По просьбе «БИЗНЕС Online», эксперты оценили серию громких задержаний и их связь с попыткой госпереворота в январе этого года.
Константин Затулин, депутат Госдумы РФ:
— В Казахстане наступил период «деназарбаизации». Люди, получившие за время правления Назарбаева большие капиталы и члены семьи самого Назарбаева, в настоящий момент подвергаются различного рода преследованиям. Вне зависимости от того, насколько они в самом деле дают для этого повод.
Гораздо более важно, задержание племянника Назарбаева — Кайрата Сатыбалдыулы, который на самом деле был, по сути, неофициальным лидером исламистов в правящей верхушке и, очевидно, был причастен к событиям, которые прокатились по Казахстану в начале года.
Что касается капиталов, которые были за это время созданы в Казахстане, то, конечно, основные капиталы контролируются семьей Назарбаевых. Есть самые разные подсчеты, до 90% всего Казахстана принадлежит Назарбаеву или меньше. А то, что касается людей, которые были с ним взаимосвязаны и в этом участвовали, то нет ничего странного в том, что их сегодня привлекают к ответственности. Другое дело, сможет ли действующий президент Токаев провести эту линию. Ведь сопротивление в этом смысле достаточно серьезное, а существующая политическая и экономическая элита формировалась в течение почти 30 лет при непосредственном участии и кураторстве самого Назарбаева.
Павел Салин, политолог:
— Мы наблюдаем банальное перераспределение активов и сфер влияния. Эта ситуация с вытеснением группы Назарбаева изо всех сфер казахстанской политики и бизнеса — не новая. Она берет начало в январе этого года. Впервые об этом стало известно пятого января, когда появились слухи об отставке одного из ближайших родственников Назарбаева — бывшего зампреда КНБ Казахстана. Эту новость сначала опровергли, потом она подтвердилась, и вот с пятого января стало ясно, что нынешний президент Токаев взял курс на демонтаж системы Назарбаева. То есть проект «Преемник» с точки зрения группы Назарбаева, провалился. И с тех пор идет этот плавный демонтаж по шагам. Следующий шаг — повышение ставок, арест одного из родственников Назарбаева. Это не репрессии, это демонтаж, закономерное решение. Когда-то оно должно было произойти. И, наверное, не последнее решение в отношении группы Назарбаева.
Станислав Притчин, старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН:
— Боранбаев не родственник, но принадлежит к клану Назарбаева. Происходит системная перестройка политической системы от нового руководителя. И, соответственно, все эти лица, которые в той или иной степени были связаны с Назарбаевым, принадлежали его семье, клану, получали свои должности и делали состояние благодаря близости к руководителю государства, сейчас находятся не то что бы под ударом, но на такие вещи, как, например, злоупотребления, возможно — преступления, на которые раньше закрывали глаза… Сейчас все они пересматриваются, и никто уже никого не прикрывает. Соответственно, мы видим, что такие злоупотребления сейчас расследуются максимально объективно. Если будут находиться какие-то «скелеты в шкафу», то такие прецеденты в отношении элит могут повторяться. Мы видим, что Карим Масимов, бывший премьер-министр Казахстана и глава КНБ на момент транзита власти, один из ближайших соратников Назарбаева, находится под следствием. Почти все члены клана Назарбаева потеряли свои должности. Так что просто идет смена элит.