько налогов в год эта компания должна уплатить.

        Поэтому в принципе при обсуждении критериев на уровне постановления правительства мы готовы эти позиции учесть, потому что налоги — это прямые поступления в российский бюджет. Спасибо.

        Председательствующий. Центральную трибуну, пожалуйста.

        Затулин К. Ф. Не в первый раз замечаю, что когда коллега Нилов начинает фантазировать, у него каждая семья превращается в гарем. Несколько десятков человек! Ну, я не знаю, может быть и такое, конечно, можно себе представить. Но, вообще-то говоря, уважаемый коллега, людям предоставляется вид на жительство, платить за свое обучение, за свое лечение они все равно будут из своего кармана, это не граждане Российской Федерации.

        Председательствующий. Спасибо.

        Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. А, есть. Елена Григорьевна Драпеко.

        Елена Григорьевна, вы уменьшаете шанс рассмотрения 44-го вопроса.

        Елена Григорьевна, пожалуйста.

        Драпеко Е. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я хочу высказать свое возмущение самим подходом к возможности продажи российского гражданства.

        Вид на жительство — это первая ступень к получению российского гражданства. Мы в этом зале с вами несколько лет, а, может быть, и 10 лет бились за ускоренное получение российского гражданства людьми, которые жизнь за Россию отдавали, которые в Донбассе воевали, в других странах, а сегодня за 30 миллионов рублей и за квартиру в Москве мы готовы действительно весь аул сюда привезти. Приедет сюда Сафар, у него 12 детей, его бабушка, дедушка и все родственники, и все они получат российское гражданство.

        И я хочу вас призвать не поддерживать такой законопроект. Мы должны привозить в Россию тех людей, которые не деньги сюда везут, а везут сюда интеллект, новые открытия, либо готовы воевать за Россию.

        Спасибо. (Аплодисменты.)

        Председательствующий. Спасибо, Елена Григорьевна.

        Дмитрий Валерьевич, вы можете выступить с заключительным словом.

        Нет.

        Константин Федорович? Константину Федоровичу Затулину включите микрофон.

        Затулин К. Ф. Уважаемые коллеги, отдаю должное фантазиям. Значит, хотел бы сказать: ещё раз познакомьтесь с текстом, речь не идёт о предоставлении гражданства, это отдельная процедура, если на неё есть основания. Это во-первых.

        Во-вторых, я хотел бы, чтобы мы не злоупотребляли. Я понимаю, что Елена Драпеко никогда не жила в ауле. У меня на территории города Сочи пять аулов. Вы любите город Сочи? Там пять аулов находится. Это не оскорбление быть из аула, я прошу это запомнить уважаемых депутатов, которые выступают «ЗА ПРАВДУ». Это второе.

        И третье, наконец. Ну давайте поймём… (Аплодисменты.) Давайте поймём, что если мы такие умные, то почему мы такие бедные. Если мы хотим быть на самом деле богатыми, то давайте идти по пути, по которому идут другие страны, привлекая инвесторов. Инвестор совершенно необязательно предатель родины или страны, в которую он приедет. Это человек, который в данном случае сделал свой выбор, выбор в пользу инвестирования в Россию и пребывания в России. Чем это плохо?

        Или давайте построим китайскую стену вокруг России, чтобы никто не приезжал. Спасибо.

        Председательствующий. Коллеги, обсуждение завершено.

        Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования.

        Покажите результаты.

        Результаты голосования (17 час. 09 мин. 32 сек.)

        Проголосовало за…………………………….. 355 чел……………… 78,9 %
        Проголосовало против…………………………. 0 чел……………….. 0,0 %
        Воздержалось……………………………………… 2 чел……………….. 0,4 %
        Голосовало……………………………………………. 357………………. чел.
        Не голосовало……………………………………. 93 чел……………… 20,7 %
        Результат: принято

        Принимается в первом чтении.

        Метки:
        /